double arrow

Тема 2. Кризис реализма в русской литературе второй половины XIX в


Второй половины XIX в.

Роль идеологической заданности в русской литературе. Борьба различных идеологических концепций на материале литературы (консерватизм, либерализм, радикализм). Русская литература между идеологией и верностью действительности.

Социальная и политическая тенденциозность русского реализма как «реализма критического»; его «учительность» и идеологичность. Критика социальной действительности в русской литературе с позиций определенной идеологии. Концептуальная заданность произведений русской литературы. Идеологические романы А. Герцена, Н. Чернышевского, произведений М. Салтыкова-Щедрина. Идеологический роман Достоевского. Монологизм в творчестве Л. Толстого и полифонизм в творчестве Ф. Достоевского.

Русский радикализм в борьбе с либеральными, консервативными и реакционными идеями русской литературы (Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, Д.Писарев, В.Зайцев, П.Ткачев): критика реализма с позиций романтизма. Углубление расхождений в интерпретациях и оценках социальной действительности и ее художественного отображения между литературной критикой и литературой (самими писателями). Превращение русской критики во «властительницу умов» русского общества и выразительницу общественного мнения. Превращение русской литературы в объект литературной и социальной критики с позиций «жизни» (как ее понимала русская радикально настроенная критика и публицистика). Народность литературы (в узком смысле) как «простонародность».

Критика идеологии и социально-политических реалий в русской литературе с позиций реализма (действительности). Русский «антинигилистический роман» (А.Писемский, И.Тургенев, И.Гончаров, Ф.Достоевский, Н.Лесков и др.) и осуждение политического и идейного радикализма. Развитие социального анализа и психологизма в русской литературе. Психологический анализ в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Тургенева, И. Гончарова. Социально-психологические типы и ситуации в драматургии А. Островского.

«Народный» стиль в русской литературе. «Муза мести и печали» Н.Некрасова); творчество «крестьянских» поэтов (И.Никитин, И.Суриков и др.). Утверждение гражданственности лирики в противовес художественности. Усиление конфронтации с «чистым искусством» в русской литературе (А. Фет, А. Майков, А.К. Толстой и др.). Образ народа в русской литературе второй половины XIX в.; мотивы народных страданий, обездоленности, бесправия; идеализация народных характеров, народной нравственности, эстетики, народного мировоззрения. Образы «народных заступников», борцов за «общее дело». Критика крестьянской реформы и ее последствий. Черты художественной «клишированности» в демократической поэзии Некрасова и его последователей как предтеча русского символизма. Сказ у Н.Лескова («Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник») как эстетизация и поэтизация народности (в широком смысле) как выражения национального менталитета.




Нарастание идеологизации и идеологичности в русской литературе с различных социальных и политических позиций, а вместе с тем – идейно-эстетического плюрализма, социокультурной напряженности и конфликтности.

Писатели демократической и народнической ориентации. Приоритет «правды жизни» и бытописания над художественным обобщением и творческим переосмыслением жизни; позитивизм в русской литературе. Размежевание «правдивости» и «художественности». Возникновение натуралистических тенденций в русской демократической литературе, в том числе и манифестируемых как новое художественное направление в русской литературе (П.Боборыкин). Сближение литературы, беллетристики и публицистики; жанров повести (рассказа) и журналистского очерка. Отличие русского «натурализма» от соответствующего литературного направления в западноевропейских литературах (французской, немецкой и др.).



Кризис русского реализма; исчерпание тематики и проблематики, методов и средств художественной типизации; разочарование в просветительских, воспитательных и преобразующих социально-политических возможностях реалистической литературы. Вырождение реалистического повествования в поверхностное бытописание, дидактизм или речевую стилизацию, в изучение психопатологии личности и общества.

Символизация русской литературы. Усиление роли подтекста и интертекста, символических деталей, углубление и утончение психологизма, открытие “диалектики души” и “потока сознания”, интеллектуализация литературы, ее сближение с философией и психологией, публицистикой и эссеистикой. Формирование неореализма в России.

Раздвоение представлений о типическом и типизации. Типическое как наиболее массовидное и распространенное в жизни (социально-характерное). И типическое как наиболее обобщенное, идейно и философски осмысленное, закономерное, ставшее частью культуры. Расхождение социальной и культурной рефлексий действительности в русской литературе. Противоречия в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Лескова, Г. Успенского и др.

Возникновение модернистских тенденций в рамках реалистической литературы (с одной стороны, – натурализм; с другой, – символизм). Предвосхищение литературного символизма и авангарда в позднем творчестве Ф.Тютчева, Н.Некрасова, И.Тургенева, И.Гончарова, А.Фета, Л.Толстого, Ф.Достоевского, Г.Успенского, А.Чехова. Столкновение символизма и натурализма в творчестве А. Чехова, М. Горького, В. Короленко, А. Куприна, И. Бунина, Л. Андреева, М. Арцыбашева и др.

Творчество А.Чехова как яркое проявление кризиса русского реализма (черты импрессионизма и символизма в чеховской поэтике; ассоциативность сюжета, «размытость» авторской точки зрения, усиление роли подтекста и читательской инициативы в восприятии, интерпретации и оценке текста, значение чеховских юмора и иронии для понимания авторского отношения к изображаемым реалиям жизни и др.). Черты кризиса реализма, различно проявляющиеся в творчестве В.Короленко, И.Бунина, А.Куприна, В.Вересаева, Л.Андреева, М.Горького и др. русских писателей-неореалистов рубежа XIX – XX вв.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: