Теории прав человека

Виды теорий:

1. Теория естественных прав.

Естественное право обязательно для любого вида человеческой деятельности. Право, которое нарушает естественное право, совершает преступление. Если право реализовано намеренно, то оно теряет свою моральную и политическую ценность в глазах общества.

У этой теории существует 2 точки зрения: 1) Ж.Ж. Руссо – концепция «Общественного договора». Суть этой концепции сводится к тому, что люди заключили договор и передали часть своих прав государству. В том случае, если власть не оправдывает ожидание людей, то они имеют право расторгнуть договор; 2) Дж. Локк делит права: право на жизнь, право свободы, право имущества - эти права дарованы Богом, они неотчуждаемы, (то есть родились вместе с человеком). Ни при каких условиях их нельзя нарушить. Эта теория стала источником теории прав человека, обоснованием ограничения абсолютной монархии, и обоснованием необходимости революционного свержения.

2. Теория позитивистского права.

Право толкуется как веление, приказ государства. Никаких естественных прав за человеком эта теория не признавала, по этой теории человек может иметь лишь те права, которые предусмотрены законом. Права человека по этой теории рассматриваются как разрешение государства на тот или иной вид деятельности, поведение человека в обществе.

Кроме того, представители этой теории отдают приоритет внутригосударственному праву, т. к. право положительное, обеспеченное силой государственного принуждения; граждане самостоятельно контролируют и защищают свои права.

3. Рациональная теория прав человека.

«Право – наличие свободы». Наиболее ярким представителем теории рациональности выступает И. Гегель. Источником права является мировой разум, который понимается Гегелем как личность, упорядоченность, рациональность. Правовые законы это законы, идущие от людей. В самом праве человек должен найти разум и соблюдать разумное право. Если закон не разумный, то он противоправен.

И. Гегель различает: а) позитивное право; б) естественное право (право, не зависящее от государства, т. к. обусловлено природой человека); в) все виды публичного установления: государственное законодательство; обычное право; судебные прецеденты.

Права человека по этой теории вытекают из того, что:

· человек обладает свободой воли;

· имеет естественные права в силу факта своего рождения;

· право человека выражается во владении имуществом (собственностью);

· права и обязанности соотносительные (кор-дирующие), т. е. по Гегелю обладать правом значит обладать обязанностью и наоборот;

· вопрос имущественного равенства Гегелем не рассматривался, т. к. он против такого равенства.

4. Теория природной эволюции прав человека.

Права человека – это сам человек в его социальной сущности. Происхождение прав человека и происхождение самого человека это единый процесс. Права человека это самая высокая форма права, самый высокий этап развития прав.

5. Универсальная теория прав человека.

Она характеризуется выходом на международный уровень. Составляющими концепции являются: а) признание человеческого достоинства и прав человека наивысшими абсолютными ценностями; б) непроизводность прав человека от веления государства и их неотчуждаемость; в) равенство людей в достоинстве и правах человека; г) признание взаимосвязанности всех прав; д) несовместимость прав человека с тиранией, унижением, произволом, преступностью; е) признание ценностей демократии, правосудия; ж) обеспечение системы международных и внутригосударственных гарантий прав человека.

4. Системоцентризм и персоноцентризм как идеология взаимоотношений власти и человека [21]

Под системоцентризмом подразумевается такая модель общества: центральным ядром и основой которого является социальная система. Целью развития данной модели общества является успешное функционирование социальной системы. Личность в системоцентристской модели является элементом, чьи интересы подчинены интересам социальной системы.

Альтернативой системоцентризму является общественная модель

персоноцентризма, ядром и основой, которой становится социальная система, в центре которой находится личность и ее интересы. Целью развития такой модели общества является развитие личности, удовлетворение ее интересов. Государство в данной общественной модели становится элементом, обеспечивавшим всестороннее развитие личности.

Персоноцентристская модель общества начала формироваться в Западной Европе и США в эпоху Нового Времени: фундаментом ее развития было ослабление абсолютистских режимов в эпоху буржуазных революций и индивидуалистические ценности социального сознания, идеалом которого было освобождение личности.

Говорить о системоцентризме и персоноцентризме как двух моделях общества, отличных друг от друга и обладающих специфическими особенностями, позволяет тщательный анализ социального мировоззрения и социальной системы, включающей в себя государство, опирающееся на коллектив и массовое сознание. Сами термины "системоцентризм" и "персоноцентризм" были введены в научный оборот в начале 90-х годов в работах А. Оболонского.

Однако в них исследовался, в основном, характер государственной власти в отрыве от изучения системы ценностей и мировоззренческих установок, что придало работам А. Оболонского политологический оттенок.

Представляется необходимым отметить, что «системоцентризм» и «персоноцентризм» тесно связаны с понятием «система». Категория системы, трактуемой как целостность, обладающая структурой и организацией, состоящей из упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, позволяет раскрыть внутренний смысл этой дихотомии. Система функционирует на основе определенных принципов: целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, многоуровневости, самоорганизации, саморегуляции. Социальная философия оперирует понятием социальной системы. Соотносясь с этим понятием, системоцентризм и персоноцентризм как социальные понятия отражают содержанием «устройство», «организованность» социального системы.

Социальная система есть сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее личность, социальные общности, социальные институты, массовое сознание. Динамика развития социальных систем позволяет разделить их на два типа:

1) социальная система, в которой превалирует социальный институт и социальная общность, являющиеся основой системы, системообразующим фактором;

2) социальная система, основой которой является личность как системообразующий фактор.

Два этих типа социальных систем, соответственно, различаются и в целях функционирования. Целью первого типа является стабильное развитие государства и коллектива; целью второго типа становится всестороннее развитие личности, интересы которой определяют социальный прогресс.

Термин «системоцентризм» отражает наличие такой социальной реальности, при которой «центром», смыслом существования общества является развитие социальной системы, в основе которой находятся государство как важнейший социальный институт, коллектив, как тип доминирующей социальной общности и массовое сознание, как форма осознания обществом социальной реальности.

Российская система, включает в себя базисную основу в виде государства и массового сознания, демонстрируя процесс их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлияния.

Анализ условий складывания в России системоцентристской модели общества позволяет выделить несколько главных факторов.

Прежде всего, необходимо указать роль территориальной детерминанты в формировании специфической социальной системы.

Кроме этого, значительное влияние на социальные процессы, происходившие в России, оказала социально - экономическая политика и ее влияние на формирование общества.

Третьим фактором, повлиявшим на становление специфической модели общества в России, была религиозная детерминанта. Религия выступает неким ориентиром в формировании общечеловеческих ценностей.

Тема 2. Права человека в правовом и социальном государствах:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: