ОПЕРА
Музыка
II. Искусство Италии
Специфические черты
Идеологическая основа
Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и
духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба
различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм
выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время
государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба
религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука
(географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики,
законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие
большое значение для живописи, развитие термодинамики).
В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый
стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной
стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной
политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену
общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не
уничтожаются общественные противоречия.
Не случайно общественное сознание фиксирует острую
противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные
отношения, политика, экономика... XVIIв - время перелома в общественном
сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве
положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий.
Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения,
общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый
“трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба
с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и
родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.
Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и
обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.
Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством,
чудесами, видениями;
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;
4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре:
овал в линии здания;
архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание
“бесконечности” пространства;
е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных
произведений (опера).
В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с
другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как
архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).
7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений
в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно:
нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание
массы к центральной части, заполнение ниш статуями.
В музыкальном искусстве XVIIв. начинается как бы с решительного
перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это
время было провозглашено рождение нового стиля - монодии с сопровождением,
гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится
музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые
творческие искания.
Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты мировоззрения
сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка
ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени.
На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности
в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы
в Италии открывает эпоху XVIIв. в истории музыкального развития Западной
Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал
“нового стиля”. Появление данного жанра было длительно и многосторонне
подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами
древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери,
мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток”), комедия масок, драматические
спектакли, интермедии... Выдающимся оперным композитором был Клаудио
Монтеверди, который углубил драматическую сущность нового жанра, обогатил
полифонической традицией, средствами музыки показал многообразие человеческих
характеров. В основу его опер положена драматическая мелодия (concitato -
взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал.
Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально
разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей
выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым
новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его
произведения:
оперы “Орфей” 1607г., текст А.Стриджо,
“Ариадна” 1608г., текст Ринуччини,
“Коронация Поппеи” 1642г. и др.
интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки”,...
С середины XVIIв. намечается определенная колея развития оперного жанра,
устанавливаются типы, разновидности, образуются школы:
1) Венецианская
Фр. Ковали, Марк А.Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо, Д.Фрески,...
Характерно:
а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;
б) захватывающее действие, любовные интриги;
в) введение комических эпизодов;
г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным;
д) утрачивается виртуозность;
е) изменяется функция речитативов - только связки между ариями;
ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой;
з) утверждаются оперные декорации (Торелли).
2) Неаполитанская, во главе с А.Скарлатти. В его творчестве
откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты:
а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический;
б) стержень - любовная интрига;
в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и
противоречиях;
г) главенствующее значение музыки;
д) текст носит обобщающий характер;
е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести
(гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная,...
ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и
духовых, утверждается трехчастная увертюра - simfonia: 1ч-быстрая, 2ч -
кантиленная, 3ч - моторная.
Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории,
более камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только
музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская
оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется
хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к
типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает
в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).
Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,
постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах.
Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла. Постепенно
определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более
масштабная).