double arrow

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу. Определяются наиболее общие глобальные направления деятельности предприятия.

При стратегическом планировании принимаются решения о том, как расши­рить деятельность в области бизнеса. Создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какую продукцию выпускать. На каких рынках лучше действовать, с какими партнерами вести бизнес, в какую отрасль пе­рейти и т.д. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потен­циала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней среды, порождающей неопределенность будущего. Разрабатывая стратегию своего развития, организация обеспечивает себе конкурентные преимущества на рынке и, тем самым, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. Разработка стра­тегии - это прерогатива высшего руководства организации.

Стратегическое планированиепредставляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечи­вающая достижение целей его функционирования, и включает в себя следующие виды деятельности:

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные;

2. Адаптация к внешней среде - приспособление предприятия к изменяющимся рыночным услови­ям хозяйствования. Задача данной функции - при­способить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, воспользоваться преимущества­ми в конкурентной борьбе;

3. Координация и регулирование. Данная функ­ция предполагает согласование усилий структур­ных подразделений предприятия для достижения целей, предусмотренных стратегическим планом;

4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, ко­торая обеспечивает слаженную работу персонала. В конечном счете данная функция проявляется в проведении различных организационных преоб­разований на предприятии: перераспределении функций управления, полномочий и ответственно­сти работников, создании эффективной системы стимулирования и т.д.

Этапы стратегического планирования:

1. Определение миссии предприятия. Этот про­цесс состоит в установлении смысла существо­вания предприятия, его предназначения, роли и места в экономике. Он характеризует направле­ние в бизнесе, на которое фирмы ориентируются исходя из рыночных потребностей, характера по­требителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ;

2. Формулирование целей и задач функциониро­вания предприятия. Целевая картина должна вклю­чать следующие типы целей: количественные, ка­чественные, стратегические, тактические и т.д.;

3. Оценка и анализ внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным процессом стратеги­ческого планирования, т.к. он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения. Анализ среды пред­полагает исследование двух ее компонентов: мак­росреды (состояния экономики, правового регули­рования, политических и социальных процессов) и непосредственного окружения (потребителей, поставщиков, конкурентов, рынка рабочей силы);

4. Оценка и анализ внутренней структуры (сре­ды). Он позволяет определить те внутренние воз­можности и потенциал, на которые предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе в про­цессе достижения своих целей. Внутреннюю сре­ду исследуют по таким направлениям, как: кадровый потенциал, организация управления, финансы, мар­кетинг, производство, организационная структу­ра и т.п.;

5. Разработка и анализ стратегических альтер­натив. Этот процесс считается ядром стратеги­ческого планирования, поскольку он предполага­ет принятие решений о том, как предприятие будет достигать своих целей;

6. Выбор стратегии. Предполагает выбор опти­мального варианта стратегического плана. Что­бы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь чет­кую, разделяемую всеми концепцию развития предприятия;

7. Реализация стратегии. Успешной реализации стратегии предприятия способствует соблюдение следующих требований: цели и мероприятия стра­тегии должны быть хорошо структурированы, до­ведены до работников и восприняты ими; необхо­димо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение всеми необходимыми ресурсами;

8. Оценка и контроль выполнения стратегии - это завершающий процесс, обеспечивающий об­ратную связь между процессом достижения це­лей и самими целями. Средством обеспечения такого соответствия является контроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: