Формирование нового типа сознания. Под философией Нового времени принято называть европейскую философию в период с XVII до середины XIX в. Это время в Западной Европе характеризуется, с одной стороны, интенсивным развитием буржуазных отношений, а с другой — процессом активного развития экспериментальных наук, который именуют научной революцией. Обслуживание интересов нарождающегося капитала и необходимость теоретического обоснования полученных экспериментальным путем результатов привело к изменению значения науки, целей познания и к смене человеческого
мировоззрения в целом.
Представления о мире и его устройстве теряют ту цельность, которая была в предыдущие эпохи, мировоззрение человека рушится из-за противоречий между тем, о чем учили общепринятые авторитеты прошлого, и данными, полученными экспериментальными науками. Вне зависимости от своего желания человек был вынужден разбираться в накопившихся противоречиях, устремлять свой исследовательский поиск в самую глубь мироздания, для того чтобы понять, как же все-таки мир устроен на самом деле. В результате формировался новый тип сознания, пытливый к знаниям и более восприимчивый к всевозможным изменениям и новациям.
|
|
Именно формирование мышления, отличного от мышления античного и средневекового, выделяет эпоху Нового времени в истории философской мысли.
Основные- посылки к развитию философии Нового времени. Выделяют три главных момента, которые привели к развитию философии
Нового времени.
• Научная революция. Она связана с открытиями в области астрономии, механики, физики и биологии. Исследования Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона разрушили античные и средневековые представления о том, что Земля — центр мироздания. Возникает прин-
Раздел V. Философия Нового времени
ципиально новая картина мира. В ней переосмысливается роль и место самого человека, который уже не является центральной фигурой. Су-, ществует огромный космос с множеством звезд, подобных Солнцу, и множеством планет, подобных Земле. И, возможно, есть миры, населенные иньми разумными существами. Левенгук, построивший микроскоп, открыл, что существует огромный микромир, и в капле воды может находиться такое же количество микроорганизмов, как, возможно, и всех видимых нами животных на Земле. То есть мир бесконечно сложен, в сравнении с отдельным человеком он просто несоизмерим. Человек подобен песчинке в бесконечных просторах Вселенной.
• Новая мораль. Происходит сдвиг нравственности, связанный с появлением капиталистического общества. Возникает более жесткая мораль, которая законы бррьбы за выживание в мире природы переносит на человеческое общество.
|
|
• Новая роль философии. Философия Нового времени выступает в роли гносеологии (теории познания). Гносеология — это познание природы как объективного, независимого ни от Бога, ни от человека чувственного мира. Важнейшим вопросом философии становится исследование взаимоотношений объекта и субъекта познания. Наука становится экспериментальной, а философия превращается в методологию науки. Возникают два основных методологических направления философии: рационализм и эмпиризм.