IX. Музыка барокко (выводы)
Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах
легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных нормах
музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой
барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации...
Музыка барокко - огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя
в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных
произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли
старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих
публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы
Г.Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко - “необарокко” -
в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича,
Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу,
к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос - излюбленная фигура
барочной риторики).
“Что смерть благочестивым”
(фон Хоффмансвальгау),
“Что молодость, почет, искусность, блеск наград?”
(Грифиус),
“Что мне это квинтэссенция праха?”
(Шекспир)
Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке:
1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности
(“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты
Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде);
2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);
3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории...) и лаконичные номера;
4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);
5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,
рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство
барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем -
подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается
фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по
лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести
грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном
Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение, крушение). Таким
образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир - одно.
“Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его
там нет!” (Ангелиус Силезиус);
6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь
музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто
сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый
тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время
застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях;
жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии...;
7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно
выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы
эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько
столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:
импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,
упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.
В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:
1) служения Богу;
2) украшения человеческой жизни.
“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством которой
составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков,
которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую
очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы
ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”
Вальтер.
Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру присущи:
1) условность, витиеватость стиля;
2) своеобразный язык с включением простонародных слов;
3) динамика действия;
4) сложная композиция;
5) напыщенность, аффектация.
На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые штаны”
- комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и Педро
Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,
“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”
1675). Основные черты:
1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем
конфликте драмы;
2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;
3) обнажение жизненных противоречий.