Аналитическая деятельность на предприятии

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любого предприятия. Она отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, уровень производительности труда и себестоимости.

Прибыль представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных финансовых операций.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, т.е. она является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

Рост прибыли зависит от увеличения объема реализованной продукции и от снижения затрат на ее производство.

Объемы реализации продукции (услуг) зависят от ее качества и от того, каков спрос на рынке на продукцию или услуги.

Объем выручки от реализации продукции (услуг) зависит не только от количества и качества произведенной продукции, но и от уровня цен (тарифов).

Одна из важнейших задач каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли за счет соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Разница между выручкой от реализации продукции (услуг) и затратами на производство реализованной продукции (услуг) называется валовой прибылью от реализации.

Валовая прибыль определяется:

,

где НДС – налог на добавленную стоимость; РХ – расходы.

Прибыль (убыток) от продаж:

,

где РХКОМ – коммерческие расходы; РХУПР – управленческие расходы.

Прибыль (убыток) от обычной деятельности (перевозок):

,

где ППРОД. – прибыль от продаж; ПРпол. – проценты к получению; Ддр.орг – доход от участия в других организациях; ПРупл. – проценты к уплате; ДПР.ОПЕР – прочие операционные доходы; РХПР.ОПЕР – прочие операционные расходы;

ДПР.ВНЕРЕАЛ. – прочие внереализационные доходы; РХПР.ВНЕРЕАЛ. – прочие внереализационные расходы; НПР – налог на прибыль; ПЛОБЯЗ. – обязательные платежи.

Существует 3 варианта расчета налогооблагаемой базы (прибыль):

I–й вариант (общая система налогообложения)

единый социальный налог на заработную плату – 26%;

налог на социальное страхование от несчастных случаев на производстве – 1,1%;

налог на прибыль – 24%.

II–й вариант (упрощенная система налогообложения)

единый социальный налог на заработную плату – 15%;

налог на социальное страхование от несчастных случаев на производстве – 1,1%;

налог на прибыль:

от прибыли 15%

от доходов 6%

III–й вариант (налог на вмененный доход для частных предпринимателей)

единый социальный налог на заработную плату – 15%;

налог на социальное страхование от несчастных случаев на производстве – 1,1%;

налог на 1 автомобиль с учетом поправочных коэффициентов на географическую местность (район эксплуатации подвижного состава).

Предприятие может иметь расходы, не связанные с основной деятельностью, что учитывается при определении общего финансового результата –

балансовой прибыли. В нее включают прибыль от реализации продукции, результат от прочей реализации и сальдо доходов и расходов (результат) от внереализационных операций.

Из балансовой прибыли в соответствии с законодательством производятся обязательные платежи.

Балансовая прибыль за вычетом налогов называется чистой прибылью, которая используется на предприятии на следующие цели:

финансирование развития производства;

финансирование социально-культурной сферы;

отчисления на материальное поощрение;

отчисления на образование финансового резерва.

Общая сумма прибыли устанавливается суммированием прибыли от выполнения перевозок АТП, транспортно-экспедиционных, погрузочно-разгрузочных и других работ и услуг.

Балансовая прибыль АТП определяется как разность между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой расходов.

При планировании работы АТП определяют плановую прибыль, при подведении итогов работы за отчетный период — фактическую.

Для определения плановых темпов роста балансовой прибыли прибыль отчетного периода пересчитывают по тарифам (ценам) планируемого года. Балансовая прибыль не уменьшается на сумму убытков от деятельности жилищно-коммунального хозяйства и расходов на содержание культурно-просветительных учреждений.

Выполнение плана по прибыли оценивают сравнением фактической прибыли по отчетному балансу с балансовой прибылью, утвержденной в плане.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента:

прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия;

прибыль от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг на АТП – это прибыль, полученная от выполнения всех видов перевозок автотранспортным предприятием по действующим тарифам, а также выполнения работ по экспедированию грузов, погрузочно-разгрузочных работ за вычетом эксплуатационных расходов.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия на АТП - это прибыль полученная автотранспортным предприятием за продажу транспортных средств, оборудования и других основных фондов АТП за вычетом расходов на их разборку, демонтаж и т.д.

Прибыль от внереализационных операций на АТП – это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности автотранспортного предприятия (перевозкам) и не связанным с реализацией основных средств, иного имущества АТП, выполнением работ и услуг.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) АТП разнообразен и довольно обширен. Это долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, сдача имущества в аренду, долевое участие в уставном капитале другого предприятия и др. Кроме этого, в состав внереализационных прибылей (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек, другие доходы и расходы (убытки, потери).

К таким доходам относятся:

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

поступление денежных средств в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;

положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям;

проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К расходам и потерям относятся:

убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;

недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;

отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям;

некомпенсируемые потери в результате пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

судебные издержки, арбитражные сборы и др.

Основные пути увеличения прибыли на автотранспортном предприятии:

увеличение объема перевозок;

улучшение качества перевозок;

продажа излишнего подвижного состава, оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

снижение себестоимости перевозок;

выбор рациональных маршрутов перевозок;

улучшение структуры автомобильного парка и др.

Рентабельность предприятия является одним из основных показателей финансового плана. На АТП при разработке финансового плана рассчитывают общую плановую и расчетную рентабельности.

Общая плановая рентабельность предприятия характеризует эффективность использования производственных фондов предприятия и определяется отношением плановой суммы балансовой прибыли к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

,

где Пбал – балансовая прибыль АТП, руб.; СОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; СНОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Расчетная рентабельность предприятия определяется отношением плановой суммы прибыли, уменьшенной на суммы платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей в бюджет и платежей по процентам за банковский кредит к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств за вычетом среднегодовой стоимости льготных производственных фондов.

,

где Прасч – расчетная прибыль предприятия, руб.; Сльг – среднегодовая стоимость льготных производственных фондов, руб.; Пф – плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные фонды, руб.; Пбк – плата за пользование банковским кредитом, руб.; Пфп – фиксированные (рентные) платежи, руб.

Для оценки эффективности отдельных видов работы АТП используют такие показатели рентабельности, как рентабельность перевозок, рентабельность производства и др.

Рентабельность перевозок определяется делением прибыли АТП, полученной от перевозок, на сумму расходов по перевозкам по формуле:

,

где Ппер – прибыль от перевозок, руб.; РХПЕР – сумма эксплуатационных расходов по перевозкам, руб.

Рентабельность производства характеризуется отношением прибыли к себестоимости транспортной продукции предприятия и служит основой для совершенствования оптовых цен на транспортную продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: