double arrow

Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или 3 страница

стандартов.

Под выпуском в эксплуатацию транспортного средства с техническими неисправностями понимается

разрешение на использование транспортного средства по его технико-производственному назначению.

Обязательным признаком объективной стороны данного состава преступления является причинение по

неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате названных выше действий. Эти последствия

должны находиться в причинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей

сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно с выпуском

транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями. Рассматриваемое преступление

относится к материальным составам и считается оконченным с момента наступления указанных в законе

последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде

легкомыслия либо небрежности.

Субъектом этого преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста,

которое в силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных

средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а также

лицо, несущее ответственность за техническое состояние транспортных средств и за выпуск таких

транспортных средств в эксплуатацию.

Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 266 УК РФ) относится к

преступлениям небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком этого преступления (ч. 2 ст. 266 УК РФ) является наступление в

результате совершения указанных в законе действий по неосторожности смерти человека. В этом случае данное

деяние относится к категории преступлений средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 266 УК РФ) является

причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. Содеянное в таком случае расценивается как

тяжкое преступление.

84. Шпионаж (ст. 276 УК РФ). По объекту, предмету, объективной и субъективной стороне

самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как видом государственной измены (ст. 275 УК

РФ). Отличие происходит по субъекту — при государственной измене им может быть только гражданин

России, а при шпионаже по ст. 275 УК РФ — только иностранец или лицо без гражданства (апатрид).

Необходимо отметить еще одно отличие между ответственностью российских граждан и иностранцев за

передачу или собирание иных (кроме государственной тайны) сведений для использования их в ущерб внешней

безопасности РФ. При совершении указанных действий не по заданию иностранной разведки, а по собственной

инициативе российский гражданин может нести ответственность за государственную измену в виде иного

оказания помощи в проведении враждебной деятельности; ответственность же иностранца вообще исключается

ввиду отсутствия признаков шпионажа.

На состав шпионажа распространяется примечание к ст. 275 УК РФ об условиях освобождения от

уголовной ответственности.

Преступление — особо тяжкое.

85. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ). Это

преступление в ст. 277 УК РФ названо также террористическим актом. Террор представляет серьезную угрозу

основам конституционного строя и политической стабильности, так как создает обстановку, при которой

становится невозможной нормальная политическая деятельность. Объектами преступления являются

конституционный строй, политическая система, а также жизнь государственного или общественного деятеля.

Государственным деятелем признается лицо, занимающее высокий пост в органах власти РФ:

Президент, депутат Федерального Собрания, председатель и члены Правительства, а также иные лица,

занимающие государственные должности РФ, к которым в соответствии с ч. 2 примечания к ст. 285 УК РФ

относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и

федеральными законами, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Общественный деятель — руководитель или активный член партии либо другого общественного

объединения, занимающегося политической деятельностью. Это может быть представитель течения,

поддерживающего правящую власть или оппозиционного ей, однако при условии, что оно зарегистрировано и

действует в рамках Конституции РФ. Общественными деятелями следует считать также официально

зарегистрированных кандидатов в депутаты Федерального Собрания на период проведения избирательной

кампании.

Объективная сторона преступления заключается в посягательстве на жизнь, т. е. убийстве или

покушении на убийство. Состав — формальный, преступление считается оконченным в момент покушения,

т. е. действий, непосредственно направленных на лишение жизни, независимо от фактически причиненного

вреда жизни или здоровью потерпевшего.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле и специальной цели — прекращения потерпевшим

его политической деятельности либо по мотивам мести за такую деятельность. Указанная цель выражается в

стремлении физически устранить данное лицо как политического противника, а нередко также запугать других

конкурентов в борьбе за власть.

Террористический акт (ст. 277 УК РФ) имеет сходство с составом терроризма (ст. 205 УК РФ), но

существенно отличается от последнего. Объектом террористического акта является политическая система, а

терроризма — общественная безопасность. Потерпевшим в первом случае является политический или

общественный деятель, во втором — им может любое лицо. При террористическом акте имеется прямой

умысел на лишение жизни определенного лица, при терроризме (ч. 3 ст. 205 УК РФ) вина к гибели людей

выступает в форме неосторожности. Различными являются и цели: по ст. 277 УК РФ — прекращение

потерпевшим политической деятельности, по ст. 205 УК РФ — нарушение общественной безопасности,

устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Деяние относится к категории особо тяжких преступлений.

86. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ).

Объективная сторона преступления заключается в действиях, направленных на насильственные захват власти

или ее удержание либо изменение конституционного строя.

Захват власти означает смещение со своих постов и лишение властных полномочий руководителей

органов законодательной или исполнительной власти, присвоение их функций виновными. Удержание власти в

нарушение Конституции РФ означает, что те же руководители продолжают осуществлять властные полномочия

после истечения предусмотренных законом сроков либо после принятия с соблюдением процедуры решения об

отстранении их от должности (например, импичмент Президента РФ). Изменение конституционного строя

заключается в подрыве его основ, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ.

Ответственность по ст. 278 УК РФ наступает за захват или удержание власти не только во всей

Российской Федерации, но и на территории ее субъектов, городов или других административно-

территориальных единиц; изменение же конституционного строя возможно лишь в масштабе страны в целом.

Обязательным элементом состава является насилие (его фактическое применение либо планирование) в

любых формах (убийства, телесные повреждения, лишение свободы и т. д.).

Состав — формальный, деяние окончено в момент совершения действий. Результат в виде фактического

захвата власти и т. д. не обязателен. Поэтому заговор, т. е. тайное соглашение нескольких лиц с целью

насильственного захвата власти, ее удержания или изменения конституционного строя, должен

рассматриваться как приготовление к преступлению.

Субъективная сторона — прямой умысел: лицо осознает, что его действия противоречат Конституции,

и желает антиконституционным путем захватить власть, либо удержать ее, либо изменить конституционный

строй.

Характеристика субъектов зависит от способа совершения преступления. В действиях по захвату власти

или изменению конституционного строя могут участвовать любые лица; удержать же власть могут только те,

кто ей уже обладает, в том числе законно избранные либо назначенные на соответствующие должности, но

утратившие право на дальнейшее осуществление властных полномочий.

На анализируемый состав распространяется примечание к ст. 275 УК РФ об освобождении при

определенных условиях от уголовной ответственности. Применительно к данному составу имеются в виду,

например, участники заговора, которые добровольным и своевременным сообщением или иным образом

способствовали тому, что захват власти фактически не был осуществлен.

Преступление относится к категории особо тяжких.

89. Вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ). Вооруженный мятеж — это восстание, вооруженное

выступление группы лиц в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя

Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности. Опасность мятежа заключается в

развязывании вооруженного противостояния, которое может вызвать гражданскую войну и многочисленные

жертвы среди мирного населения.

Объектами этого преступления являются основы конституционного строя РФ, внутренняя безопасность

или территориальная целостность РФ.

Объективная сторона мятежа заключается в его организации или активном участии в нем.

Под организацией понимается создание группы лиц для выступления, преследующего указанные выше

цели, либо руководство такой группой. Активное участие означает совершение действий, типичных для

поведения мятежников (непосредственное участие в актах насилия либо существенная помощь в этом путем

обеспечения вооружением или боеприпасами и т. д.). Иные способы содействия мятежникам (их

укрывательство, оказание медицинской помощи раненым и т. п.) не могут рассматриваться как активное

участие и влекут ответственность, если содержат состав иного преступления.

Обязательным признаком состава является вооруженность, т. е. наличие оружия и возможность его

применения.

Субъективная сторона — прямой умысел и специальная цель свержения или насильственного

изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности.

Нарушение целостности означает отторжение части территории РФ для образования самостоятельного

государства или присоединения к другому государству.

Субъектом преступления является лицо, выполняющее указанные выше функции организатора или

активного участника.

Анализируемый состав весьма похож на состав, предусмотренный ст. 278 УК РФ, особенно если целью

является насильственное изменение конституционного строя. Однако между ними имеются отличия.

Основное из них заключается в вооруженности, которая обязательна для мятежа. Поэтому вооруженные

насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя, следует квалифицировать не

по ст. 278 УК РФ, а по ст. 279 УК РФ.

Другое отличие связано с тем, что одним из способов совершения преступления, предусмотренного

ст. 278 УК РФ, является захват власти, о котором не говорится в диспозиции ст. 279 УК РФ. Следовательно,

вооруженный мятеж может и не сопровождаться захватом власти, т. е. она может оставаться у тех же

руководителей, которые присоединились к мятежникам либо удовлетворили их требования.

Наконец, мятеж может иметь целью нарушение территориальной целостности РФ, что не предусмотрено

в ст. 278 УК РФ.

Деяние относится к категории особо тяжких преступлений.

90. Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ). Объективная сторона

преступления включает три элемента:

- нарушение установленных правил обращения с документами или предметами;

- их утрату и наступление тяжких последствий;

- причинную связь между ними.

Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение,

использование, перевозка, пересылка и т. д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими

государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи

этих сведений в различных ситуациях: органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и

организациям (ст. 16), в связи с выполнением совместных и других работ (ст. 17), другим государствам (ст. 18).

Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего,

ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли,

организации и т. д.

Состав преступления, предусмотренного ст. 284 УК РФ, материальный, его конструктивными

признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий.

Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он

должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется

возможность использования предмета (документа) посторонними лицами. Поэтому данного состава не будет,

если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя — в подобных случаях речь

может идти о других деяниях, например халатности (ст. 193 УК РФ), уничтожении имущества по

неосторожности (ст. 168 УК РФ) и др. Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе

разглашения государственной тайны (ст. 283 УК РФ). При их отсутствии наступает не уголовная, а иная

(например, дисциплинарная) ответственность.

Субъект преступления специальный — лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Наличие

допуска является достаточным признаком субъекта; в отличие от ст. 283 УК РФ в анализируемом составе нет

указания на то, что тайна была доверена или стала известна по службе, однако это и не требуется, ибо только

такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами).

С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами может быть как осознанным, так

и неосознанным, однако вина к утрате и тяжким последствиям, по прямому указанию закона, выступает только

в форме неосторожности.

Утрата отличается от разглашения по объективной стороне: в первом случае документ (предмет)

выходит из владения лица или организации, во втором — его содержание разглашается, но сам он из владения

не выходит. Отличие по субъективной стороне заключается в том, что разглашение может совершаться только

умышленно, а утрата — лишь по неосторожности.

Деяние относится к преступлениям средней тяжести.

91. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Закон определяет злоупотребление

должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки

интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло

существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом

интересов граждан. В 2002 г. по ст. 285 УК РФ было зарегистрировано 3,8 тыс. преступлений.

Многие признаки данного состава преступления описаны в предыдущем вопросе, где давалась общая

характеристика преступлений, включенных в гл. 30. Поэтому здесь, так же как и при изложении признаков

других преступлений, рассматриваются, прежде всего, признаки, относящиеся к составу именно этого

преступления.

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность

конкретного звена публичного аппарата управления в лице государственных органов, органов местного

самоуправления, государственных и муниципальных учреждений или же аппарата управления в Вооруженных

Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Наряду с основным объектом имеются и

дополнительные объекты для данного преступления, которые в зависимости от обстоятельств совершения

преступления могут быть в виде конституционных прав и свобод человека и гражданина, имущественных и

иных экономических интересов граждан, организаций или государства и др.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает три обязательных

признака:

1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или

организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинную связь между деянием и последствием.

Преступление может быть совершено как путем действия, активного использования должностным лицом

своих полномочий, так и путем бездействия, когда _____должностное лицо сознательно не исполняет своих

обязанностей (например, попустительствует преступлению). Хотя при неисполнении должностным лицом

обязанностей по службе трудно говорить об использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование

полномочий.

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленной в соответствующих

законах, положениях, уставах и других нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности

лица, занимающего ту или иную должность. Поэтому под использованием служебных полномочий следует

понимать только такое деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением

вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Следовательно, не будет состава данного преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему

решения, использует не свои полномочия, а служебные связи, авторитет занимаемой им должности и т. п.

Деяние, совершенное вопреки интересам службы, — это деяние, не вызываемое служебной

необходимостью. При этом интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует в данном случае

свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного

государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального

учреждения, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного аппарата управления в

целом.

Обязательным элементом объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является

существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или

общественных интересов, охраняемых законом.

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо.

Субъективная сторона. Злоупотребление должностными полномочиями — преступление, совершаемое

с прямым или косвенным умыслом. В отношении последствий умысел виновного часто бывает

неконкретизированным, когда лицо предвидит размер вредных последствий лишь в общих чертах, но желает

либо допускает любые из возможных последствий.

Обязательным признаком субъективной стороны должностного злоупотребления является мотив,

определенный в законе как корыстная или иная личная заинтересованность. Злоупотреблением должностными

полномочиями из корыстной заинтересованности следует считать такие неправомерные действия должностного

лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного

обращения чужого имущества в свою собственность или собственность других лиц.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного

характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, месть, зависть,

семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою некомпетентность, уйти от

ответственности за допущенные ошибки и недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в

решении какого-либо вопроса и т. п.

При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера,

которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление. Ссылка на то, что должностное

лицо в своем решении руководствовалось узковедомственными или ложно понимаемыми государственными

или общественными интересами, не может считаться достаточной для обвинения в должностном

злоупотреблении.

Квалифицированными видами злоупотребления должностными полномочиями является совершение

этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную

должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 285 УК

РФ), а также использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы,

если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло тяжкие последствия

(ч. 3 ст. 285 УК РФ).

При квалификации по ч. 3 должен быть доказан умысел на причинение тяжких последствий: предвидение

хотя бы возможности их наступления и желание или сознательное допущение (безразличное отношение) этого.

Если при этом потерпевший лишается жизни или причиняется тяжкий вред его здоровью, ответственность

наступает по совокупности ч. 3 ст. 285 и ст. 105 (111) УК РФ.

При допущении неосторожной вины к тяжким последствиям по ч. 3 ст. 285 практически полностью

стирается грань между злоупотреблением должностными полномочиями и халатностью как неосторожным

преступлением.

Одним из сложных теоретических и практических вопросов является разграничение злоупотребления

должностными полномочиями, связанного с причинением материального ущерба государству, муниципальным

органам, коммерческим и некоммерческим организациям любой формы собственности или гражданам, от

хищения чужого имущества, совершенного должностным лицом с использованием служебного положения

путем мошенничества, присвоения или растраты.

Злоупотребление должностными полномочиями из корыстных побуждений не является хищением, если

ущерб собственнику причинен не вследствие незаконного безвозмездного изъятия и (или) обращения чужого

имущества в пользу виновного или других лиц, что характерно для хищения, а в результате использования

имущества не по назначению, неоплаты оказанной услуги и т. п. Если злоупотребление должностными

полномочиями было связано с изъятием и (или) обращением чужого имущества в пользу виновного или других

лиц, оно не является хищением при условии, что такое изъятие (обращение) носило временный или возмездный

характер (например, временное заимствование, незаконное приобретение имущества в кредит и т. п.). Наконец,

если виновный не преследовал корыстной цели, злоупотребление должностными полномочиями, причинившее

реальный материальный ущерб и связанное с изъятием чужого имущества, также не может рассматриваться как

хищение.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК РФ, относится к числу преступлений средней тяжести, однако

при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 285 УК РФ, оно становится

тяжким преступлением.__

92. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Превышение должностных полномочий

определено как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и

повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых

законом интересов общества или государства. В 2002 г. было зарегистрировано 5,4 тыс. преступлений по

ст. 286 УК РФ.

Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного

посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. Дополнительными объектами этого

преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы

человека и гражданина и другие ценности.

Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и

муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в

различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Поэтому для того,

чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий,

необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого

акта были нарушены.

В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий

признаются следующие:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного

лица;

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при

наличии особых обстоятельств, указанных в законе;

3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе

совершить.

Помимо действия, явно выходящего за пределы прав и полномочий, предоставленных законом

должностному лицу, обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных

полномочий является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов

граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная

связь между действиями и последствиями.

Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении

физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть

связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными

нарушениями интересов общества и государства.

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда

должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или

к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого

или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом

сознает, что совершает действия, которые явно (т. е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы

имеющихся у него полномочий, предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных

интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или

сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные

побуждения, корысть, ложно понимаемые «интересы дела» и т. д.) и не имеют никакого значения для

квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение этого деяния

лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность

субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК РФ).

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ)

закон считает деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 данной статьи, если оно сопровождалось насилием или

угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий.

Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3, хотя нередко они наличествуют

одновременно.

Сам факт совершения должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его

применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством против


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: