double arrow

ОРАТОРИЯ


ОПЕРА

Музыка

II. Искусство Италии

Специфические черты

Идеологическая основа

Идеологической основой для нового стиля было ослабление духовной культуры и

духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков), борьба

различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм

выражал феодальные тенденции, протестантизм - буржуазные. В это же время

государство приобретает большую роль, соответственно происходила борьба

религиозного и светского начал. Одновременно развивается наука

(географическое познание Земли (за исключением Антарктиды), развитие оптики,

законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие

большое значение для живописи, развитие термодинамики).

В такой сложной, динамической, драматической обстановке складывался новый

стиль, новая культура. Утверждался же он в обстановке относительной

стабилизации жизненных условий. Она была результатом либо насильственной

политики государства и церкви, либо следствием затишья, пришедшего на смену

общественным потрясениям. Но со стабилизацией жизненных условий не

уничтожаются общественные противоречия.

Не случайно общественное сознание фиксирует острую

противоречивость любой ситуации, к которой оно прикасается: социальные

отношения, политика, экономика... XVIIв - время перелома в общественном

сознании идеологии гуманизма. Исчезает уверенность в неизбежном торжестве

положительных начал жизни. Обостряется ощущение трагических противоречий.

Скепсис и дуализм - вот основные характеристики общественного мнения,

общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый

“трагический гуманизм” - осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба

с ними и с самим собой. Происходит “расслоение” человека на частного и

родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.

Эти коллизии имели грандиозные последствия для общественного сознания эпохи - и

обыденного и философского самосознания, и художественного мышления.

Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:

1. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством,

чудесами, видениями;

2. Повышенная эмоциональность;

3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов;

4. Яркая контрастность, эмоциональность образов;

5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);

6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:

а) целостностные системы философии;

б) поиск единства в противоречиях жизни;

в) в архитектуре:

овал в линии здания;

архитектурные ансамбли;

г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;

д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание

“бесконечности” пространства;

е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных

произведений (опера).

В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с

другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как

архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).

7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений

в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно:

нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание

массы к центральной части, заполнение ниш статуями.

В музыкальном искусстве XVIIв. начинается как бы с решительного

перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это

время было провозглашено рождение нового стиля - монодии с сопровождением,

гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится

музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые

творческие искания.

Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты мировоззрения

сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального искусства. Музыка

ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый, патетический дух времени.

На пороге новой эпохи остро прозвучало требование драматической выразительности

в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно возникновение оперы

в Италии открывает эпоху XVIIв. в истории музыкального развития Западной

Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была призвана воплотить идеал

“нового стиля”. Появление данного жанра было длительно и многосторонне

подготовлено в художественной атмосфере Возрождения: увлечение образцами

древнегреческой трагедии, пасторальные драмы, духовная опера Кавальери,

мадригальная комедия (Веке “Тик-так-ток”), комедия масок, драматические

спектакли, интермедии... Выдающимся оперным композитором был Клаудио

Монтеверди, который углубил драматическую сущность нового жанра, обогатил

полифонической традицией, средствами музыки показал многообразие человеческих

характеров. В основу его опер положена драматическая мелодия (concitato -

взволнованный стиль), сплавлявшая речевые интонации, декламацию и вокал.

Монтеверди включил в оперу симфонические эпизоды (увертюры), детально

разрабатывал оркестровку, вводил новые технические приемы для большей

выразительности: тремоло, пиццикато. Таким образом, Монтеверди явился смелым

новатором, далеко опередивший современное ему музыкальное искусство. Его

произведения:

оперы “Орфей” 1607г., текст А.Стриджо,

“Ариадна” 1608г., текст Ринуччини,

“Коронация Поппеи” 1642г. и др.

интермедии “Балет неблагодарных”, “Музыкальные шутки”, ...

С середины XVIIв. намечается определенная колея развития оперного жанра,

устанавливаются типы, разновидности, образуются школы:

1) Венецианская

Фр. Ковали, Марк А.Чести, Фр. Сократти, А. Сартарио, Дж. Лоренцо, Д.Фрески,...

Характерно:

а) античный, мифологический, исторический сюжет в свободной трактовке;

б) захватывающее действие, любовные интриги;

в) введение комических эпизодов;

г) опора на арии, мелодии близки бытовым, народным;

д) утрачивается виртуозность;

е) изменяется функция речитативов - только связки между ариями;

ж) большая роль оркестра. Увертюры программны, тематически связаны с оперой;

з) утверждаются оперные декорации (Торелли).

2) Неаполитанская, во главе с А.Скарлатти. В его творчестве

откристаллизовался жанр оперы-serio (серьезной оперы). Черты:

а) Сюжет исторический, легендарный, античный, мифологический;

б) стержень - любовная интрига;

в) герои условны, главное не характер, а эмоции, данные в контрастах и

противоречиях;

г) главенствующее значение музыки;

д) текст носит обобщающий характер;

е) вырабатываются определенные типы арий, их функции: ария-жалоба, ария мести

(гнева), героическая ария, пасторальная, бравурная,...

ж) большая роль принадлежит оркестру. Индивидуализируются партии струнных и

духовых, утверждается трехчастная увертюра - simfonia: 1ч-быстрая, 2ч -

кантиленная, 3ч - моторная.

Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории,

более камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только

музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская

оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется

хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к

типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает

в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн).

Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,

постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах.

Кристаллизация жанра связана с именами Дж. Кариссими, А. Страделла. Постепенно

определяются разновидности кантат: лирическая (камерная), праздничная (более

масштабная).


Сейчас читают про: