Предпосылки к развитию философии Нового времени

Формирование нового типа сознания. Под философией Нового вре­мени принято называть европейскую философию в период с XVII до середины XIX в. Это время в Западной Европе характеризуется, с одной стороны, интенсивным развитием буржуазных отношений, а с другой — процессом активного развития экспериментальных наук, который именуют научной революцией. Обслуживание интересов на­рождающегося капитала и необходимость теоретического обоснова­ния полученных экспериментальным путем результатов привело к изменению значения науки, целей познания и к смене человеческого

мировоззрения в целом.

Представления о мире и его устройстве теряют ту цельность, ко­торая была в предыдущие эпохи, мировоззрение человека рушится из-за противоречий между тем, о чем учили общепринятые авторите­ты прошлого, и данными, полученными экспериментальными наука­ми. Вне зависимости от своего желания человек был вынужден раз­бираться в накопившихся противоречиях, устремлять свой исследо­вательский поиск в самую глубь мироздания, для того чтобы понять, как же все-таки мир устроен на самом деле. В результате формиро­вался новый тип сознания, пытливый к знаниям и более восприимчи­вый к всевозможным изменениям и новациям.

Именно формирование мышления, отличного от мышления античного и средневекового, выделяет эпоху Нового времени в исто­рии философской мысли.

Основные- посылки к развитию философии Нового времени. Выделя­ют три главных момента, которые привели к развитию философии

Нового времени.

Научная революция. Она связана с открытиями в области астро­номии, механики, физики и биологии. Исследования Коперника, Кеплера, Галилея и Ньютона разрушили античные и средневековые представления о том, что Земля — центр мироздания. Возникает прин-


Раздел V. Философия Нового времени

ципиально новая картина мира. В ней переосмысливается роль и место самого человека, который уже не является центральной фигурой. Су-, ществует огромный космос с множеством звезд, подобных Солнцу, и множеством планет, подобных Земле. И, возможно, есть миры, насе­ленные иньми разумными существами. Левенгук, построивший мик­роскоп, открыл, что существует огромный микромир, и в капле воды может находиться такое же количество микроорганизмов, как, возмож­но, и всех видимых нами животных на Земле. То есть мир бесконечно сложен, в сравнении с отдельным человеком он просто несоизмерим. Человек подобен песчинке в бесконечных просторах Вселенной.

Новая мораль. Происходит сдвиг нравственности, связанный с появлением капиталистического общества. Возникает более жест­кая мораль, которая законы бррьбы за выживание в мире природы переносит на человеческое общество.

Новая роль философии. Философия Нового времени выступает в роли гносеологии (теории познания). Гносеология — это познание природы как объективного, независимого ни от Бога, ни от человека чувственного мира. Важнейшим вопросом философии становится исследование взаимоотношений объекта и субъекта познания. Наука становится экспериментальной, а философия превращается в мето­дологию науки. Возникают два основных методологических направ­ления философии: рационализм и эмпиризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: