Вопрос 3. Масштабы деятельности предприятия (фирмы). Эффект совместного производства

С выходом фирмы на оптимальную технологию решается и проблема масштаба производства, когда фирма может увеличивать выпуск продукции за счет пропорционального наращивания факторов производства. Эффект масштаба, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Выбор необходимого масштаба, или размера деятельности фирмы, связан с долгосрочным периодом ее функционирования.

При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.

Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна.

Необходимо особо затронуть вопрос о размерах или масштабах деятельности фирмы. Часто утверждают, что существуют определенные преимущества крупной фирмы, с точки зрения величины издержек. Это преимущество размера экономисты называют эффектом масштаба или экономией от роста масштаба деятельности. По мере того как увеличивается, например, объем выпуска продукции, сокращаются средние издержки производства на каждую единицу товара.

Экономия от увеличения масштаба деятельности измеряется отношением процентного изменения величины издержек к процентному изменению объемов произведенного товара:

1. Когда такое отношение меньше 1, проявляется эффект масштаба, так как средние издержки падают.

2. Если это отношение равно 1, эффекта от увеличения масштабов деятельности не существует, поскольку средние издержки остаются неизменными.

3. Когда такое отношение больше 1, налицо отрицательный экономический эффект, так как средние издержки растут.

Пример. На фабрике производят фирменные наборы авторучек. Производство в день 1000 наборов обошлось фабрике в 100000 рублей. Когда фабрика стала выпускать в день 1500 наборов, их себестоимость составила 130000 рублей. Определить наличие в данном случае эффекта масштаба.

Решение:

1. Определим средние издержки при производстве 1000 наборов: 100000 руб.: 1000 шт. = 100 руб.

2. Определим средние издержки при производстве 1300 наборов: 130000 руб.: 1500 шт. = 86,67 руб.

3. Определим эффект от увеличения масштаба деятельности:

Изменение величины издержек, % (100-86,6)%

Изменение объемов производств, % 50%

0,26 – проявляется эффект масштаба

Рис 1. Формы кривых средних издержек

Постоянная отдача от масштаба обычно имеет место в технологически простых производствах, отрицательный эффект масштаба - по преимуществу в сложных производствах, например, наукоемких технологиях.

На графике показаны возможные зависимости между средними издержками и объемами выпуска продукции. U-образная кривая средних издержек суммирует свойства, присущие остальным кривым затрат. Она позволяет определить наиболее эффективный размер фирмы, найдя минимальное значение средних издержек.

Для примера предположим, что фирма выпускает на рынок только один товар Т. Если объем его производства увеличивается либо за счет расширения размеров самой фирмы, либо благодаря слиянию с другой фирмой, также выпускающей товар Т, и при этом средние издержки падают, то налицо эффект масштаба.

U-образная кривая средних издержек позволяет определить наиболее эффективный размер фирмы, найдя минимальное значение средних издержек.

При увеличении масштабов деятельности фирмы может также проявиться эффект от расширения номенклатуры производства (эффект совместного производства), который состоит в том, что совокупные издержки на изготовление нескольких разных товаров в одной фирме меньше, чем сумма издержек на изготовление этих товаров по отдельности в разных фирмах.

Таким образом, результатами масштаба производства могут быть: неизменный эффект масштаба (роста отдачи), означающий, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции; положительный эффект масштаба, означающий, что при удвоенном использовании всех факторов выпуск продукции более чем удваивается; отрицательный (сокращающийся) эффект масштаба производства, когда удвоенное использование всех факторов производства увеличивает выпуск продукции менее, чем в два раза.

Рост отдачи от масштаба производства возможен только в долгосрочном периоде, когда все факторы производства выступают переменными. Рост отдачи выражается в увеличении показателя средней суммарной отдачи всех факторов производства. Показатель же предельной отдачи для долгосрочного периода не рассчитывается, поскольку по своей природе он предполагает неизменность факторов производства. Рост отдачи от масштаба производства в долгосрочном периоде не является беспредельным: в какой-то момент чрезмерная специализация ресурсов ведет к потере эффективности и к снижению отдачи от масштаба производства (например, в результате разрастания бюрократического аппарата для поддержания связей между специализированными участками производства).

Таким образом, если имеет место экономия от роста масштабов деятельности фирмы и расширения номенклатуры выпускаемой продукции, то такая фирма получает возможность сократить свои издержки.

Вопрос 4. Цели деятельности предприятия (фирмы)

Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Существует два подхода к внутрифирменной эффективности:

1. При всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

2. Фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции.

Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяются различия в их функционировании. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли, увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка, повышение качества продукции и т.п.

Таблица 2 - Цели деятельности предприятия (фирмы)

Общественная группа Ожидаемые результаты деятельности фирмы
Общество в целом Экономический рост Поступления от налогов Уравнивание доходов Сохранение окружающей среды Сохранение природных ресурсов и др. Рост доходов
Держатели акций Рост стоимости акций
Кредиторы Стабильность доходов
Потребители Справедливые цены Обеспечение выбора Удовлетворение потребностей
Управляющие Рост доходов Профессиональный интерес
Работники наемного труда Занятость Уровень оплаты Досуг Условия труда Удовлетворение от работы

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: