Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

XI. Театр




IX. Музыка барокко (выводы)

Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и ритмах

легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных нормах

музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры, рожденные эпохой

барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт, ария, вариации...

Музыка барокко - огромная область исполнительской практики: от Баха и Генделя

в программах органных концертов, от клавирной музыки, кантат, камерных

произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. Многочисленны ансамбли

старинной музыки. Настоящий бум искусствоведческих и музыковедческих

публикаций, продолжающийся более ста лет (с появлением в 1888г. работы

Г.Вельфлина “Ренессанс и барокко”). Отголоски стиля барокко - “необарокко” -

в музыке поздних романтиков: Брамса, Регера, Стравинского, Шостаковича,

Шнитке, в архитектуре Гауди. Эпоха барокко задает вопросы, обращенные к небу,

к человечеству, в никуда (недаром, риторический вопрос - излюбленная фигура

барочной риторики).

“Что смерть благочестивым”

(фон Хоффмансвальгау),

“Что молодость, почет, искусность, блеск наград?”

(Грифиус),

“Что мне это квинтэссенция праха?”

(Шекспир)

Антиномии эпохи сосуществуют и в музыке:

1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности

(“Времена года” Вивальди) и духовное, обращенное к религиозным идеям (кантаты

Баха, другие его произведения, кантаты Букстельхуде);

2) мажор и минор (заслуга барокко в выделении этих двух противоположных ладов);

3) гигантские композиции (“Страсти”, Мессы, оратории...) и лаконичные номера;

4) чередование разнохарактерных частей (в сюитах, концертах, операх);

5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,

рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство

барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем -

подъем к небу или спуск в ад. В теории музыкальной риторики это выражается

фигурами подъема и спуска (a-moll прелюдия из IIт ХТК: блуждание по

лабиринтам пространства, по искривленным лабиринтам нечистой совести

грешников. Фуга - как приговор, как грозный жест Верховного Судии на Страшном

Суде, указывающий вниз, после чего стремительное падение, крушение). Таким

образом, мир физический оказывается внутри человека. Человек и мир - одно.

“Остановись, человек! Небеса в тебе! Если ты ищешь Бога в другом месте, его

там нет!” (Ангелиус Силезиус);

6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь




музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто

сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый

тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время

застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях;

жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии...;

7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно

выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы

эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько

столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:

импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,

упорядоченность, регулярность, монотонность во второй.

В эстетике барокко музыка определялась через точные науки с целью:

1) служения Богу;

2) украшения человеческой жизни.

“Музыкальная композиция - это математическая наука, посредством которой

составляется и наносится на бумагу приятная и чистая слаженность звуков,

которая после этого может быть спета или сыграна, с тем, чтобы ею в первую

очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом и затем, чтобы

ею услаждать и давать удовольствие слуху и душе”

Вальтер.

Своеобразное претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру присущи:

1) условность, витиеватость стиля;

2) своеобразный язык с включением простонародных слов;

3) динамика действия;

4) сложная композиция;

5) напыщенность, аффектация.

На сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина (“Дон Хиль - зеленые штаны”

- комедия положений; “Севильский цирюльник или каменный гость”) и Педро

Кальдерон (“Жизнь это сон” 1636г., “Поклонение кресту” 1635г.,

“Чудодейственный маг” 1637г., “Стойкий принц” 1628г., “Великий театр мира”

1675). Основные черты:

1) борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем

конфликте драмы;

2) победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;

3) обнажение жизненных противоречий.





Дата добавления: 2013-12-27; просмотров: 1230; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9930 - | 7720 - или читать все...

Читайте также:

 

3.209.10.183 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.