Примерная тематика курсовых работ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

Тема 12. Литература русского постмодернизма и постсоветской эпохи

Тема 8. Литературная классика сталинской эпохи

Тематический репертуар советской литературы, сложившийся в 1930-е гг. Отражение событий революции и гражданской войны; социалистических преобразований в городе и деревне, формирование «нового человека» и «классовой сознательности», преодоление инерции и перевоспитание старой интеллигенции, героическое преодоление исторических испытаний, жертвенность и аскетизм во имя торжества новой идеологии, нового политического строя. Различные степени приятия и неприятия новой литературной идеологии среди писателей дореволюционных и пореволюционных.

Становление официальной советской литературы – канонического корпуса «советской классики» со всеми ее атрибутами и эстетикой, культовыми именами, сакральными текстами (Горький, Маяковский, А.Серафимович, Д.Бедный, Д.Фурманов, М.Шолохов, Н.Островский, А.Макаренко, А.Толстой, А.Фадеев, И. Ильф и Е. Петров, Ф. Гладков, Л. Леонов, А. Твардовский и др.).

Основные противоречия советской литературы: художественное творчество – на службе утилитарно-политических целей; свободная индивидуальность и выполнение «социального заказа»; отражение действительности и агитационно-пропагандистское воздействие на читательскую аудиторию с организационными или мобилизационными целями. Политические коллизии «советской классики» в процессе советской истории. Смысловая противоречивость классических произведений официальной советской литературы как свидетельство неполного и неорганичного подчинения литературы политике («Жизнь Клима Самгина», «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», «Тихий Дон» и «Поднятая целина», «Василий Теркин», «Молодая гвардия» и др.).

Создание советской детской литературы: К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Д. Хармс, Б. Житков, В. Бианки, Н. Носов и др. Воссоздание детской психологии; приемы политического и философского иносказания. Текст и подтекст в детской литературе.

Альтернативная классика советской литературы этого времени.

Неизбежность возникновения оппозиционных направлений и течений в советской литературе. Проблема творческой и политической свободы. Писатели с идеологически негативным, неопределенным или переменным статусом: мотивы отторжения от советской литературы. Формирование корпуса оппозиционной (запрещенной, “табуированной”) или сомнительной в идейном отношении литературы: Н.Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, А. Белый, Б. Пастернак, С. Есенин, Н.Клюев, С.Клычков, Е.Замятин, Б.Пильняк, М.Булгаков, М. Зощенко, А.Платонов, И. Бабель, Ю. Олеша, Н. Эрдман, Е. Шварц и др. Концептуальное своеобразие альтернативной литературы и «стилистические разногласия» с советской властью. Попытки сотрудничества с советской властью и результаты такого сотрудничества.

Технократическое и милитаристское понимание литературы советской властью (В.Ленин, И.Сталин, А.Жданов и др.). Официальная советская литература между Сциллой нарастающей “классовой борьбы” и Харибдой «бесконфликтности», беспринципным политиканством и конформистской апологетикой советского строя.

Советская литература в годы Великой Отечественной войны. Немногочисленные достижения литературы военного времени (А. Твардовский, А. Ахматова, О. Берггольц). Пропагандистский характер военной литературы. Поэзия К. Симонова, А. Суркова. Публицистика И. Эренбурга. «Окопная правда» В Некрасова.

Кризис советской литературы в период агонии сталинизма (конец 1940-х – начало 1950-х годов). «Холодная война» и искусстве. Борьба с буржуазным «безродным» космополитизмом и «низкопоклонством перед Западом». Ждановские постановления по вопросам идеологии 1940-х годов. Преследования инакомыслящих писателей. Драма творчества официально признанных писателей (А. Фадеев, М. Шолохов, А. Твардовский, И. Эренбург). Сталинские выдвиженцы в литературе (К.Симонов, П. Павленко, В. Василевская, В. Панова, С. Бабаевский и др.).

Тема 9. Советская литература эпохи «оттепели»

Процесс умеренной «десоветизации» и «детоталитаризации» советской литературы после окончания Второй мировой войны и смерти Сталина. Литература, рожденная «оттепелью». Повесть И. Эренбурга «Оттепель» и ее знаковое значение. Рост тематического и стилевого многообразия. Развитие лирической прозы, исповедальности, психологизма, индивидуализма. Появление в литературе течений, альтернативных советскому официозу.

«Молодежная» проза и поэзия. Образ «юности», «молодых» как символ обновления страны и советской культуры в 50 - 60-е годы. Журналы «Юность» и «Молодая гвардия». «Поэтический бум». Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского и др. Прозаическое творчество В. Аксенова, В. Войновича, А. Гладилина, Г. Владимова, и др.

«Военная проза»:экзистенциалистские проблемы испытания героя в «пограничной» ситуации плена, окружения, оккупации и т. п. Творчество К. Симонова, В. Быкова, Г. Бакланова, Ю. Бондарева, А. Кондратьева, К. Воробьева, В. Астафьева, Б. Васильева и др.

«Деревенская проза»: противопоставление советскому образу жизни и партийно-идеологическим схемам патриархальной идиллии. Критика действительности из прошлого. Творчество В. Шукшина, А. Солженицына, А. Яшина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина, Н. Рубцова, Н. Тряпкина и др. Мифология «естественной жизни» в творчестве Ч. Айтматова, Г. Матевосяна, Ф. Искандера.

«Городская проза»: нравственно-психологическая рефлексия городской интеллигенции. Проза В. Дудинцева, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Тендрякова, С. Залыгина и др. Переосмысление советской истории в ее официальном изложении. Критика действительности из гипотетического будущего.

Распространение мемуарной литературы и актуализация культурной памяти. Значение мемуаров И. Эренбурга «Люди. Годы. Жизнь» для литературы и историко-литературного процесса.

Драматургия, ее влияние на развитие советского театра и кино. Пьесы А. Арбузова, В. Розова, М. Шатрова, М. Рощина, А. Гельмана и их общественное звучание. Новые тенденции в драматургии, углубляющие психологизм и интеллектуализм: А. Вампилов, А. Володин. Интеллектуализм, гротеск и сатира в драматургии Г. Горина.

Возрождение литературного авангарда. Творчество «бардов» – Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю.Ким, А. Галич и др. Неконтролируемое распространение записей песен. Появление рок-поэзии. Б. Гребенщиков, А. Макаревич и др.

Драматические судьбы произведений «опальной» советской литературы (Б.Пастернак, В.Гроссман, В.Шаламов, Ю.Домбровский, И.Бродский, А.Синявский и Ю.Даниэль и т. д.). Уроки журнальной борьбы: столкновение охранительно-официозных и модернизаторско-либеральных тенденций в литературе, критике и публицистике («Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Молодая гвардия», «Огонек», «Наш современник» и др.). Возникновение диссидентской литературы и формирование нового «критического реализма». Феномен раннего А.Солженицына и возникновение «лагерной темы». Начало гонений на «оппозиционную литературу» и возникновение «Самиздата». «Третья волна» литературной эмиграции из СССР.

Тема 10. «Третья волна» русской литературной эмиграции

«Молодая поросль» русской литературной эмиграции. Появление незнакомых литературных имен: М. Алданов, М. Осоргин, И.Лукаш, Г. Газданов, П. Краснов, Н. Берберова, Б. Поплавский, В. Смоленский, В. Яновский и др. Новые пласты проблематики русской зарубежной литературы и ее художественные открытия. Творчество В. Набокова в истории русской литературы: синтез реализма, модернизма и постмодернизма в его произведениях; европейский и американский периоды. Романы «Дар» и «Лолита» как произведения постмодернизма. «Бледный огонь», «Ада», «Лаура» и другие произведения позднего Набокова. Влияние Набокова на мировую и отечественную литературу второй половины ХХ в.

Ю. Миролюбов и творческая реконструкция доисторического прошлого Руси и русской культуры. Художественная фальсификация дохристианской истории Руси и стилизация сакральных языческих текстов в «Велесовой книге». Значение и смысл культурно-исторических фальсификаций в духовной жизни Русского Зарубежья. Последующее развитие спекулятивной исторической традиции Русского Зарубежья в эмигрантской и постсоветской литературе.

«Вторая» (послевоенная) и «третья» (диссидентская) волны русской эмиграции; размывание границ между советской и зарубежной русскими литературами. Творчество И. Елагина. Ситуация «сообщающихся сосудов» между СССР и Русским Зарубежьем (радиоголоса, «Самиздат», «Тамиздат»). Зарубежное творчество эмигрантов «третьей волны» (В.Аксенов, Ю.Алешковский, Г.Владимов, В.Войнович, А.Гладилин, Ф.Горенштейн, С.Довлатов, А.Зиновьев, В.Максимов, Ю.Мамлеев, А.Синявский). Новое по сравнению с советским периодом их литературной деятельности. Идеология и поэтика писателей-эмигрантов. Поэзия И. Бродского как высшее достижение русской поэзии конца ХХ века. Эмигрантский дискурс творчества И. Бродского. С. Довлатов и его художественные открытия в области русской прозы ХХ в.

Значение литературы русского зарубежья «третьей волны» в истории русской культуры ХХ века и для истории постсоветской литературы. Борьба с идеологической нормативностью и заданностью советской литературы. Размывание границ между советской и русско-зарубежной литературами. Место русской зарубежной литературы в истории русской литературы ХХ века в целом.

Тема 11. Позднесоветская литература от «застоя» до «перестройки»

Эпоха «оттепели» – начало позднесоветской, а затем и постсоветской литературы. Постепенная ревизия (в том числе в период «застоя») основных принципов и критериев советской литературы, ее метода – «социалистического реализма» (например, как «открытой эстетической системы»). Критика идеологических догм, ироническое их переосмысление и снижение героического пафоса. Превалирование повседневности над идеологией; постепенная деидеологизация советской литературы.

«Застой» как противоречивый период в истории советской литературы. Оживление неосталинистов (В. Кочетов, А. Софронов, И. Шевцов) и продолжение творческих усилий представителей «оттепели». Усиление борьбы за советские и общечеловеческие ценности культуры в закамуфлированном виде. Дальнейшее развитие «деревенской», «военной», «городской» литературы (В. Шукшин, Ю. Казаков, В. Тендряков, С. Залыгин, Ю. Трифонов и др.). Развитие философских мотивов в поэзии (В. Соколов, Л. Мартынов, Н. Рубцов и др.).

Углубление кризиса советской литературы. Феномен «секретарской литературы» (Г. Марков, С. Сартаков, С. Дангулов и др.); девальвация литературно-художественных оценок. Л. Брежнев как «писатель» и лауреат Ленинской премии по литературе. Девальвация художественно-эстетических оценок литературы. Сближение художественной литературы с публицистикой и документалистикой. Документальные повести А. Адамовича, Д. Гранина, С. Алексиевич и др.

Новые функции литературы в условиях «гласности» и «перестройки». Феномен «возвращения литературы» – из-за рубежа, из архивов и «спецхранов». Вторжение «реанимированных» произведений литературы в актуальный историко-литературный контекст.

Актуализация «запрещенной» литературы – изъятой классики русской литературы; неопубликованных (в том числе архивных) рукописей советских писателей; эмигрантской, диссидентской, «самиздатской» литературы (Е. Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, Б. Пильняк, В. Гроссман, А. Солженицын и др.).

Демократизация тематики и стиля литературы. Обращение литературы к жизни «простого», рядового человека, ее бытовой, повседневной стороне. Усложнение художественной картины мира; жизнь в движении, контрастах и переходах, вне статичной идеологизированной схемы и назойливого дидактизма. «Перестройка» как «вторая оттепель», развивающая достижения «первой оттепели».

Складывание в культуре многомерного и принципиально неоднородного смыслового пространства (в идейно-политическом, философском, нравственно-религиозном и художественно-эстетическом отношении); наступление периода идейно-эстетического эклектизма, переживаемого нередко как духовная «смута», «бесстилие», «литературное безвремение» и т. п. Смещение всех критериев оценки литературы. Попытки деидеологизации и реидеологизации постсоветской литературы 1990-х годов.

Столкновение идеологического нормативизма и политического схематизма с реальностью хаоса повседневности; идейно-эстетические противоречия советской догматики с социальной действительностью. Первый опыт подобного эксперимента: «встраивание» в эпическую «книгу про бойца» «Василий Теркин» сатирической поэмы «Теркин на том свете». «Иван Чонкин» В. Войновича как аллюзия на Василия Теркина и Ивана Бровкина. Советские ценности и нормы как объект сатирического, гротескного переосмысления. Продолжение агонии советизма.

Истоки русского постмодернизма. Первые опыты постмодернистской поэтики: Д.Хармс и «обэриуты»; М.Булгаков («Мастер и Маргарита»); А.Платонов; М.Зощенко, С.Кржижановский, Л.Добычин; проза О. Мандельштама, драматургия Евг.Шварца; роман Б.Пастернака «Доктор Живаго»; «Поэма без героя» А.Ахматовой; «Ни дня без строчки» Ю.Олеши; поздняя проза («мовизм») В.Катаева.

Гротескные формы художественного осмысления проблем и конфликтов советской действительности в творчестве Вен. Ерофеева, В.Аксенова, В.Войновича, С.Довлатова, Ф.Искандера, А.Вознесенского, Л.Петрушевской, Г. Сапгира и др. Рождение концептуалистской модели «соцарта» (воссоздание имиджей и стереотипов советской тоталитарной культуры в контексте обыденности, пошлости или парадоксального столкновения с альтернативной – прозаической или зарубежной – реальностью).

Маргинализация норм и ценностей. Смешение высокого и низкого, серьезного и смешного, пародийного; использование стилизации, нарратива, фантастики и гротеска для снижения пафоса и «культовых» ценностей советской идеологии. Советская антиутопия (А. и Б.Стругацкие, В.Войнович,В. Аксенов, А. Гладилин, А.Кабаков). «Другая проза» как форма контркультуры по отношению к официальной советской литературе. «Иронический авангард» (В.Пьецух, Евг.Попов, Вик. Ерофеев и др.). Творчество В. Маканина, А. Курчаткина, М. Кураева, Ю. Полякова и др. неореалистов.

Национально-патриотическая тенденция в постсоветской литературе. А. Проханов, С. Куняев и др. Реабилитация советского, имперского, национально-русского в литературе. Православное течение в литературе (В. Крупин, Ю. Вознесенская, Е. Чудинова и др.). Литература как воплощение религиозных идей и реализация церковной политики в мирской жизни. Противопоставление монотематизма идейному и стилевому плюрализму.

Своеобразие современного русского постмодернизма; его отличие от западного постмодернизма. Творчество Вен.Ерофеева, А.Битова, А.Терца/А.Синявского. Проза Саши Соколова, Э. Лимонова, В.Сорокина, В.Пелевина, Т. Толстой, А. Королева и др. Поэзия Д.Пригова, А.Парщикова, С. Гандлевского, Т.Кибирова, Э. Лимонова, Л. Рубинштейна и др. Драматургия Л. Петрушевской, Н. Садур, Н. Коляды, Н. Птушкиной, бр. Пресняковых. Продуктивность русского постмодернизма, демифологизирующего советскую и постсоветскую действительность, играющего с ней и в нее. Деконструкция «советского» в русской постмодернизме. «Соц-арт» и «рус-арт» в постсоветской литературе. Новые тенденции в постсоветской литературе: Д. Быков, З. Прилепин, бр. Пресняковы и др.

Широкое распространение массовой беллетристики. Коммерческий и идеологический характер распространения массовой литературы в постсоветский период. Причины популярности массовой беллетристики в постсоветский период. Основные жанры популярной литературы (детектив, любовный роман, научная фантастика, фэнтези, историческая и псевдоисторическая беллетристика и т.д.). Тематика и проблематика массовой литературы. Поэтика повседневности в массовой литературе.

Мозаичность постсоветской литературы. Ее идейно-эстетическая пестрота и художественная неоднородность, многовекторность тенденций дальнейшего развития. Культурно-исторический «перекресток» постсоветской литературы.

«ЛИТЕРАТУРА РОССИИ XIX – ХХI ВВ.»

1. Русская литература между идеологией и социальной действительностью.

2. Идейная тенденциозность русской классической литературы.

3. Социальный и психологический анализ в русской литературе второй половины XIX в.

4. Национальное и общечеловеческое в русской литературной классике XIX в.

5. Мировое значение русской классической литературы.

6. Кризис русского реализма во второй половине XIX века (общая характеристика).

7. Зарождение натурализма и модернизма в рамках классического русского реализма.

8. Русская литература Серебряного века (общая характеристика). Жанровое и стилевое многообразие литературы Серебряного века.

9. Русский символизм конца XIX – начала XX вв.

10. Постсимволизм в русской литературе конца XIX – начала XX вв.: акмеизм и футуризм, имажинизм и конструктивизм..

11. Русская поэзия Серебряного века (общая характеристика).

12. Русская проза Серебряного века (общая характеристика).

13. Судьбы русского литературного авангарда ХХ в.

14. Литературная политика советской власти. Ее метаморфозы в 1920-е и 1930-е гг.

15. Становление советской литературы (общая характеристика).

16. Интеграционные и дифференциальные процессы в советской литературе. Идейные приоритеты советской власти в литературе..

17. Литературно-политическая борьба в советской литературе 1920-х годов.

18. Создание Союза советских писателей и его значение для истории русской литературы ХХ века.

19. Официальная советская литература 1920 – 1950-х гг. Господство политической идеологии.

20. Альтернативная классика русской литературы ХХ в. Советское и несоветское в русской литературе тоталитарной эпохи.

21. Метод социалистического реализма в советской литературе. Концепция и идейные противоречия.

22. Советская литературная классика: общее и особенное.

23. Альтернативная (оппозиционная) советская литература: 1920 – 1950-х гг. (общая характеристика).

24. Литература Русского Зарубежья «первой волны» (общая характеристика).

25. Литературное инакомыслие в истории русской литературы ХХ в. (основные тенденции).

26. Литература «оттепели» и «перестройки»: черты нового.

27. Литература «застойного времени» и сталинской эпохи: верность традициям.

28. Советская поэзия 50 – начала 80-х годов: новые тенденции и идеалы Серебряного века.

29. «Молодежная» проза и поэзия эпохи «оттепели». Молодой герой и его проблемы.

30. «Военная проза» в советской литературе второй половины ХХ века.

31. «Деревенская проза» в советской литературе второй половины ХХ века.

32. «Городская проза» в советской литературе второй половины ХХ века.

33. Советская драматургия 1950 – начала 80-х гг.

34. Неоавангард в советской литературе второй половины ХХ века.

35. «Бардовское движение» в поэзии периода «оттепели» и «застоя».

36. «Самиздат» и диссидентская литература 1960 – 1970-х гг.

37. Литература Русского Зарубежья «третьей волны». Ее значение в истории русской литературы ХХ в.

38. Феномен «возвращения» литературы в литературном процессе 1950 – 1990-х гг.

39. Постсоветская литература (общая характеристика и основные тенденции развития).

40. Русский постмодернизм в конце XX века и его национальное своеобразие.

41. Русский концептуализм в поэзии и прозе рубежа ХХ – XXI вв.

42. Массовая беллетристика в современной русской литературе рубежа XX – XXI вв. (Темы, жанры, проблемы, герои).

43. Значение русской литературы ХХ века (досоветское, советское, диссидентское, зарубежное, постсоветское).

44. Русская литература в XXI веке: наблюдения и прогнозы.

45. Русская литература в информационном формате (аудиокнига, Интернет, электронная книга, телеэкранизация и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: