Общие понятия финансового права.
По финансовому праву.
КУРС ЛЕКЦИЙ
(С.О. Костяков)
Для решения любой проблемы, овладения любыми знаниями, разрабатываются и приобретают все возрастающее значение так называемые " теоретические" или "системные" подходы, опирающиеся на описание организации, как взаимно обусловливающих отношений и как системы.
Что это значит? Прежде всего то, что в организации определяющим доминирующим признаком становится не элементы, структуры, функции, а связи. Причем не любые случайные связи и не выглядящие как необходимые, а связи системные, сущностные, порождающие систему, дающие ей развиваться и приспосабливаться, самоорганизуясь и самосовершенствуясь.
Способствующие структурированию в пространственно-временном континууме сообразно целям и задачам поставленным перед системой.
В таком понимании Система – структурированные связи элементов. Следовательно для того, чтобы изучить и овладеть знаниями о любой системе (системными знаниями), недостаточно по отдельности изучить элемент и их функции, структуру, институты и механизмы системы, необходимо выявить и раскрыть сущностные (природные) связи в системе, найти факторы их порождающие, которые как правило находятся на поверхности, но почему то невидимы для изучающих предмет. Только тогда можно говорить об овладении знаниями о предмете изучения.
В силу сказанного ещё три коротких дополнения, прежде чем мы перейдем к рассмотрению первой главы.
Первое это о «человеке разумном» – homo sapiens. Второе об интеллекте – intellection. И третье о «целесообразной деятельности» homo sapiens.
Причем все три из них связаны между собой самым тесным образом, я бы сказал образуют единство – систему.
1. Всем нам известное высказывание homo sapiens – человек разумный, по сути, затушевывает
истинный смысл понятия «sapiens», ибо разум есть ничто иное как способность мыслить с помощью ума, как некой необходимой и достаточной предпосылки.
Тогда непонятно, почему homo sapiens, выделен от двух других стадий человека: homo habelis (человек имеющий, присваивающий природу) и homo habiles (человек способный природу обрабатывать) также имеют указанные предпосылки. Секрет здесь прост. Перевод не верен, по сути он поверхностен, т.к. не раскрывает природы сущности человека: homo sapiens – ЧЕЛОВЕК МУДРЫЙ МЫСЛЯЩИЙ, т.е. ищущий смыл, открывающий смысл и действующий со смыслом, осмысленно.
Именно умение человека мыслить и действовать осмысленно и есть понятие – homo sapiens.
Искать же смысл можно, как наблюдая видимые проявления, систематизировать их позитивные тенденции или открывая, вскрывая в видимых явлениях сущностные черты и характеристики бытия их истинной природы, негативные потенции.
2. Именно для этого необходим определенный механизм использования сознания (cogito) для познания (cognitio), именуемый интеллектом – intellectio (рассудок), результатом которого есть понимание. Но наряду с ним есть иной механизм именуемый – imaginatio (воображение, представление), который не следует отождествлять с ассоциацией (association), т.е. образным, абстрактным мышлением, признанным и широко используемым сегодня методом научной абстракции, с успехом заменяющим эмпирические методы наблюдения и экспериментирования. Кроме этого есть и третий механизм познания, именуемый интуицией (intuitio) – проникновение в скрытое, путем пристального всматривания.
Таким образом мыслящий мудрый человек познает окружающий мир с помощью рассудка
(интеллектуального мышления), воображения или ассоциации (образного мышления) и чувственном восприятии (эмоционального мышления). Именно взаимодействие всех трех видов и дает нам понятие «человек мудрый» – homo sapiens. Игнорирование хотя бы одного из этих способов мышления, или излишнее господство приводит человека в состояние неуравновешенности, угнетает, ведет к дисбалансу. Гармоничное же совершенствование всех стрех, при безусловном доминировании (выделении двух их способов мышления) ведет к гармоничному развитию человека, его становлению как всесторонне развитой личности.
3. Деятельность человека и организационной системы часто характеризуется таким понятием как «целесообразность», причем часто этому не придается значение. Считается что любая деятельность имеет Цель и решает некие задачи. Об образе как правило не задумываются. Между тем это очень немаловажный фактор, если не сказать – определяющий. Образ, идея, миссия всегда предшествует деятельности человека или организации. Если не ясен образ, не осмыслена идея, невозможно поставить четкую и ясную цель, а тем более достигнуть некоего Идеального конченого результата. Следовательно любая деятельность превращается в некий набор бессмысленных шагов и этапов, часто бессистемных (несвязанных между собой). Такое обучение является нудным, монотонным и утомительным.