Понятие международного права

ТЕМА 12. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Международное (публичное) право — самостоятельная (отличная от национальных правовых систем) система юриди­ческих норм, создаваемая государствами путем согласования их воль и регулирующих межгосударственные и иные между­народные отношения в целях обеспечения международного мира и сотрудничества.

Международное право представляет собой особую право­вую систему, существующую наряду с системами националь­ного права государств. Будучи надстроечной категорией, ме­ждународное право на каждом этапе развития международных отношений отражает их особенности, и в тоже время активно воздействует не только на экономические, но и политические военные и другие международные отношения, поощряя разви­тие одних и сдерживая другие.

Главная особенность международного права состоит в том, что оно регулирует только межвластные отношения меж­ду государствами. Национальные правовые системы между различными властными структурами государства, а также ме­жду этими структурами и физическими и юридическими ли­цами.

Международное право имеет согласительную природу, поскольку в межгосударственной системе нет органа, наде­ленного законодательной функцией, нормы международного права создаются самими субъектами международного права (прежде всего государствами) в результате добровольного со­глашения, путем согласования их воль.

Нормативные предписания в национальных системах пра­ва отвечают социальной сущности соответствующих госу­дарств. Нормы общего международного права, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер. Они могут отличаться по своей социальной сущности от ло­кальных норм международного права, содержание которых зависит от социальной природы государств, создавших эти нормы.

В отличие от внутригосударственного права, субъектами которого являются физические, юридические лица и органы государства, субъекты международного права — это в основ­ном суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, межгосударственные организации и некоторые государственно-подобные образова­ния (например, Ватикан), и только частично физические и юридические лица.

Международное право имеет свой предмет регулирования, который лежит в основном за пределами компетенции госу­дарства. Это взаимоотношения всех субъектов международно­го права.

В отличие от международного (публичного) права, меж­дународное частное право не входит в межгосударственную систему, так как его нормы направлены на регулирование гражданско-правовых, семейных и трудовых отношений с иностранным или международным элементом. Международ­ное право тесно связано с международным частным правом. Эта взаимосвязь особенно проявляется в области междуна­родных экономических отношений.

Функционирование международного права и, прежде все­го, его применение (имплементация) существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права. Главная роль в функционировании международного права отводится государствам (а также международным орга­низациям).

Главной функцией международного права является регу­лирование межгосударственных отношений. В международ­ных отношениях международное право выполняет:

- координирующую функцию (отражение общеприемлемых для государств стандартов поведения в нормах междуна­родного права);

- регулирующую функцию (установление государствами правил поведения в определенных областях взаимодейст­вия);

- обеспечительную функцию (принятие норм, направленных на соблюдение государствами международных обяза­тельств);

- охранительную функцию (призвана защищать законные права и интересы государства).

Особенность международного права предопределяется существенными отличиями от внутригосударственного права. Международное право, являясь особой системой права, отли­чается от внутригосударственного права как по социальной сущности, так и по способу образования норм, субъектам, объекту регулирования, способам функционирования и др.

Наиболее важны для соотношения международного права и внутригосударственного права различия по объектам и субъектам (основания для этого не являются общепризнанны­ми в доктрине).

Национальные системы права влияют на формирование норм международного права. Национальные законодательства испытывают все возрастающее влияние международного права.

Взаимодействие систем международного и национального права происходит и в сфере применения (имплементации) норм одной системы в рамках другой (в основном, норм меж­дународного права в сфере национального права).

Имплементация международного права осуществляется государством как через признание прямого действия норм международного права, так и посредством включения поло­жений о взятых на себя международных обязательствах в су­ществующее законодательство.

В соответствии с международным правом, государства не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания от­каза от соблюдения принятых на себя международных обяза­тельств.

В законодательствах ряда государств содержится положе­ние, согласно которому при расхождении между положениями закона и международными обязательствами преимущественно используются международные обязательства.

Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В случае установле­ния международным договором РФ «иных правил», чем пре­дусмотренные законом, то «применяются правила междуна­родного договора» (п. 4 ст. 15).

Норма международного права — это правило поведения, обращенное обычно к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Юридическая обязатель­ность норм международного права — главная особенность, отличающая их от других государственных норм межгосудар­ственной системы.

Создание норм в международном праве началось с форми­рования международно-правовых обычаев.

Международно-правовой обычай — это сложившееся в ме­ждународной практике правило поведения, за которым субъек­ты международного права признают юридически обязательный характер. В отличие от договорной нормы он не представляет собой юридического документа с четко выраженной формули­ровкой соответствующего правила и складывается в силу по­вторяющихся международных действий государств.

Обычная норма складывается постепенно в результате по­вторяющихся действий всех или подавляющего большинства субъектов. Обычай может иметь универсальный или же ло­кальный (региональный) характер.

Образование норм обычного международного права процесс длительный. Однако сроки формирования новых обычаев за последнее время сокращаются в результате актив­ной деятельности международных организаций.

Международно-правовой обычай продолжает занимать в международной практике важное место, хотя международное право все больше становится договорным правом.

Основной способ создания международно-правовых норм в настоящее время — заключение договоров.

Процесс создания норм международного права протекает по двум стадиям: а) согласования воль государств относи­тельно содержания правила поведения и б) согласования воль государств относительно признания его юридически обяза­тельным. Содержание воли государства включает общее от­ношение государства к международному праву, его прогрес­сивному развитию, соблюдению принципов и норм и их понимание, за внедрение каких принципов и норм в междуна­родное право государство выступает, т.е. это позиция государ­ства по всем вопросам международного права, выраженная в его реальном поведении и действиях.

Создание норм международного права не требует идеального совпадения воль государств — участников нормотворческого процесса. Достаточно того, чтобы воли были согласованы отно­сительно правила поведения и признания его обязательным.

Важными особенностями процесса создания норм между­народного права являются согласованность и взаимообуслов­ленность воль государств. Согласованность воль указывает на их направленность на признание определенного правила в ка­честве правовой нормы, а взаимообусловленность — на взаи­мосвязанность воль государств.

Это принцип взаимности, на основе которого устанавли­ваются взаимные права и обязанности государств при созда­нии норм международного права. Паритет — является основ­ным принципом признания действительности нормы международного права.

Процесс создания международно-правовых норм, в том числе и обычных норм, регулируется международным правом.

Согласно теории согласования воль государств, процесс создания обычных международно-правовых норм значительно отличается от процесса создания договорных норм, однако суть его такая же — согласование воль государств в целях соз­дания обязательных для них норм международного права.

Договорный процесс создания норм международного пра­ва имеет преимущество по сравнению с процессом создания обычных норм, который протекает медленно и не всегда ре­зультативно.

Договорный процесс происходит намного быстрее, пре­доставляет возможность обсуждения создаваемой нормы, конкретного формулирования позиций участников процесса. Обычные международно-правовые нормы могут отменяться и изменяться договорным путем, что почти совсем не происходит с договорными нормами, порядок, изменение и отмена которых зафиксированы, как правило, в международных до­говорах.

Образование международно-правовых норм в настоящее время происходит также путем принятия международными организациями юридически обязательных для государств нормативных резолюций.

Резолюции международных организаций также являются результатом согласования воль государств, происходящее на основе уставов международных организаций.

Нормы международного права по своей юридической силе делятся на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых го­сударства могут отступать по взаимному согласию.

Императивные нормы (jus cogens) — нормы, отклонение от которых недопустимо даже по взаимному согласию; дого­воры, противоречащие таким нормам, юридически ничтожны.

Императивные нормы составляют основу международного права и всего международного правопорядка. Они обладают наивысшей юридической силой, другие нормы международ­ного права должны соответствовать нормам jus cogens. Разли­чие между диспозитивными и императивными нормами не со­стоит в том, что одни из них более, другие менее обязательны для государств. Все международно-правовые нормы обяза­тельны.

Однако, диспозитивная норма международного права мо­жет быть заменена по взаимному согласию заинтересованных государств иной нормой, и это не будет правонарушением, ес­ли она не наносит ущерба правам и законным интересам дру­гих государств. Замена императивной нормы международного права таким путем противоправна, а договор между двумя го­сударствами о такой замене — недействителен.

Расширение круга императивных норм международного права является результатом интернационализации обществен­ной жизни, повышения значения глобальных проблем. Увели­чение числа международных проблем, регулирование которых на региональной или локальной двусторонней основе может привести к ущербу интересов других государств, является ре­зультатом происходящих в мире изменений.

До настоящего времени не существует какого-либо согла­шения или международного документа, в котором был бы за­фиксирован перечень императивных норм международного права. В первую очередь к императивным можно отнести ос­новные принципы современного международного права, хотя степень их императивности (когентности) в доктрине между­народного права представляется неодинаковой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: