Периодизация римского права

Цель, задачи и методология римского права

Цели и задачи римского права как учебной дисциплины:

Цель – изучение правовых отношений античного римского государства.

Задачи:

1. усвоить исторические условия возникновения римского права;

2. уяснить основные понятия и термины;

3. научиться использовать юридические категории для правильного применения закона на практике;

4. повышение уровня правовой культуры;

5. понимать роль римского права в развитии юридической науки.

Методология римского права - совокупность приемов и способов анализа правовых отношений античного римского государства:

I. Общенаучные методы:

1. Исторический – это подход,предполагающий изучение римских правовых институтов в тесной связи с исторической обстановкой, в которой происходило их становление и действие; способствует воспроизведению правовых явлений в их хронологическом развитии; оказывает обратное воздействие на развитие современного общества и государства (уроки прошлого).

Например, см. в лекциях исторические предпосылки рабства в Риме, колоната и др.

2. Функциональный – это подход, предполагающий изучение основных направлений воздействия римских правовых институтов на общество и государство Древнего Рима, и общество и государство современного мира.

Например, см. роль римского права.

3. Логический – это метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, т.е. он предполагает разложение целого на части и наоборот; позволяет установить то, что скрыто за внешней формой.

Например, см. систему римского права.

4. Метод классификации – это подход, который способствует открытию закономерностей, обеспечивает систематизацию.

Например, см. классификации договоров в римском праве и многое др.

II. Частно-научные методы:

1. Сравнительно-правовой - это подход, суть которого в сопоставлении фактов, явлений, событий.

Например, см. в лекциях сравнение двух типов брака: с властью мужа и без таковой.

2. Формально-правовой – это подход, который предполагает изучение правовых явлений, требующих объяснения с помощь юридических терминов.

Например, такие термины в русском языке, как «республика», «империя», «магистратура», «конституция», «мандат», «цессия» и т.д. унаследованы из римского права.

III. Собственно правовые методы:

1. Императивный – метод власти и подчинения, принуждения, запретов.

Например, характерен для публичного римского права.

2. Диспозитивный – метод дозволения, разрешения, свободы выбора варианта поведения и юридического равенства сторон.

Например, характерен для институтов римского частного права.

Периодизация римской цивилизации насчитывает более 1200 лет: от 753 г. до н.э. (основание Рима) до 476 г. н.э. (захват Рима германскими племенами):

1. 8-6 вв. до н.э. – период царей;

2. 5-1 вв. до н.э. – период республики;

3. 1-5 вв. н.э. – период империи.

Периодизация истории Рима и римского права НЕ совпадает!

Периодизация римского права – выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты.

Периоды развития римского права.

1. VIII - III в. до н. э. – период древнего (архаического), или квиритского (цивильного) права – период начального формирования римского права и государственности.

Черты:

· пронизанность права нормами религии, обычаями, простыми нормами нравственности;

· архаичность и экзотичность;

· неразвитость институтов права и основных понятий;

· этническая самобытность права;

· коллективизм - право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий;

· сословный характер права – законы были записаны в свитках и тщательно оберегались от плебса, поэтому со стороны народа были подозрения, что жрецы вносят в текст законов изменения.

· строгость закона и суровость наказания;

· право неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом; именно жрецы решали вопросы брака и семьи, в какие дни можно проводить судебные заседания, что законно, а что – нет;

· замкнутость и упрощенность (но это не плохо! Это соответствовало уровню развития общества);

· в этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике.

· в V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация – Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.);

2. III в. до н. э. – III в. н.э. – классический период, расцвет римской юриспруденции.

Черты:

· рационализм и универсализм права;

· мобильность права, отход от формализма;

· развернутость структуры, институтов права (уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, виды дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований);

· светский характер права;

· индивидуализм права;

· четкость, лаконизм изложения правовых норм

· отсутствие принципиальных граней между патрицианством и плебеями, сформировался общий правовой статус свободного гражданина;

· формируется система преторского права и права народов;

· появление адвокатуры и нотариата (частной практики), судебного красноречия;

· высокий уровень правовой культуры общества;

· развито судейское и магистратское правотворчество.

3. III–VI в. н. э. – постклассический период, характеризующийся развитием императорского законодательства.

Черты:

· повышение теоретического и технического уровня права;

· теряет значение деление права на квиритское, преторское и право народов;

· преобладающая форма права и источник норм – закон;

· судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием;

· попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана.

НО!!!

· разложение правовой системы;

· усиливаются ограничения по вероисповедальному принципу;

· упрочивается сословное деление общества;

· законом считается практически любая воля императора;

· продажность судей;

· заявления о «гуманизме», «справедливости», «доброй чести» - всего лишь средство социальной демагогии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: