Понятие юридической нормы

Способы изложения правовых норм.

Структура юридических норм.

Виды правовых норм.

Понятие юридической нормы.

Н О Р М Ы П Р А В А

Лекция 13

Принцип гуманизма (ст.7).

Принцип справедливости (ст.6 УК РФ).

В теории уголовного права понимание принципа справедливости сводится к назначению наказания.

Проф. Шишов О.Ф. полагает, что принцип справедливости охватывает как сферу правоприменения, так и сферу правотворчества. Применительно к сфере правотворчества принцип справедливости означает, что санкции за преступления большей общественной опасности должны быть более суровыми, чем санкции за менее опасные деяния. В правоприменении принцип справедливости проявляется в соразмерности назначаемого виновному наказания тяжести совершенного преступления.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Следовательно, лицо, совершившее преступление за границей и понесшее наказание, не может быть повторно осуждено на территории России.

Гуманизм уголовной ответственности выражается в том, что институт уголовной ответственности направлен на защиту человека. В ч. 1 ст. 7 говорится, что уголовное законодательство РФ обеспечивает безопасность человека.

Вместе с тем гуманизм направлен и в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления. В частности, закон запрещает применять к ним пытки и другие действия, унижающие человеческое достоинство или специально причиняющие физические страдания. Таким образом, гуманизм проявляется в двух направлениях, в теории говорят о двуединой направленности гуманизма, исключающей одностороннюю его трактовку как снисхождения к лицам, совершившим преступления, назначения им мягкого наказания и т.д.

В о п р о с ы:

Юридическая норма — исходный, главный элемент права, ос­новополагающее понятие всей правовой системы. Процесс форми­рования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму.

Юридическая норма (норма права) — общеобязательное веле­ние, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Право состоит из нормативных установок как сгустков чело­веческих знаний. Юридическая норма — это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выражен­ная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следо­вательно, — элемент естественного права, юридическая норма — элемент позитивного права.

Далеко не все нормативные установки естественного права яв­ляются юридическими нормами. В то же время многие юриди­ческие нормы (организационные, организационно-технические, многие процедурные) вообще не связаны либо мало связаны с ес­тественным правом.

Обладая всеми качествами социальных норм, юридические нормы имеют специфические черты, определяемые их неразрыв­ной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоци­ального и государственного воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юриди­ческие нормы приобретают исключительные регулирующие воз­можности.

Юридическая норма обладает следующими характерными чер­тами.

1. Отражает наиболее важные, имеющие ценность для об­щества, личности или социальной группы общественные отно­шения. При этом предметом мыслительной обработки и после­дующего законодательного закрепления становятся прежде всего ормальные общественные отношения, определяемые идеями справедливости и свободы. Вредное, нежелательное социальное поведение также отражается в нормах, но не само по себе, а по­средством регулирования конфликтных ситуаций. Сложность от­ражения в юридических нормах социальной действительности, ее тенденций и перспектив развития приводит к принятию оши­бочных норм. На сегодняшний день таких норм в российском за­конодательстве немало. Ошибочные нормы появляются и пото­му, что субъектом отражения социальной действительности в праве выступают государственные правотворческие органы, дея­тельность которых далеко не всегда основана на принципе науч­ности.

Степень важности отражаемых в юридических нормах соци­альных отношений обусловливает и место, занимаемое нормой в иерархически построенном законодательстве. Нормы, регламен­тирующие наиболее важные общественные отношения, помеща­ются в наиболее значимых в юридическом отношении норматив­но-правовых актах — конституции, иных законах.

2. Представляет собой модель регулируемых общественных отношений. Моделирование — это процесс познания природных и социальных явлений путем конструирования в сознании аналога социальной реальности. Мысленно сформулированный законода­телем тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных явлениях облекается в форму модели. Средства вы­ражения модели разнообразны: естественный язык, формулы, конструкции, цифры и т.д.

Юридическая норма моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений, их особенности, объ­ектный и субъектный состав. В этом случае она несет информацию о признаках правовых явлений и понятий, пределах, методах, принципах правового регулирования, о правомерном и противо­правном, о правовом и неправовом. Закрепленные в нормативно-правовом акте юридические нормы как модели общественных от­ношений дают довольно цельную картину социальной действи­тельности, опосредованной правом.

Именно поэтому изучение законодательных памятников любой страны и эпохи дает столь много достоверной информации о жизни, быте, праве общества и государства того периода. Бла­годаря имеющейся информации и особому характеру моделиро­вания общественных отношений юридическая норма приобретает способность регулировать последние. Отражая общественные от­ношения, юридическая норма тем самым наполняется содержа­нием, получает специфическую форму его выражения.

3. Отражает и закрепляет типичность социальных процес­сов, явлений, связей как следствие их повторяемости.

Типичность относится, как правило, к существующим отно­шениям, однако она может касаться и новых социальных связей, повторяемость которых в будущем предполагается, если не с до­стоверностью, то с большой степенью вероятности.

Типизация — сложный мыслительный процесс, предполагаю­щий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явле­ний и выделение существенных. Применительно к юридической норме типизация проявляется в вычленении наиболее характер­ного, что присуще правовым явлениям или поступкам человека в определенной ситуации. Это — процесс абстрагирования от кон­кретного в правовых явлениях, от индивидуальных черт личности и особенностей ее отдельного поведения. Благодаря этому в зако­нах как положительных, ясных, всеобщих нормах, «свобода при­обретает безличное, теоретическое, независимое от произвола от­дельного индивида существование» (Маркс К. Дебаты о свободе печати // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 63.).

В силу типизации правовое понятие получает свои существен­ные признаки, а правило поведения, не утрачивая связи с соци­альными отношениями, — способность охватывать своим регули­рующим воздействием неопределенное число лиц. В этом смысле для юридической нормы характерны предметность содержания и абстрактность адресата. Типизация содержания норм приводит к тому, что они становятся «равным масштабом для различных лиц». Она обусловливает и такое свойство права, как стабиль­ность. Типичными общественные отношения становятся по исте­чении довольно длительного времени, когда выкристаллизовыва­ется то общее и устойчивое, что присуще им. Это устойчивое и закрепляется в юридических нормах, сообщая последним свойст­во стабильности. Юридические нормы должны изменяться или отменяться лишь в том случае, когда моделируемые ими социаль­ные связи перестали быть типичными.

4. Обладает общеобязательным характером. Это свойство юридической нормы означает неукоснительное ее соблюдение и исполнение и предполагает обязательную реакцию со стороны об­щества, государства, социальной группы на поведение человека. Реакция может быть положительной, если поведение соответст­вует требованиям юридической нормы, или отрицательной, если ее предписания нарушаются. Соблюдение и исполнение юриди­ческой нормы, как и права в целом, обеспечиваются факторами внутреннего и внешнего порядка, о которых уже упоминалось. Внутренняя природа обязательности проявляется в том, что лич­ность, зная типичность, распространенность, практическую целе­сообразность определенных отношений, их вариантов, охотно сле­дует им в своем поведении, осознает необходимость их исполне­ния. Это стремление становится внутренним убеждением, побу­дительной силой поведения, не навязанной извне.

Внешняя природа обязательности обусловлена внешними фак­торами воздействия на психику личности — убеждением и при­нуждением. Средства обеспечения обязательности предписаний в таком случае исходят от других лиц, социальных групп и орга­низаций. При этом одним социальным нормам они присущи в большей степени, другим — в меньшей. Правовые нормы, наряду с религиозными, относят к разряду гетерономных, т.е. норм, тре­бования которых строго регламентированы, а выполнение осно­вано прежде всего на силе внешнего побуждения.

В отличие от регулируемых другими социальными нормами, обязательность моделируемых в правовых нормах общественных отношений поддерживается силой государственного воздействия, в том числе и государственным принуждением.

В юридической литературе в качестве существенного признака норм права очень часто указывается на их представительно-обя­зывающий характер. Это действительно существенный признак, но не всех норм, а важнейшего их вида — правил поведения. Нормы — правила поведения, независимо от того, в какой сло­весной формулировке они выражены (управомочивающие, обязы­вающие, запрещающие и т.д.), действительно регулируют обще­ственные отношения посредством одновременного предоставления их участникам определенных субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей.

Определив основные признаки юридической нормы, уместно раскрыть ее содержание. Содержание юридической нормы — это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимо­действие между собой и регулируемыми общественными отноше­ниями. Содержание нормы многоаспектно, и с этой точки зрения следует выделить:

а) логическое содержание нормы, сводящееся к заключенному в ней суждению, т.е. мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлениях объективной действи­тельности;

б) социально-юридическое содержание нормы, понимаемое как регулируемое нормой то или иное общественное отношение в единстве его объектного и субъектного составов. Это общественное отношение можно обозначать понятиями социальной ситуации, под которой в литературе понимается локализованный в простран­стве и во времени фрагмент социальной жизни, характеризую­щийся качественной определенностью своего содержания и отно­сительно стабильным составом участников (Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984.);

в) волевое содержание юридической нормы, которое заключа­ется в стремлении государства, властвующего класса или соци­альной группы определенным образом урегулировать обществен­ные отношения, используя при этом имеющиеся у государства воз­можности. Активное стремление властвующих в обществе струк­тур законодательными средствами закрепить идеи справедливос­ти и свободы или, напротив, произвол выражается в том, что юри­дическая норма выступает как веление, как категорическое пред­писание.

Если рассматривать юридическую норму с точки зрения су­щего и должного, то веление будет средством достижения долж­ного. Оно олицетворяет собой обязательность, властность, возмож­ность государственного воздействия на поведение субъектов.

Содержание юридической нормы облекается в определенную форму. Такой наиболее распространенной формой является зако­нодательное нормативное предписание.

Определив основные признаки юридической нормы и ее содер­жание, необходимо выяснить, все ли предписания права можно считать нормами или к ним относятся только правила поведения?

Любая система права, в том числе и отечественная, изобилует предписаниями, которые вряд ли можно назвать правилом пове­дения, т.е. эталоном, которому должны следовать люди в своих поступках. Это предписания, закрепляющие определенные юри­дические понятия (дефиниции), принципы права, задачи и цели правового регулирования, описание правил юридической техники и др. Дальнейшее развитие нашего законодательства приводит к возрастанию числа таких предписаний, носящих характер отправ­ных установлении. Они служат показателем зрелости правовой системы, средством придания ей логической стройности и стабиль­ности, вносят единообразие в правоприменительную деятельность.

Сопоставление таких предписаний с правилами поведения пока­зывает, что они в большинстве своем непосредственно не воздейст­вуют на поведение субъектов, не закрепляют прав и обязанностей, не указывают на условия применения и меры их обеспечения. В этой связи стремление «подогнать» подобные предписания под правило поведения с его структурой выглядит искусственно.

Законодательные положения, не являющиеся правилом пове­дения, неоднородны. Они действительно не предписывают субъ­екту тот или иной вариант поведения, далеко не все и не всегда могут быть положены в основу решения юридического дела. Од­нако все они нормативны и имеют правовой характер. Факт вклю­чения этих положений в законодательный акт сообщает им юри­дические свойства.

Являются в полной мере нормами права понятия сделки, обя­зательства, преступления, порядок вступления актов в силу, за­крепленные законом формы собственности и др. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести их с вышеназванными признаками юридических норм. Нормы права, таким образом, не сводятся только к правилам поведения, которые составляют лишь одну, хотя и наиболее распространенную разновидность юридических норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: