XI. Театр

IX. Музыка барокко (выводы)

Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах

легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных нормах

музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой

барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации...

Музыка барокко - огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя

в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных

произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли

старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих

публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы

Г.Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко - “необарокко” -

в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича,

Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу,

к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос - излюбленная фигура

барочной риторики).

“Что смерть благочестивым”

(фон Хоффмансвальгау),

“Что молодость, почет, искусность, блеск наград?”

(Грифиус),

“Что мне это квинтэссенция праха?”

(Шекспир)

Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке:

1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности

(“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты

Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);

3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории...) и лаконичные номера;

4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,

рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство

барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем -

подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается

фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по

лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести

грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном

Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение, крушение). Таким

образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир - одно.

“Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его

там нет!” (Ангелиус Силезиус);

6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь

музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто

сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый

тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время

застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях;

жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии...;

7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно

выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы

эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько

столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:

импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,

упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения Богу;

2) украшения человеческой жизни.

“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством которой

составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков,

которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую

очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы

ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”

Вальтер.

Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру присущи:

1) условность, витиеватость стиля;

2) своеобразный язык с включением простонародных слов;

3) динамика действия;

4) сложная композиция;

5) напыщенность, аффектация.

На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые штаны”

- комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и Педро

Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,

“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”

1675). Основные черты:

1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем

конфликте драмы;

2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;

3) обнажение жизненных противоречий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: