Административно-правовые отношения, их объекты и субъекты

План

1.Понятие, сущность и предмет административного права.

2.Административно-правовые нормы, их действие, реализация, систематизация и кодификация.

3.Административно-правовые отношения, их объекты и субъекты.

4.Субъекты административного права, их виды.

5.Понятие и порядок прохождения государственной службы. Государственные служащие.

6.Понятие административного правонарушения и его признаки.

7.Понятие и сущность административной ответственности.

1.Понятие, сущность и предмет административного права.

Административное право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Предметом административного права являются нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительной власти, государственной управленческой деятельности.

По методу правового регулирования административное право регулирует отношения, для которых свойственно неравенство сторон, так как одной из сторон в административно-правовых отношениях всегда выступает государственный орган как носитель государственно-властных полномочий (вертикальные отношения). Но существуют и административно-правовые отношения, основанные на договорах, решениях, соглашениях между самими исполнительными и распорядительными органами, органами исполнительной власти и гражданина по реализации их прав (горизонтальные отношения).

В качестве способов правового регулирования административное право использует предписания, запреты, дозволения, рекомендации. Предписания представляют собой возложение безусловной юридической обязанности совершать определенные действия при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой (паспорт должен иметь каждый). Запреты – это возложение обязанности не совершать соответствующих действий при обстоятельствах, предусмотренных правовой нормой. Дозволением называется правовое разрешение совершать при наличии обстоятельств, предусмотренных правовой нормой, определенные действия или отказаться от их совершения по своей воле. Рекомендации – это советы, пожелания юридического характера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Административное право включает общую и особенную части.

Общая часть включает правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, общие для всех сфер и отраслей управления. К ним относятся нормы права, определяющие правовое положение субъектов государственного управления, формы и методы деятельности органов государственного управления, способы обеспечения законности.

Особенная часть включает нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления (управлении промышленностью, строительством, транспортом, здравоохранением, образованием и др.).

2.Административно-правовые нормы, их действие, реализация, систематизация и кодификация.

Административно-правовая норма – это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления.

В нормах административного права выражается государственная власть, но не всегда в повелительной форме. В управленческих нормах могут закрепляться управленческие отношения, даваться рекомендации и высказываться пожелания, т.е. обусловливаться позиция управленца. Административно-правовые нормы предназначаются для однородных управленческих общественных отношений. Они рассчитаны на длительное или постоянное бытие и применяются тогда, когда появляются обстоятельства, предусмотренные ими, и не теряют силу после кратного применения.

Отличительным свойством является то, что они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей (определение порядка взимания налогов). Они имеют свои средства обеспечения, охраны от невыполнения их повелений. Они возникают в результате правотворческой деятельности органов государственного управления.

Нормы административного права имеют широкий масштаб своего воздействия, направлены на регулирование организации деятельности органов государственного управления, государственной службы, государственных предприятий и учреждений, негосударственных юридических лиц, граждан.

По действию в пространстве административно-правовые нормы различают:

♦общего действия (республиканского) – распространяются на всю территорию республики, содержащиеся в законодательных актах, актах Президента Республики Беларусь, Совета Министров, республиканских органов государственного управления и др. Они могут быть общего, надведомственного и ведомственного характера;

♦местного действия – распространяют свою силу на определенную административно-территориальную единицу или действуют в пределах одного учреждения, организации;

♦межтерриториального (территориального) масштаба действия – это такие правила, которые распространяют свое влияние на соответствующую территорию независимо от административно-территориальных единиц или на две или более области, города, района, поселка, сельсовета.

По кругу лиц – действие административно-правовых норм распространяется на неопределенный круг лиц.

По действию во времени нормы административного права делятся на:

♦нормы постоянного действия – не ограничены сроками действия и действуют до их официального изменения либо отмены;

♦нормы временного действия – в самом нормативном акте устанавливается срок действия нормы.

Административно-правовые нормы реализуются посредством:

1) соблюдения – это воздержание от совершения поступков, запрещенных нормами. Соблюдает нормы тот, кто строго придерживается их предписаний, не нарушает их. Тех, кто не будет считаться с этими запретами, могут привлечь к административной ответственности. Соблюдение норм носит пассивный характер. Субъекты не совершают каких-либо действий, противоречащих нормам права, ведут себя по отношению к ним бездеятельно, воздерживаются от совершения запрещенных действий. В этой форме реализуются запрещающие нормы;

2) осуществления (воплощения) – происходит путем активных поступков, направленных на претворение в жизнь предписанных нормой обязанностей положительного содержания. Субъекты обязаны действовать в целях выполнения предписаний правовых норм независимо от внутреннего к ним отношения (пассажиры обязаны оплачивать проезд в транспорте);

3) использования – заключается в осуществлении участниками управленческих общественных отношений своих прав, осуществлении действий по своему усмотрению в пределах, предусмотренных нормой права. Использование норм связано с совершением разрешенных действий управомоченными субъектами и по своему желанию (участие в демонстрации);

4) применения – это деятельность компетентных органов по изданию индивидуальных правовых актов в рамках, предусмотренных нормами. Применение может осуществляться лишь субъектами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностными лицами и др. Применение норм административного права может осуществляться в двух формах: оперативной и правоохранительной.

Упорядочение и объединение норм административного права осуществляется путемсистематизации и кодификации.

Систематизация – это деятельность по упорядочению действующих административно-правовых актов, приведение их в единую внутренне согласованную систему, в определенную совокупность. Выделяют следующие виды систематизации:

1.Инкорпорация – осуществляется без изменения установленного административно-правовыми актами содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке.

Инкорпорация подразделяется на:

-официальную – осуществляется компетентными органами (например, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Ведомости Национального собрания Республики Беларусь);

-неофициальную – сборники нормативных материалов, издаваемые в учебных целях.

2.Кодификация – вид систематизации административно-правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения этих актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

То есть, при кодификации производится качественная переработка действующих административных норм, устраняется дублирование, противоречия, пробелы в административном праве. Нормативные материалы приводятся во внутренне согласованную систему. В качестве примера можно назвать Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодификация может быть только официальной.

3.Консолидация – это объединение разрозненных административно-правовых актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый акт теряет свое самостоятельное юридическое значение, при этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.

Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной (распорядительной) деятельности. Они возникают в результате применения и действия административно-правовых норм. Административно-правовые отношения складываются в сфере исполнительной деятельности, управления, то есть в процессе хозяйственной, социально-культурной, правоохранительной и др. деятельности.

Субъектами административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно: ♦граждане Республики Беларусь; ♦иностранные граждане и лица без гражданства; ♦государственные органы, администрация предприятий, учреждений, объединений и иных государственных организаций; ♦государственные служащие; ♦общественные объединения. Субъекты обладают административной правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности. Административная правоспособность должностного лица определяется его полномочиями; предприятий, организаций – законами, уставами, положениями о них.

Административная дееспособность – это возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления.

Объектами административно-правовых отношений являются общественные отношения в управленческой сфере.

Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в результате юридических фактов (событиями, действиями). К событиям относятся стихийные бедствия, рождение, смерть человека. Действия могут быть правомерными и неправомерными (оскорбление).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: