(специальных заповедниках, отведенных для размножения животных).
Правилами охраны и добычи морских млекопитающих промысел котиков ограничен (разрешается
исключительно государственным организациям по разрешительным билетам и только в определенных местах),
а каланов запрещен полностью. Поэтому незаконной, влекущей уголовную ответственность, признается добыча
морских котиков или морских бобров, осуществляемая без разрешения органов рыбоохраны либо хотя и при
наличии разрешения, но в местах, не указанных в разрешении.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
В ч. 3 ст. 256 УК РФ установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч.1 и 2 настоящей статьи,
совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой. __
79. Незаконная охота (ст. 258 УК РФ). Объект преступления - общественные отношения по поводу
рационального использования, охраны и обеспечения экологически необходимой численности диких
животных.
Предметом незаконной охоты являются дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной
свободы. Истребление домашних животных и птиц, оказавшихся по тем или иным причинам в охотничьих
угодьях, либо уничтожение и добычу диких животных, содержащихся в неволе или находящихся в питомниках
и вольерах, следует рассматривать как хищение или уничтожение чужого имущества.
Объективную сторону преступления образует незаконная охота на диких зверей и птиц, если это деяние
совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или
воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в
отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника
либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Охотой признаются выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.
Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями
охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.
Производство охоты регулируется правилами, издаваемыми федеральными, местными органами
государственной власти, а также органами местного самоуправления.
Правом охоты пользуются все граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, имеющие охотничий билет и
состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие
пошлину. Охотники, заключившие договоры с заготовительными организациями, штатные охотники, охотники
промысловых хозяйств и т. п. получают право на охоту с 14-летнего возраста независимо от вступления в
члены общества охотников, но при условии уплаты государственной пошлины. Охотники из числа коренного
населения народов Севера пользуются правом охоты также с 14-летнего возраста независимо от вступления в
общество охотников без уплаты государственной пошлины.
Незаконной является охота: без надлежащего разрешения (охота без охотничьего билета, при отсутствии
лицензии, путевки); в запретных местах (например, в зеленых зонах вокруг городов); в запрещенные сроки (в то
время, когда запрещена всякая охота либо охота на определенные виды зверей и птиц); запрещенными
орудиями и способами (например, путем выгона животных на гладкий лед и т. п.).
Уголовная ответственность за незаконную охоту наступает при наличии обстоятельств, перечисленных в
пп. «а» - «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ.
Понятие крупного ущерба в ст.258 УК не отличается от аналогичного понятия, содержащегося в ст. 256 УК
РФ.
К транспортным средствам или воздушным судам относятся мотоциклы, автомобили, моторные лодки,
катера, самолеты, вертолеты и другие механические транспортные средства. Под применением транспортных
средств или воздушных судов понимается их использование в качестве средства охоты: выслеживание,
преследование, добывание путем наезда и т. п. Не могут быть признаны орудиями преступления транспортные
средства или воздушные суда, если они использовались лишь для доставки нарушителя к месту незаконной
охоты или вывоза добытого.
Наряду с применением взрывчатых веществ и газов уголовно наказуемую охоту образует применение иных
способов массового уничтожения птиц и зверей (например, выжигание растительности в местах концентрации
животных).
Перечень зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, дается в правилах охоты. Так,
запрещается в течение всего года охота на белого медведя, уссурийского тигра, речного бобра, пятнистого
оленя, зубра, марала, на все виды лебедей.
Состав преступления материально-формальный. Незаконная охота, причинившая крупный ущерб,
сформулирована как материальный состав. Для признания ее оконченным преступлением обязательно
наступление указанных вредных последствий.
Незаконная охота при обстоятельствах, указанных в пп. «б» - «г» ч.1 ст. 258 УК РФ, сконструирована как
формальный состав. Преступление при этом окончено с момента начала выслеживания или преследования
зверей и птиц независимо от того, были ли они добыты или нет.
Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
В ч. 2 ст. 258 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную охоту, совершенную лицом с
использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или
организованной группой.
80. Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ). Объект преступления - общественные
отношения по поводу охраны и рационального использования лесов как важной части природной среды.
Предметом преступления выступают: а) деревья, кустарники и лианы в лесах первой группы; б) деревья,
кустарники и лианы, произрастающие в особо защитных участках лесов всех групп; в) деревья, кустарники и
лианы, не входящие в лесной фонд или запрещенные к порубке.
В соответствии с ЛК РФ от 29 января 1997 года лесной фонд страны состоит из лесов и предоставленных
для ведения народного хозяйства земель. Лесной фонд относится к первой, второй и третьей группам лесов, а
первая группа лесов - к категориям защитности. К первой группе относятся леса, выполняющие водоохранные,
защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, и леса особо охраняемых территорий. Ко
второй группе лесов относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных
путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в
районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется
ограниченный режим пользования лесным фондом. К третьей группе лесов относятся леса многолесных
районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного
удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для экологических функций этих
лесов.
Исходя из природоохранных, экологических и социальных функций лесов государственными органами
управления лесным хозяйством выделяются особо защитные участки леса, например места обитания и
распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и т. д.
С объективной стороны преступление состоит в незаконной порубке, а равно в повреждении до степени
прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов
всех групп, а также деревьев, кустарников ____ши лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке,
если эти деяния совершены в значительном размере.
Незаконной порубкой признается совершенное без разрешения отделение дерева и кустарника от корня
путем срубания, спиливания, корчевания и другими способами. Право на порубку дает лесорубочный билет
(ордер). Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии билета (ордера), но произведенная не на
отведенном участке или не в том количестве.
Объективную сторону преступления образует также незаконное повреждение деревьев, кустарников и
лиан до степени прекращения их роста.
Уголовная ответственность за незаконную порубку деревьев, кустарников и лиан, а также за их
повреждение до степени прекращения роста наступает при условии, если эти деяния совершены в значительном
размере. Значительным размером согласно примечанию к ст. 260 УК РФ признается исчисленный по таксам
ущерб, превышающий десять тысяч рублей.
Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента причинения
значительного ущерба.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
В ч. 2 ст. 260 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконную порубку, а равно повреждение до
степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах всех групп, а также насаждений, не входящих
в лесной фонд, если эти деяния совершены: группой лиц (п. «а»); лицом с использованием своего служебного
положения (п. «в»); в крупном размере (п. «г»).
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ крупным размером в настоящей статье признается
исчисляемый по установленным таксам ущерб, превышающий сто тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 260 УК РФ наказуемы деяния, предусмотренные ч.1 или 2 настоящей статьи, совершенные
в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
В соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ особо крупным размером в настоящей статье признается
исчисляемый по установленным таксам ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.
81. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или
водного транспорта (ст. 263 УК РФ). Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в
результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта
или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и
причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при
этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие
населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.
Объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и
государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного
транспорта.
Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к
железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.
Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские
вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав,
предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры
железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы,
пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов,
соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации.
К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие
маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины
ограниченного движения и поезда метрополитена.
Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе
скоростные) к железнодорожному транспорту не относятся.
Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы,
дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком
космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения
каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных
пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями
и т. п.).
К водным транспортным средствам относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-
электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и
морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются на речные и
морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта,
осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды
хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи,
лихтеры и другие плавучие средства). Речными транспортными средствами считаются такие виды водного
транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и
искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ
(например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера). Водные пути — это водные
пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу ст. 263 не
относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного
назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности
смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется _____как воинское преступление по ст. 352. Водными
транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те
или иные морские глубины в исследовательских целях.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности
движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу
выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.
Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние
защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного
подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий
и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде,
имуществу физических и юридических лиц. Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного
вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также
другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О
железнодорожном транспорте Российской Федерации», Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10
января 2003 г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной
Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993 г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на
железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и др.
Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным
кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением
Российской Федерации от 6 октября 1994 г., Положением о федеральной системе обеспечения защиты
деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994 г., а также другими
нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой
России.
Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта
устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными
правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон «О внутренних
морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).
Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах
подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими
поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на
перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо
повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК
РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности
движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. Понятие тяжкого вреда
здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названными выше преступными последствиями и
нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена
причинная связь.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожностью в виде
легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение
правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях
причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против
здоровья человека (ст. 111 УК РФ).
Субъектом рассматриваемого 1085 преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой
работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним
лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта,
повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3 ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность наступает по
совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263 УК РФ.
Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 263 УК РФ) относится к
категории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности
смерть человека.
Такое преступление относится к категории преступлений средней тяжести.
В ч. 3 ст. 263 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака данного преступления
предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого
квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.__
82. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по
степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам
транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и
общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных
средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также
имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные
средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в
настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные
механические транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных
постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями, внесенными постановлением
Правительства от 28 июня 2002 г. № 472), сказано, что под механическим транспортным средством понимается
транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушении правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо
другим механическим транспортным средством.
В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств,
среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы
питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида,
стекла (п. 7.1), неисправность.0022звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка
предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения»
запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная
федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. «О судебной практике по
делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных
средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» в редакции от 25 октября 1996 г.
указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации
транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем
конкретно выразилось это нарушение.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК
РФ, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.
Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 УК РФ
речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством. Эти
последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое
преступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде
легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного
средства может быть сознательным, однако, отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда
неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК РФ о преступлениях против жизни и
здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно _____причинило
смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего
возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным
транспортным средством.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств признается совершенным
при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть
человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ).
Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264 УК РФ, если деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи,
повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признаке преступление расценивается
как тяжкое.
83. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими
неисправностями (ст. 266 УК РФ). Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных
средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, что такого рода
действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожного транспортного средства, катастрофу
самолета, аварию на море или на другом водном пути судна морского или речного транспорта, в результате
этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам,
государственным и коммерческим организациям.
Подобные преступления в нашей стране не являются редкостью.
Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности,
общества и государства от угроз в связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств и
эксплуатацией их в технически неисправном состоянии. Дополнительным объектом этого преступления
являются жизнь и здоровье людей.
Предметом данного преступления являются транспортные средства наземного, воздушного или водного
транспорта, пути сообщения, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование,
обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Под путями сообщения понимается комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с
направляющей рельсовой колеей. Железнодорожный путь сообщения состоит из верхнего строения — рельсов,
шпал, стрелочных переводов, мостовых брусьев, балластного слоя, земляного полотна (насыпей, выемок) с
дренажными устройствами, а также искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей и т. п.). Такой
путь оборудуется сигнальными знаками (указателями, пикетными столбиками и т. п.).
Под средствами сигнализации и связи понимается совокупность устройств, обеспечивающих передачу
сигналов или какой-либо иной информации.
Под предметами иного транспортного оборудования подразумевается совокупность технических
устройств, обеспечивающих безопасную эксплуатацию данного транспортного средства (например, трап
речного и воздушного судна, подножка вагона пассажирского поезда и др.).
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в недоброкачественном ремонте
указанных выше транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного
транспортного оборудования или в выпуске соответствующих транспортных средств в эксплуатацию с
техническими неисправностями.
Под ремонтом (от французского слова remonter — монтировать, снова собирать) понимается
исправление повреждений, замена элементов, починка. Различают текущий ремонт, под которым понимается
замена или восстановление сменных деталей; средний ремонт, сопровождающийся частичной разборкой
устройства и его восстановлением; а также капитальный ремонт, выражающийся в полной разборке устройства
с заменой всех изношенных деталей. Выделяют также плановый и неплановый ремонт. Ремонт транспортных
средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а равно иного транспортного оборудования следует
считать недоброкачественным, если он осуществлен с нарушением установленных технических условий или