double arrow

Внутренние источники финансирования

Классификация источников финансирования

Управление финансами фирмы

Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность – долг покупателей за проданную им продукцию. Обычная ее величина – от 10 до 25 процентов от общей стоимости активов компании. Цель – увеличить объем продаж и прибыль.

Размер дебиторской задолженности зависит от:

· объема реализации продукции в кредит;

· среднего периода времени между отгрузкой продукции и получением денежных средств на счет фирмы.

Минусы:

· Рост дебиторской задолженности связан с определенными затратами, которые несет фирма по ее обслуживанию (документооборот, дополнительный персонал).

· Возрастает риск неплатежей.

Факторы и условия, которые влияют на дебиторскую задолженность:

· Экономические условия (циклы – подъемы и спады). Более либеральная политика: на стадии спада покупатели имеют стимулы к покупке (скидки, кредиты). На подъеме же проводится более жесткая политика.

· Место компании на рынке. Если много конкурентов, то условия более либеральные. Мало конкурентов – более жесткие условия.

· Характер поставляемой продукции. Например, на товары длительного пользования срок кредитования больше.

· Финансовое состояние покупателя (крупным покупателям с более высокой платежеспособностью кредит дается на больший срок на более льготных условиях).

Чтобы стимулировать покупателей брать кредит, но снижать рост дебиторской задолженности, фирма устанавливает предельный срок оплаты. Для этого все потребители делятся на определенные группы, для каждой группы устанавливается свой срок и свой размер. Чем длиннее период времени, тем больше рост безнадежных долгов для компании.

Существует два способа снижения риска долгов:

· Страховая компания, которая покрывает все задолженности;

· Факторинговые фирмы. Они выплачивают компаниям стоимость реализованной продукции за минусом своих услуг. Потом они сами работают с клиентами по поводу возмещения безнадежных долгов.

Показатели 1 2 3
Q, млн. руб. 175 300 320
TCреализ. 110 160 170
Пваловая 65 140 150
TCадмин 5 15 25
Доля сомнительных долгов - 2% 4%
Размер скидки - 2% 2%
Доля продукции, продаваемой со скидкой - 60% 50%
Потеря на скидках (TR* долю со скидкой*размер скидки) - 3,6 млн. 3,2 млн.
Потеря от безнадежных долгов   300*0,02=6 12,8
Прибыль до налогов 65-5=60 115,4 109

Деятельность любой компании можно рассматривать как денежные поступления в виде собственного и заемного капитала.

Источники финансирования:

1) Внутренние (средства, не привлеченные извне):

· уставной капитал компании;

· амортизационный фонд;

· резервный фонд;

· нераспределенная прибыль.

2) Внешние:

· ценные бумаги:

a) акции;

b) облигации;

· кредиты;

· кредиторская задолженность (долги фирмы).

Такая схема не является общей. Она не подходит, например, для акционерных обществ, так как уставной капитал в таком случае является ценными бумагами, которые в этой схеме рассматриваются отдельно.

Источники финансирования:

1) Собственные:

· уставной капитал компании;

· амортизационный фонд;

· резервный фонд;

· нераспределенная прибыль;

· акции.

2) Заемные:

· облигации;

· кредиты;

· дебиторская задолженность.

Уставной капитал – денежные средства учредителей, вложенные при открытии компании. Они формируются при открытии предприятия. Уставной капитал акционерного общества сформирован из акций и может быть как увеличен, так и уменьшен в ходе деятельности.

Амортизационный фонд накапливается из ежегодных амортизационных отчислений компании. Ранее он использовался только для ремонта старого оборудования, в наши дни он может идти на любые цели. В России он чаще всего используется для покрытия оборотных средств, за рубежом - для финансирования долгосрочных проектов, инвестиций. Эти средства скапливаются на определенном счету.

Нераспределенная прибыль. Выручка за вычетом всех затрат есть валовая прибыль – прибыль от производственной деятельности. Налог на прибыль берется с валовой прибыли. После вычета налога получаем чистую прибыль. Из чистой прибыли вычитаются дивиденды по акциям. Все, что остается, является нераспределенной прибылью. Это та часть чистой прибыли, которая остается после выплаты дивидендов, она идет на развитие производства. Перед компанией всегда стоит вопрос, сколько выплачивать дивидендов, а сколько чистой прибыли остается нераспределенной. Нераспределенная прибыль является одним из источников финансирования различных проектов, однако не подходит для финансирования крупных проектов.

Резервный фонд служит для социального развития предприятия, выплаты дивидендов и покрытия убытков. Резервные фонды хранятся в высоколиквидных активах. Резервный фонд в РФ носит и добровольный, и обязательный характер. Он является обязательным для акционерных обществ и предприятий с иностранным капиталом, для всех остальных компаний резервный фонд является добровольным. Он составляет не менее 5% от уставного капитала предприятия и формируется путем ежегодных отчислений от чистой прибыли в размере 10%. В РФ резервный фонд используется только для покрытия убытков предприятия, выкупа собственных акций и погашения облигаций. По нашему законодательству компании в РФ могут иметь прочие фонды:

  • Социальный фонд (в размере 5%). Средства этого фонда идут на лечение работников и профилактику различных заболеваний.
  • Жилищный фонд (в размере 2,5%). Деньги этого фонда идут на приобретение и строительство жилья работников данного предприятия.
  • Фонд материального поощрения (2,5%)используется для материального поощрения работников предприятия.

Резервный фонд является внутренним источником финансирования, так как он хранится в высоколиквидных активах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: