double arrow

Учет и отчетность


Классификация затрат себестоимости автомобильных перевозок.

Взаимосвязь сметы затрат и калькуляции себестоимости

Смета затрат и сводная калькуляция себестоимости учитывают одни и те же затраты, хотя на основе разных методов. Следовательно, сочетаются между собой. Только при этом условии может быть дан полноценный экономический анализ деятельности предприятия и составлен обоснованный план снижения себестоимости.

Затраты автотранспортного предприятия могут быть отнесены на себестоимость продукции или рассчитаны по видам деятельности как непосредственно, так и косвенно. В соответствии с этим они делятся на прямые и косвенные.

Прямыми называются те затраты, которые можно непосредственно отнести на себестоимость того или иного вида продукции. Такими затратами являются заработная плата водителей, расходы на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, восстановление и ремонт шин, амортизация подвижного состава.

Косвенными называются затраты, которые не могут быть непосредственно отнести на тот или иной вид продукции, поскольку связаны они с обслуживанием и управлением всем предприятием, выполняющим разнородную продукцию. Такими затратами являются накладные расходы.




В зависимости от пробега подвижного состава расходы делятся на переменные и постоянные.

Переменными называются расходы, зависящие от пробега.

Постоянными называются расходы независящие от пробега.

В практике автотранспортных предприятий применяются и другие методы распределения накладных расходов – пропорционально сметно-плановым ставкам (нормам), пропорционально прямым затратам, пропорционально отработанным автомобиле – дням (автомобиле – часы). Но это не совсем правильный метод распределения, т.к. значительная часть накладных расходов зависит от габаритных размеров подвижного состава, площади гаража и т.д.

Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Автотранспортными предприятиями, независимо от формы их собственности, формируются затраты по производственному признаку и экономическим элементам.

Затраты по производственному признаку состоят из следующих статей расходов:

1. Расходы на оплату труда. Фонд оплаты труда.

2. Отчисление на социальное страхование.

3. Горючее.

4. Смазочные и прочие эксплуатационные материалы.

5. Восстановление износа и ремонт шин.

6. Амортизационные отчисления.



7. Ремонтный фонд.

8. Общехозяйственные расходы.

9. Расходы по обязательному медицинскому страхованию.

10. Платежи по обязательному страхованию имущества.

11. Плата по процентам за банковские кредиты

12. Плата за воду.

13. Плата за пользование землей.

14. Плата за выбросы загрязняющих веществ.

15. Фонд защищенности.

16. Транспортный налог.

17. Дорожный налог.

18. Налог на имущество.

1. В состав расходов на оплату труда (фонд оплаты труда) включаются все расходы предприятия на оплату труда независимо от источника финансирования их выплат, включая денежные суммы, начисленные работающим в соответствии с законодательством за проработанное время, за непроработанное время, в течение кото­рого за ними сохраняется заработная плата, а также включая стимулирующие и компенсирующие выплаты.

ФОТ = ФЗП + ВП где ФОТ - фонд оплаты труда, ФЗП - фонд заработной платы, ВП–премия рабочим, руководителям, специа­листам и служащим за производственные результаты, включая пре­мии за экономил конкретных видов материальных ресурсов, за изобретательскую и рационализаторскую работу, освоение и внед­рение новой техники и другие выплаты.

2. Отчисления на социальное страхование составляют 20 % - отчис­ления в пенсионный фонд; 4% - социальное страхование работающих в данном предприятии; 3,6 – платежи по обязательному медицинскому страхованию; процент отчисления по травматизму – по нормативам, действующим на данный период времени на предприятии.



3. В затраты на горючее включаются затраты на транспорт­ную работу, надбавки за работу в зимнее время, прочие надбавки, корректирующие сложность транспортной работы, внутригаражные нужды.

4. Расходы на восстановление износа и ремонт шин включа­ет затраты, связанные с восстановлением износа и ремонтом автомобильных шин.

5. Расходы на смазочные и прочие эксплуатационные материалы включают все потребности предприятия в этих материальных ресурсах.

6. В статье ”Амортизация основных фондов” отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление, начисленная сумма исходя из балансовой стоимости основных произ­водственных фондов и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части (транспорт­ных средств), проводимую в соответствии с законодательством.

7. Ремонтный фонд включает затраты на материалы, запасные части и расходы, связанные с капитальным ремонтом.

8. Общехозяйственные расходы включают расходы:

на воду;

электроэнергию;

тепловую энергию;

износ инструмента, спецодежду;

услуги связи, почтово-телеграфные, канцелярские, противопожарные, охрану труда; технику безопасности, повышение квалификации и подготовку кадров и прочие.

9. Платежи по обязательному медицинскому страхованию в размере пяти процентов от суммы оплаты труда.

10. Платежи по обязательному страхованию имущества пред­приятия устанавливаются в процентах 0,15% от остаточной стоимости основных фондов и балансовой стоимости товарно-материальных ценностей.

11. Плата по процентам за пользование банковскими креди­тами включает процент банка от суммы кредита.

12. Плата за воду устанавливается предприятием, пользующимся водой из специальных отстойников.

13. Плата за пользование землей включает расходы за общую площадь, используемую предприятием, в рублях за один квадратный метр площади в соответствии с Законом РФ о земле.

14. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в водные объекты, за размещение твердых отходов устанавлива­ется местными органами в рублях на одну приведенную тонну топ­лива.

15. Отчисления в фонд защищенности установлен в размере 1 % от фонда оплаты труда, используется коллективом предприятия на оказание материальной помощи работникам предприятия, соци­альной защите от роста цен.

16. Транспортный налог взимается на основе Закона о дорожных фондах в рублях на 1 лошадиную силу используемых транспортных средств.

17. Дорожный налог взимается на основе Закона о дорож­ных фондах в размере 0,4% от валовых доходов предприятия.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются по второму признаку – экономическому в соответствии с их экономическим содержанием по элементам затрат:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

отчисления на обязательное медицинское содержание;

амортизация основных фондов;

прочие затраты.

Материальные затраты отражают стоимость:

приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемо продукции или являются необходимым компонентом при проведении работ или оказании услуг;

покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции или расходуемых на другие производственные, и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, ремонт и эксплуатацию оборудования, зда­ний, сооружений, других основных фондов и прочее), а также запасных частей для ремонта оборудования и других средств труда, не относимых в основным фондам, транспортных средств, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, износ одежды и других малоценных предметов;

покупных комплектуемых изделий и полуфабрикатов, подвер­гающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии;

работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или производствами и хозяйствами предприятия, не относящимися к основному виду деятельнос­ти. К работам и услугам производственного характера относятся выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обра­ботка сырья и материалов, проведение испытаний для определения качества потребляемого сырья и материалов, контроля за соблюдением установленных технологических процессов, ремонта основных фондов и прочие. Транспортные услуги сторонних организаций по перевозке грузов внутри предприятия (перемещение сырья, мате­риалов, инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха, участки и доставка готовой продукций на склады хранения), также относящихся к услугам производственного характера;

затраты, связанные с использованием природного сырья, в частности платы за древесину, отпускаемую на корню, плату за воду забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов;

приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода, других видов), отопление зданий, транспортные работы по обслуживанию производ­ства, выполняемые транспортным предприятием;

покупной энергии всех видов (электрической? тепловой, сжатого воздуха, холода и других видов), расходуемой на технологические, энергетические, двигательные и другие производственные и хозяйственные нужды предприятия. Расходы на производство электрической и других видов энергии, вырабатываемых самим предприятием, а также на трансформацию и передачу покупной энергии до места ее потребления включаются в соответствующие элементы зат­рат;

потерь от недостачи материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу “Материальные затраты”, формируется исходя из цен их приобрете­ния, включая оплату процентов за приобретение в кредит, представленный поставщиком этих ресурсов), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческими внешнеэкономическими организациями, расходов на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемых силами сторонних организаций.

Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом предприятия, подлежат включению в соответствующие элементы затрат на производство (расходов на оплату труда, амортизация основных фондов, материальных затрат и другие).

Из расходов на материальные ресурсы, включаемых в себес­тоимость продукции, исключается стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:

по пониженным ценам исходного материального ресурса (да цене возможного использования), если отходы могут быть использо­ваны для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), или для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

по действующим ценам на отходы за вычетом расходов на их сбор и обработку, когда отходы идут на переработку внутри предприятия или сдаются на сторону;

По полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

В соответствии с Законом “О налоге на добавленную стоимость” и в соответствии с установленным порядком ведения бух­галтерской отчетности налог на приобретенную стоимость сырья, материалов, топлива, комплектующих и других изделий, используе­мых для нужд производства и обращения, не относятся. В расчетных документах сумма налога выделяется отдельной строкой. Сумма на­лога, подлежащая износу в бюджет, определяется как разница между суммами налога по реализованному товару и услугам и суммами налога, уплаченными поставщикам за товарно-материальные ценности и предоставленные услуги.

В элементе на оплату труда отражаются расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также расходы на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, относящихся к основной длительности.

В состав расходов на оплату труда включаются:

выплаты по заработной плате за выполняемую работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должност­ных окладов в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда;

надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, в том числе за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширения зон обслуживания;

премии (включая стоимость натуральных премий) за производственные результаты;

стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответ­ствии с действующим законодательством коммунальных услуг, питания, продуктов, жилья (суммы денежной компенсации за не предоставляемые бесплатно жилье, питание и прочее);

стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действу­ющим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном пользовании;

оплата в соответствии с действующим законодательствам основных и дополнительных отпусков (компенсации за неиспользу­емый отпуск), льготных часов подростков, перерывов на обед в работе кормящих матерей, а также времени, связанного с выполнением государственных обязанностей;

единовременные пособия, вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности на данном предприятии) в соответствии с действующим законодательством;

выплаты по районным коэффициентам, за непрерывный стаж работы в данном предприятия;

оплата учебных отпусков, предоставляемых рабочим и слу­жащим, успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних учебных заведениях, в заочной аспирантуре, в вечерних ПТУ, а также поступающим в аспирантуру;

плата за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательст­вом;

доплаты в случае ременной утраты трудоспособности до фактического заработка;

оплата за работу в выходные и праздничные дни в сверх­урочное время;

оплата простоев (по внутрипроизводственным причинам) не по вине работников;

другие расходы, включаемые в соответствии с установленными порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов па оплате труда финансируемых за счет прибыли, остающихся в распоряжении предприятия и других целевых поступлений).

В элементе ”Отчисления на социальные нужды” отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нор­мам органам государственного социального страхования, Пенсион­ного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу “Затраты на оплату труда”, кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются.

В элементе “Амортизация основных фондов” отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление, исчисленных исходя из балансовой стоимости основных производствен­ных фондов и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

Предприятия, осуществляемые свою деятельность на усло­виях аренды, по элементу “Амортизация …” отражают амортизационные отчисления на полное восстановление как по собствен­ным, так и по арендным фондам.

К элементу “Прочие расходы” в составе себестоимости продукции относятся расходы по обязательному страхованию иму­щества, учитываемого в составе производственных фондов, вознаг­раждения за изобретения и рационализации плода по процентам за пользование банковскими кредитами (кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам) ссудам, полученным на восстановле­ние недостатка собственных оборотных средств, оплата работ по сертификации продукции, командировочные расходы по установлен­ным нормативам, подъемные, плата сторонним предприятиям за пожар­ную и сторожевую охрану, расходы по организационному набору работ­ников, затраты на гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи и вычислительных центров, плата за аренду, износ по нема­териальным активам, транспортный налог, дорожный налог, а так­же другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным затратам.

Себестоимость автомобильных перевозок рассчитывается по каждой статье затрат с целью определения общей суммы расходов, приходящейся на единицу транспортной работы: 10 ткм, 10 пас.км, 10 плат.км, 10 а.ч.

В себестоимости продукции находят свое выражение потреб­ленные оборотные фонды, снашиваемая в процессе производства до­ля основных фондов, оплачиваемая непосредственно работниками в виде заработной платы доля живого труда и часть продукта для общества в виде отчислений на социальное страхование.

Одной из важнейших задач является экономия общественного труда, что выражается в сокращении затрат живого и общественно­го труда. В денежном выражении экономия труда выражается в сниже­нии себестоимости продукции, поэтому важно изучить структуру себестоимости продукции.

Структура себестоимости характеризуется составом и соотно­шением отдельных элементов затрат и статей расходов в общих затратах на производство продукции.

Изучение и анализ структуры себестоимости позволяет сос­тавить общую технико-экономическую характеристику работы предприятия в целом и выявить основные резервы снижения себестоимости.

В продукции перевозок автомобильного транспорта основную долю составляют расходы на оплату труда в связи со спецификой транспортного процесса, так как для производства готовой продук­ции транспорта отсутствуют такие элементы, как сырье и матери­алы. Следующее место по значимости занимают затраты на ремонтный фонд, так как сюда включается значительная доля затрат на мате­риалы и запасные части для ремонта и поддержания технического состояния подвижного состава. Значительная доля приходится на общехозяйственные расходы. В качестве примера приведена структура себестоимости по видам перевозок.


Учет - это вид управленческой деятельности, предметом которой является информация. Учет пред­полагает сбор, обработку, классификацию, система­тизацию и отражение информации в специальных ре­гистрах на каких-либо носителях.

В настоящее время в информационном поле пред­приятия функционируют 3 учетные системы (финан­совый, налоговый и управленческий учет). Каждая из них направлена на удовлетворение информационной потребности своих пользователей: финансовый учет - акционеров, инвесторов, кредитных учреждений, парт­неров по бизнесу; налоговый учет - государственной налоговой службы; управленческий учет - менед­жеров.

Финансовый (бухгалтерский) учетпредстав­ляет собой упорядоченную систему сбора, регист­рации и обобщения информации в денежном выра­жении об имуществе и обязательствах предприятия, их движении путем сплошного, непрерывного и до­кументального учета всех хозяйственных операций. Основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественном положении и обязательствах. Данная информация необходима для:

1. контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении предприятием хозяйственных операций и их целесообразностью;

2. контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сме­тами;

3. предотвращения отрицательных результатов хо­зяйственной деятельности предприятия и выявле­ния внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости.

Необходимость налогового учетаобусловлива­ется тем, что для улучшения показателей деятельно­сти предприятия его руководители стремятся макси­мально сократить общую сумму налоговых платежей в рамках закона. Налоговый учет и менеджмент связаны между собой областью налогового планиро­вания. Налоговое планирование представляет со­бой выбор между различными вариантами дей­ствий, использование всех допускаемых законом средств, путей и методов, направленных на дости­жение минимального уровня налоговых обяза­тельств.

Управленческий учет (УУ)охватывает все виды учетной информации, необходимой для управ­ления в пределах предприятия. Частью общей сфе­ры УУ является производственный учет, под ним понимают учет издержек производства и анализ данных об экономии и перерасходе ресурсов по сравнению с данными предыдущих периодов, прог­нозами и стандартами. Основная цель УУ - обес­печение информацией менеджеров, отвечающих за достижение конкретных проектируемых показа­телей. УУ служит для:

1. предоставления необходимой информации ад­министрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

2. исчисления фактической себестоимости продук­ции и отклонений от установленных норм, стан­дартов, смет;

3. определения финансовых результатов по видам реализованной продукции, новым технологи­ческим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

Многие элементы УУ входят в отечественный бух­галтерский учет (учет затрат на производство и каль­куляцию себестоимости продукции), оперативный учет (оперативную отчетность), экономический ана­лиз. Отечественная учетная практика не увязана с маркетингом, не используется категория «будущий рубль». Следовательно, УУ - это подсистема бухгал­терского учета, которая в рамках одного предприятия обеспечивает его управленческий персонал инфор­мацией, используемой для планирования, собствен­но управления и контроля за деятельностью предприя­тия. УУ - это процесс, который включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, передачу и при­ем информации, необходимой управленческому ап­парату для выполнения его функций.

Все виды учета образуют единую централизованную систему, объединенную общим методологическим руководством и конечной целью - обеспечение органов управления своевременными и достоверными данными, отражающими результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, отрасли, народного хозяйства в целом.

Основой всех видов учета являются показатели первичного учета, которые представляют собой оформление различных процессов первичным документом. Например, на автомобильном транспорте – это путевой лист автомобиля, рабочий наряд, накладная и др.

Для отражения хозяйственных процессов применяются различные учетные измерители:

натуральные;

трудовые;

денежные.

С учетом неразрывно связана отчетность.

Отчетность – это система обобщающих и взаимосвязанных экономических показателей – источник информации за истекший период. Кроме предприятия (объединения), ее используют вышестоящие организации и финансовые органы для контроля за их производственно-хозяйственной деятельностью.

Отчетность – это официальный установленной формы документ, отражающий различные стороны их деятельности за определенный период времени, скрепленный подписями лиц, ответственных за ее представление и достоверность сообщаемых сведений.

Обеспечивая потребности управления и планирования как отдельных отраслей, так и народного хозяйства в целом, отчетность дает целостное представление о развитии экономических и социальных процессов в стране, о ходе выполнения планов экономического и социального развития, имеющихся резервах.

На предприятиях автомобильного транспорта составляется отчетность:

· оперативная;

· статистическая;

· бухгалтерская.

Оперативно–технический учет на АТП отражает выполнение отдельных производственно-хозяйственных операций в момент их совершения. Он применяется для ежедневного контроля за выполнением плана перевозок, отражения технического состояния и использования подвижного состава, наличия трудовых ресурсов, выполнением планов ТО и Р, планов поставки материальных ресурсов (топлива, шин, запасных частей и др.).

Оперативные отчеты составляются функциональными службами предприятия в соответствии с табелем оперативной отчетности, утвержденной руководителем предприятия. В табели даются перечень форм оперативной отчетности, сроки ее представления и указаны руководители служб, получающие эти отчеты.

Статистическая отчетность подразделяются на общегосударственную и ведомственную.

Общегосударственная отчетность представляется АТП в органы государственной статистики (статистическому управлению, районному или городскому отделу статистики), а также вышестоящей организации по специализированным фирмам.

Ведомственная отчетность дополняет общегосударственную отчетность, обеспечивая возможность управления отраслью. Она включает в себя формы месячной, квартальной, а также годовой отчетности, которые отражают наличие транспортных средств, их техническое состояние, объем выполненной ими работы и их использование.

Бухгалтерская отчетность как источник информации, представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность и результаты выполнения плана АТП за истекший период. Показатели бухгалтерской отчетности документально обоснованы и являются обобщением данных текущего учета, систематизированных на бухгалтерских счетах.

Отчетность предприятий в зависимости от сроков ее составления и предоставления делится на:

· текущую (периодически составляемую в течение определенного периода), т.е. квартальную;

· годовую (составляемую за год).

Годовой отчет составляют по более расширенному кругу показателей на основе полной инвентаризации всех средств АТП.

Высокое качество годового отчета зависит от качества и состояния текущего учета, а также от тщательности подготовительных работ.

Годовой отчет состоит из баланса основной деятельности предприятия, ряда форм, расшифровывающих состояние средств и их источников, и объяснительной записки к отчету.








Сейчас читают про: