Возникновения и прекращения налоговой обязанности

Общая характеристика оснований

Содержится в гл.8 НК (ст.44 НК).

Из содержания ст.44 НК следует, что налоговая обязанность возникает в случаях, установленных НК, при наличии объекта налогообложения.

В принципе, даже при наличии объекта налогообложения налоговая обязанность может и не возникнуть. Например, если налоговая база равна нулю (т.е. доход есть, но

- размер расходов равен полученным доходам

- размер налоговых вычетов по налогу на добавочную стоимость, предусмотренному ст.172 НК, равен размеру полученного дохода.

Т.е. не к чему применять налоговую ставку).

В отличие от ГК, где можно встретить много оснований возникновения, изменения и прекращения обязанностей, в части оснований прекращения налоговой обязанности НК называет (ст.44 НК):

1) надлежащее исполнение налоговой обязанности

Налоговая обязанность в данном случае понимается как обязанность по уплате налога.

2) ликвидация организации – в тех случаях, когда не предусматривается субсидиарное исполнение налоговой обязанности какими-либо другими субъектами. Ст.49 НК. Налоговое законодательство (НК) не придумывает никаких новых оснований для возложения субсидиарной обязанности по налоговым долгам. Ст.49 НК отсылает к гражданскому законодательству. В тех случаях, когда гражданским законодательством предусмотрено субсидиарное исполнение обязанности – эти же правила действуют и в сфере налогового права; если не предусматривается – налоговая обязанность прекратится.

Применительно к физическому лицу: в случае его смерти ст.44 НК предусматривает правопреемство лишь по поимущественным налогам – в этом случае налоговая обязанность погашается за счёт наследственной массы, в её пределах. Поимущественными налогами являются налог на имущество физических лиц и налог на землю (в некоторых областях в качестве эксперимента – налог на недвижимость).

Дискуссионным является вопрос о правопреемстве по налогу на имущество, переходящее в качестве наследования или дарения. Т.е. ситуация обстоит так: физическое лицо получило наследство (дар), приняло его и, не успев исполнить налоговую обязанность, скончалось. Этот налог определяется в настоящее время как поимущественный, но в перспективе предполагается сформулировать его иначе: «налог на дарение (наследство)» (т.е. иначе определить объект налогообложения).

Иная ситуация в части налога на доходы физических лиц. Согласно Комментариям: НК не предусматривает правопреемство в отношении подобных непоимущественных налогов (хотя это не обосновано ни с правовой, ни с экономической точки зрения). Возможно внесение изменений в эту статью.

Перечень оснований для прекращения налоговой обязанности, содержащийся в ст.44 НК, является открытым. НК указывает, что и в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, возможно такое прекращение. Например, ст.59 НК (списание безнадёжных долгов по налогам и сборам). В тех случаях, когда взимание налога оказалось невозможным в силу правовых, экономических или социальных причин, высший исполнительный орган государственной власти (Правительство – по федеральным налогам, Правительство Свердловской области – по региональным налогам) вправе принять решение о списании безнадёжных долгов по налогам и сборам.

Нет общих сроков давности по взысканию налоговой задолженности.

В определённых случаях возникают лишь процессуальные проблемы для взыскания налогового долга. В отношении физических лиц налоговый орган должен обратиться в суд с иском в течение 6-и месяцев со дня выставления налогового требования (это аналог претензии). В отношении организаций срок давности в принципе не установлен. Трёхгодичный срок исковой давности, закреплённый в ГК, не может быть применён к налоговым отношениям. Однако можно использовать правовую позицию Конституционного суда: в тех случаях, когда срок давности по каким-либо спорам не установлен, можно применить трёхгодичный срок.

Возможно, что истечение срока исковой давности станет самостоятельным основанием для прекращения налоговой обязанности. Эта проблема не возникает на практике потому, что фактически разработаны правила для проведения налоговых проверок, которые подразумевают трёхгодичный срок; не так часто у налогового органа могут возникнуть налоговые требования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: