Введение. гарантируют и обеспечивают!

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

Курс лекций.

Права не берут.

Права предоставляют,

гарантируют и обеспечивают!

Права человека отличаются по своей структуре, набору рассматриваемых проблем[1]. Речь пойдет о проблемах, которые подчинены требованиям момента. За примерами далеко ходить не нужно. Для мирового правозащитного сообщества 2010 год прошел под знаком 60-летия «Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека и гражданина» 1950 года. Этот исторический документ лег, как известно, в основу Конституции Российской Федерации, провозгласившей высшей ценностью человека, его прав и свобод[2]. Соответственно и курс лекций по «Правам и свободам человека и гражданина» посвящен рассмотрению конституционных прав и свобод, в той последовательности и объеме, как они декларированы в Основном законе нашего государства.

Главный же фактор, определяющий композицию курс лекций по «Правам и свободам человека и гражданина», – динамика развития правозащитной ситуации в современной России. Сразу необходимо оговориться: по самой сути своей деятельности, обусловленной требованиями Конституции Российской Федерации 1993 года, действующим законодательством и международными договорами, регламентирующие права и свободы человека и гражданина, прежде всего через призму конкретных нарушений и недостатков.

Информацию о правах и свободах мы набирали в основном из обращений граждан, а в случаях, имеющих, по нашему мнению, особое общественное значение, из действующего законодательства, международных договоров, из докладов Уполномоченного по правам человека. Успехи и достижения не являются специальным предметом анализа прав человека, а потому оказываются в фокусе нашего внимания значительно реже. По этой причине не считаем возможным комментировать ни негативные, ни позитивные общие оценки положения дел с правами человека, которые выносят России те или иные зарубежные и российские эксперты, ученые, мэтры всех отраслей права. Мы видим свою задачу в том, чтобы обратить внимание студента на реальные проблемы соблюдения, обеспечения и правильного понимания права человека. Задача эта особенно актуальна, ибо значительное число нарушений прав человека имеет, как представляется, системный и комплексный характер.

Под «системой» мы понимаем не частоту повторяющихся нарушений прав человека, а пробелы, коллизии действующих законодательных актов.

Под комплексностью мы понимаем, нарушения коллективных прав человека, это особое четвертое поколение прав человека, с наличием которых соглашаются не все авторы. Для иллюстрации обоих определений ниже приводятся конкретные примеры, изложенные в обезличенном и компактном виде:[3]

1. Проблемы пенсионного обеспечения имеют без преувеличения судьбоносное значение. В последние годы эти проблемы решались в целом удовлетворительно. Пенсии выплачивались регулярно, их размеры повышались. Но беспокойство все же у многих граждан остается. Причин, как представляется, две. Прежде всего следует упомянуть о том, что пенсионная система крайне запутанна и мало понятна людям. Одного загадочного термина «валоризация» достаточно для того, чтобы вогнать в оторопь среднестатистического пенсионера. А тех, кто продолжает работать, терроризируют официальные и полуофициальные заявления о неизбежности повышения пенсионного возраста. Под угрозой, таким образом, оказывается и право граждан на информацию. Жизнь как будто подсказывает системное решение – мораторий на любые скороспелые и непроработанные публичные заявления должностных лиц на пенсионную тему. Вторая причина фундаментальна. Никто не знает, каковы должны быть справедливые размеры пенсии в цивилизованной, развитой стране. Растут пенсии и слава Богу. Такой подход годится для пропаганды, но плох для выработки долгосрочной стратегии социальной политики. Между тем и сегодня коэффициент пенсионного замещения заработной платы остается низким и очень далеко не дотягивает до нормы, установленной Конвенцией № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.), в соответствии с которой пенсия после 30 лет стажа не должна составлять меньше 40% от заработной платы квалифицированного рабочего. До тех пор пока государство не докажет делом свою приверженность политике, нацеленной на достижение этой нормы, пенсионное обеспечение, динамика его эволюции будут, видимо, порождать массу вопросов.

2. Несмотря на кризисные явления в экономике, к счастью, не произошло ожидавшегося многими экспертами общенационального всплеска безработицы. Однако структура занятости как была, так и осталась плохой: большинство работников трудятся или числятся на неэффективных предприятиях, получая низкую зарплату. Не желая огорчать правительство увольнениями и обременять себя сопряженными с этим проблемами, многие работодатели идут на пересмотр в сторону ухудшения условий труда и минимизации оплаты труда своих работников. Однако, правовые механизмы, призванные защитить работников от подобного произвола, практически не работают.

3. В отчетном 2010 году зарегистрирована масса правонарушений и даже преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов в отношении тех, кого они по идее должны охранять, – граждан Российской Федерации. Некоторые из преступлений просто чудовищны. Налицо серьезнейшая системная проблема. Решать же ее, однако, по-прежнему пытаются зачастую сугубо не системными мерами. Вроде приказов об искоренении коррупции в месячный срок или о сокращении количества департаментов МВД РФ на две единицы (только в них причина?). Впрочем, среди системных проблем МВД России есть и такие, о которых обычно не говорят вслух. По очень странному стечению обстоятельств совершившие громкие преступления сотрудники правоохранительных органов почти всегда оказываются уволенными до окончания судебного разбирательства, а в некоторых случаях и задним числом. Таким образом, улучшается статистика, латаются дыры во внутриведомственной мифологии, но ущемляется право каждого считаться невиновным, пока суд не признает обратное.

4. В отчетном 2008 году общественность была потрясена смертью в следственном изоляторе молодого юриста, находившегося под следствием по подозрению в совершении налогового преступления. Эта трагедия стала отражением сразу нескольких системных проблем пенитенциарной системы. Социально не опасному подследственному избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Условия его содержания в СИЗО были близки к пыточным. Врачи в СИЗО, точнее подчиненные администрации СИЗО офицеры в белых халатах, не оказали подследственному должной помощи. Все причастные к описанной трагедии должностные лица проявили бездушие и непрофессионализм. По-другому, видимо, и быть не могло: ведь условия труда в пенитенциарной системе таковы, что привлечь туда на работу только гуманных и высокопрофессиональных сотрудников нелегко.

5. Реализуя свое право на свободу мысли и слова, московский журналист написал статью, которая не понравилась многим. Группа граждан это право журналиста нарушила, потребовав от него отказаться от высказанных в статье мыслей или навсегда покинуть Россию. Во исполнение столь очевидно антиконституционного требования та же группа граждан организовала многосуточный пикет у дома журналиста, вынудив его скрываться. Тем самым было нарушено право журналиста на неприкосновенность личной жизни. На уведомлении об однодневном пикете кем-то от руки был приписан его новый, уже недельный срок. Органы власти, обычно очень требовательные к подобным уведомлениям, на этот раз проведение публичного мероприятия легко «согласовали». Системная проблема правоприменительной практики состоит в данном случае в том, что власти «закрыли» глаза на все отмеченные нарушения, руководствуясь, видимо, сугубо вкусовыми соображениями.

6. Другой аспект той же системной проблемы избирательного применения закона регулярно проявляется в ходе согласования публичных мероприятий, организуемых лицами и группами, которых власти тех или иных уровней считают своими противниками. Этим гражданам «согласовать» свои публичные мероприятия удается весьма редко. Еще одна системная проблема реализации конституционного права на мирные собрания – все более демонстративное превращение уведомительного порядка их проведения в разрешительный. Что, естественно, закону никак не соответствует. Следующая системная проблема – не пропорциональное, а порой и крайне жестокое применение полицейской силы к участникам «несогласованных» публичных мероприятий. В одном из своих недавних интервью начальник московской милиции заявил о стремлении своих подчиненных «максимально минимизировать последствия применения силы». Приветствуя это высказывание, нельзя не отметить, что оно по существу является признанием того, что до настоящего времени эта «максимизация минимизации» не соблюдалась, во всяком случае в столице нашей страны.[4]

Таким образом, можно заключить, что будущее демократии в нашей стране зависит от нас самих, от нашей активной позиции в общественной жизни, от решимости реализовать свои конституционные права и свободы в рамках действующего законодательства. Для начала необходимо активизировать общество и норму права[5].

Норма права, закрепленная в действующем законодательстве считается спящей до тех пор, пока не наступит определенная жизненная ситуация, пока человек не начнет реализовывать эту норму права самостоятельно, ведь для этого государство предоставило широкие возможности..считаю, что выкинуть надо этот пунктик..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: