Следовательно предмет финансового права составляют общественные отношения

Право – возможность требовать должного, отдавая каждому своё, не терпя и не чиня вреда.

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в соответствии с устоями в социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сферах жизни человека и общества.

Осуществление деятельности в финансовом секторе требу­ет правового урегулирования прав, обязанностей, ответствен­ности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм фи­нансовая система приводится в действие и используется госу­дарством и обществом.

Область финансов и отдельные их стороны, как мы указывали выше затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финан­сового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансо­вого права относятся государственные финансы.

С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана пос­тольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуля­цией средств в денежные фонды, а также использованием этих средств (напри­мер, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности). Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности госу­дарства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулиру­емые соответствующими отраслями права. Финансовое же пра­во распространяется только на финансовые отношения.

Итак, в силу выше сказанного:

Финансовое право — система общеобязательных, формально определенных норм, издаваемых и обеспечиваемых государством, направленных на регулирование общественных отношений, в процессе образования, распределения и использова­ния денежных фондов (финансовых ресурсов), различных организационных систем, в соответствии с устоями в социально-экономической, политико-правовой и духовно-нравственной сферах жизни человека и общества.

Финансовое право в такой концепции затрагивает налоговые правоотношения (их основы) и гражданские правоотношения (заем, кредит, лизинг, факторинг, страхование, расчеты) и бюджетные и межбюджетные отношения, и правоотношения связанные с расчетами в международной сфере.

Любые общественные отношения характеризуются такими чертами, как публичность или частность, личностный характер, и соответственно свойственными им методам и принципам правового регулирования.

Если говорить о принципах, то правовой науке известны два противоположных но образующих единство принципа правового регулирования: общие дозволения и общие запреты (диспозитивный или императивный). Причем если одной стороне свойствен в регулируемых правоотношениях принцип общего дозволения, то другой принцип общего запрета.

Финансовому праву, в части установления механизмов, приемов, средств правового воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер их взаимосвязей со стороны государства, поскольку такое регулирование вторгается в сферу экономических отношений, свойствен принцип общего запрета: все что не разрешено – запрещено. Иным субъектам – принцип общего дозволения: все что не запрещено – разрешено.

Как и все отрасли финансовое право базируется и развивается на его основах. Конституционное право содержит нормы непосредственно относящиеся к финансовому праву, закрепляют основы финансовой деятельности всех участников финансовых отношений.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конститу­цией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специ­ально относящимися к его финансовой деятельности.

Именно основываясь на таком подходе возможно позволяет вывить и развить другие взаимосвязанные принципы финансового права:

– принцип доминирования публичных интересов над частными, в целях использования финансово-правовых институтов исходя из общезначимых задач общества по созданию благоприятных условий жизни человека;

принцип равноправия и федерализма, предусматривающий согласование федеральных интересов с интересами субъектов РФ, в целях обеспечения их необходимы финансовыми ресурсами;

принцип единства финансовой политики и денежной системы, направленный на гарантию единства экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств;

принцип самостоятельности финансового обеспечения муниципальных образований и органов местного самоуправления;

принцип социальной направленности, вытекающий из признания РФ социальным правовым государством, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Особо бы хотелось остановиться на первом принципе, в связи с тем, что тут противопоставляются некие публичные интересы частным, при этом часто «доминирование», трактуется как «господство».

Древние Римляне хорошо понимали природу права. Они фактически и создали его, сотворили. Они доходчиво и ясно дали разграничение Публичного и Частного начал в нем.

Понятие «республика», переводимое сегодня как «дело народа» не верно, как и отождествление plebs (народ) и publicum (публичное), ибо порождает противоречие между частным и публичным правом и интересом. Между тем как в Римском Праве этого противоречия НЕТ, ибо одно – «публичное» дополняет второе – «частное» начало и в праве и в интересе.

Об интересе также можно говорить с точки зрения политики, как удовлетворения потребностей. Правовой же контекст более точен и ясен (конкретен), и указывает на удовлетворение потребности,
вызванной необходимым (нуждой) – должным, или желаемым – возможным.

В современном переводе изначально сделана ошибка в сочетании слов связанных с Jus, а именно «est quod». Это сочетание переводится как «то, которое», в то время, как верный перевод слова «est» – есть, является, и относится к существительному, а слова «quod, quaedam» – ибо, так как, потому что – к определению, дефиниции.

Именно неверный перевод связующих слов, часто искажает смысл текста, заставляя переводчика, вводить дополнительные слова при переводе, которые при аутентичном переводе не требуются.

Понятие publicum (публичное) и privatum (частное) неразрывно связаны, и изначально определены в правовом контексте, как относящиеся к сущности, природе права, его концепции (зачатию, рождению), к его дефиниции, а не дифференциации.

И это полностью подтверждает аутентичный перевод §2, 1.1.1. Дигест Юстиниана, который гласит: «Huius studii duae sunt positiones, publicum et privatum. Publicum ius est quod ad statum rei Romanae spectat, privatum quod ad singolorum utilitatem: sunt enim quaedam publice, utilia quaedam privatim» – «Изучение права позиционируется как публичное и частное. Право есть публичное, ибо к уважению положения граждан Римской империи; частное – ибо к пользе каждого»….

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в равной мере распространяется феде­ральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъ­ектов Федерации осуществляет собственное правовое регулиро­вание финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Само­стоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым усло­вием гарантированного Конституцией РФ единства экономиче­ского пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной едини­цей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Самостоятельность финансовой деятельности органов мест­ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федера­ции. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Соглас­но этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты тру­да, обеспечение государственной поддержки семьи, материнст­ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, разви­тие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основеразделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов власти. Так, Государ­ственная Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валют­ного, кредитного регулирования, денежной эмиссии (ст. 106). К полномочиям Правительства относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, обеспече­ние проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114).

Аналогично распределение функций на дру­гих уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Основным методом правового регулирования является императивное предписание: «только так и не иначе», т.е. должное поведение и исполнение обязанностей, налагаемых правовыми актами и обеспечиваемых специально созданными финансово-кредитными органами государства.

По своему содержанию эти нормы касаются порядка, размеров платежей в государственную и муниципальную казну (налоговое право), целей и порядка распределения и использования казны (бюджетное право).

Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы (способы):

– рекомендации;

– согласования;

– публичные договоры.

Это связано с постоянным повышением уровня самостоятельности отдельных участников (субъектов) финансовых правоотношений от государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow