Понятие и виды финансово-правовых норм. Нормы финансового права Российской Федерации содержат­ся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты

Нормы финансового права Российской Федерации содержат­ся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (об­щие и отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и местного самоуправ­ления, в которых содержатся нормы финансового права.

Любые нормы, в том числе и нормы финансового права, в зависимости от их содержания и направленности подразделяются на материальные (устанавливающие стандарты) и процессуальные (вводящие и определяющие процедуры, как последовательность определенных шагов).

Материальные нормы финансового права закрепляют состав и структуру финансовой системы, виды и объем денежных обязательств организаций и граждан, источники формирования кредитных и заемных ресурсов банков, виды расходов включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. денежное содержание юридических прав и обязанностей.

Процессуальные (процедурные) нормы финансового права устанавливают порядок деятельности в области: а) формирования, б)распределения и в) использования денежных фондов (доходов).

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, (должное или возможное), вы­раженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования организационными системами финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Это выражается в особеннос­тях: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процес­се финансовой деятельности государства. Эти правила выража­ются в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязан­ностей, осуществление которых обеспечивает планомерное об­разование и использование централизованных и децентрализо­ванных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-право­вых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финан­совых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделя­ются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочи­вающие.

Обязывающие - требуют от участ­ников финансовых отношений (государственных органов, пред­приятий, граждан) совершить определенные действия, устанав­ливают их обязанности в сфере этих отношений.

Запрещающие – содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязан­ность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Управомочивающие – устанавли­вают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

Вместе с тем норма финансового права имеет как и любая норма права (как мера возможного и должного поведения) свою четко выраженную структуру:

Гипотеза: указывает на условия действия финансово-правовой нормы, т.н. предпосылку, чаще всего имеет сложную форму, содержащую ряд четко сформулированных объективных фактических обстоятельств при наличии или отсутствии которых требуется (должно) или предоставляется право (возможно) совершить определенные действия в финансовой сфере.

Диспозиция: устанавливает содержание самого правила поведения, т.н. каузу-причину, и предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию финансовых ресурсов, выражающих содержание конкретных прав и обязанностей участников финансовых отношений, требует определенного поведения (должного и возможного) и не допускает отклонения от этих требований.

Санкция: устанавливает ответственность за нарушение нормативных предписаний и запретов.

Таким образом финансовое право опираясь на общеправовые и собственные принципы, с помощью присущих ему методов (способов) и механизмов правового регулирования (стандартов и процедур) предусматривающих запрещение, обязывание, и управомочие, структурирует поле финансовой деятельности государства и общества, создает и развивает финансовую систему, включающую в себя организационные и экономические отношения, т.е. по сути является технологией, предусматривающей целесообразное и эффективное использование финансовых средств в интересах каждого человека и всего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: