double arrow

Понятие римского права

Понятие и система римского права

Список использованной литературы:

1. Гетьман-Павлова И.В. Римское частное право: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 7-11;20-23.

2. Новицкий И.Б. Римское право: учебник. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 7-20.

3. Омельченко О.А. Римское право: учебник. Изд-е 2-е, испр. и доп. – М.: ТОН – Остожье, 2000. С.1-22.

4. Прудников М.Н. Римсоке право: учебник. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. С. 6-23.

5. Скрипилев Е.А. Основы римского права. Конспект лекций. – 5-е изд., стер. – М.: ОСЬ, 2008. С. 9-19.

6. Хвостов В.М. Система римского права. Учебник. – М.: Изд-во «Спарк», 1996. С. 11-29.

Римское право – право античного Рима рабовладельческой формации.

Римские юристы делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

Итак, система римского права:

1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства).

Публичное право включало в себя (т.е. предмет правового регулирования):

- святыни, служение жрецов,

- положение магистратов;

- нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами;

- нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве;

-нормы уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления;

- нормы о порядке похорон и церемоний;

- нормы о правоспособности и дееспособности лиц;

- нормы о структуре власти, о занятии государственных должностей.

Таким образом, римское публичное право (чаще всего оно не изучается в рамках аудиторных занятий по римскому праву; рассматривается в рамках курса по предмету «История государства и права зарубежных стран») включало в себя в современном понимании этого слова:

1. государственное право (основы государственного устройства Рима);

2. административное право;

3. финансовое право;

4. уголовное право;

5. международное право.

Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями.

2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Римское частное право регулировало:

1. Брачно-семейные отношения;

2. Владение;

3. Право собственности;

4. Право на чужие вещи;

5. Обязательственное право;

6. Договоры;

7. Наследственное право.

Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право, в отличие от публичного, – действительно право, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права.

Система римского частного права:

А) право квиритское (цивильное) – ius Quiritium) – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения исключительно между квиритами – римскими гражданами (6 в. – середина 3 в. до н.э.).

Б) преторское [1] право – ius praetorium – это совокупность правовых норм, источниками которых стали эдикты магистратов, в особенности преторские эдикты, с помощью которых были дополнены нормы цивильного права в угоду развитым товарно-денежным отношениям и новым потребностям общества. Эти нормы был освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. В основе преторского права лежали принципы естественного права (все люди равны, рождаются свободными; принцип доброй совести, гуманизма, справедливости).

В) право народов – ius naturale – это совокупность правовых норм, возникших из развития торговли между Римом и другими территориями Римского государства для регулирования отношений с участием иностранцев (перегринов). Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Возникло в республиканский период, впитало в себя нормы права Греции, Египта и др. государств, отличалось простотой, гибкостью и отсутствием формализма.

Взаимовлияние трех ветвей привело к тому, что они слились воедино в середине 4 в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: