Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.
Право – система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в соответствии с устоями в социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сферах жизни человека и общества.
Осуществление деятельности в финансовом секторе требует правового урегулирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством и обществом.
Область финансов и отдельные их стороны, как мы указывали выше затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы.
|
|
С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности). Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, в силу выше сказанного:
Финансовое право — система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов), различных организационных систем, в соответствии с устоями в социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сферах жизни человека и общества.
Финансовое право в такой концепции затрагивает налоговые правоотношения (их основы) и гражданские правоотношения (заем, кредит, лизинг, факторинг, страхование, расчеты) и бюджетные и межбюджетные отношения, и правоотношения связанные с расчетами в международной сфере.
Любые общественные отношения характеризуются такими чертами, как публичность или частность, личностный характер, и соответственно свойственными им методам и принципам правового регулирования.
|
|
Если говорить о принципах, то правовой науке известны два противоположных но образующих единство принципа правового регулирования: общие дозволения и общие запреты (диспозитивный или императивный). Причем если одной стороне свойствен в регулируемых правоотношениях принцип общего дозволения, то другой принцип общего запрета.
Финансовому праву, в части установления механизмов, приемов, средств правового воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер их взаимосвязей со стороны государства, поскольку такое регулирование вторгается в сферу экономических отношений, свойствен принцип общего запрета: все что не разрешено – запрещено. Иным субъектам – принцип общего дозволения: все что не запрещено – разрешено.
Как и все отрасли финансовое право базируется и развивается на его основах. Конституционное право содержит нормы непосредственно относящиеся к финансовому праву, закрепляют основы финансовой деятельности всех участников финансовых отношений.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.
Именно основываясь на таком подходе возможно позволяет вывить и развить другие взаимосвязанные принципы финансового права:
– принцип доминирования публичных интересов над частными, в целях использования финансово-правовых институтов исходя из общезначимых задач общества по созданию благоприятных условий жизни человека;
– принцип равноправия и федерализма, предусматривающий согласование федеральных интересов с интересами субъектов РФ, в целях обеспечения их необходимы финансовыми ресурсами;
– принцип единства финансовой политики и денежной системы, направленный на гарантию единства экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств;
– принцип самостоятельности финансового обеспечения муниципальных образований и органов местного самоуправления;
– принцип социальной направленности, вытекающий из признания РФ социальным правовым государством, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Особо бы хотелось остановиться на первом принципе, в связи с тем, что тут противопоставляются некие публичные интересы частным, при этом часто «доминирование», трактуется как «господство».
Древние Римляне хорошо понимали природу права. Они фактически и создали его, сотворили. Они доходчиво и ясно дали разграничение Публичного и Частного начал в нем.
Понятие «республика», переводимое сегодня как «дело народа» не верно, как и отождествление plebs (народ) и publicum (публичное), ибо порождает противоречие между частным и публичным правом и интересом. Между тем как в Римском Праве этого противоречия НЕТ, ибо одно – «публичное» дополняет второе – «частное» начало и в праве и в интересе.
Об интересе также можно говорить с точки зрения политики, как удовлетворения потребностей. Правовой же контекст более точен и ясен (конкретен), и указывает на удовлетворение потребности,
вызванной необходимым (нуждой) – должным, или желаемым – возможным.
В современном переводе изначально сделана ошибка в сочетании слов связанных с Jus, а именно «est quod». Это сочетание переводится как «то, которое», в то время, как верный перевод слова «est» – есть, является, и относится к существительному, а слова «quod, quaedam» – ибо, так как, потому что – к определению, дефиниции.
|
|
Именно неверный перевод связующих слов, часто искажает смысл текста, заставляя переводчика, вводить дополнительные слова при переводе, которые при аутентичном переводе не требуются.
Понятие publicum (публичное) и privatum (частное) неразрывно связаны, и изначально определены в правовом контексте, как относящиеся к сущности, природе права, его концепции (зачатию, рождению), к его дефиниции, а не дифференциации.
И это полностью подтверждает аутентичный перевод §2, 1.1.1. Дигест Юстиниана, который гласит: «Huius studii duae sunt positiones, publicum et privatum. Publicum ius est quod ad statum rei Romanae spectat, privatum quod ad singolorum utilitatem: sunt enim quaedam publice, utilia quaedam privatim» – «Изучение права позиционируется как публичное и частное. Право есть публичное, ибо к уважению положения граждан Римской империи; частное – ибо к пользе каждого»….
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.
Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.
Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).
|
|
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.
Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Распределение функций в области финансовой деятельности на основеразделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106). К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114).
Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Основным методом правового регулирования является императивное предписание: «только так и не иначе», т.е. должное поведение и исполнение обязанностей, налагаемых правовыми актами и обеспечиваемых специально созданными финансово-кредитными органами государства.
По своему содержанию эти нормы касаются порядка, размеров платежей в государственную и муниципальную казну (налоговое право), целей и порядка распределения и использования казны (бюджетное право).
Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы (способы):
– рекомендации;
– согласования;
– публичные договоры.
Это связано с постоянным повышением уровня самостоятельности отдельных участников (субъектов) финансовых правоотношений от государства.