double arrow

БИЛЕТ№3


1)Феофан Прокопович. Трагикомедия «Владимир», театр Петровского времени.

Ф.П.(1681-1736) -писатель- Публицист горячо поддерживал все начинания Петра.

«Владимир» - 1705год. Сюжет: принятие В. христианства и борьба со жрецами. В. показан как историческое соответствие П., а образами корыстных и грубых жрецов Курояда, Пияра, Жеривола, врагов христианства, он сатирически разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство. Трагедия традиционна по форме, написана в соответствии с теорией школьной драматургии: состоит из 5-ти актов, пролога и эпилога. Пролог: тень Ярополка сообщает жрецам о решении В. принять христианство. В третьем действии В. Советуется с Борисом и Глебом, со своими сыновьями, о принятии новой веры: они поддерживают его намерение. Приходит Жеривол и упрекает В. В небрежении богам. (Завязка), 3 акт: Кульминация, в кот. показано психологическое состояние В., его сомнения, тревога и спор Жеривола с философом-христианином, в котором Ж. обнаруживает полное свое невежество. Ж. уходит, византийский философ-мессионер излагает Владимиру, Борису и Глебу основы христианского вероучения. В. принимает решение и в 5 акте идолы разрушены, жрецы посрамлены, принято хр-во. В эпилоге - хор ангелов с апостолом Андреем предсказывает процветание Киева в позднюю, современную Ф.П. пору. Автор проводит аналогию хр-во - просвещение.




Трагедокомедия содержит новаторство - отличие от школьной драмы в том, что традиц. серьезность переплетается с комедийными элементами (образы жрецов («Жеривол едино токмо пожирает быка на день) + психологические терзания В. в 3-м акте. Показаны времена крещения Руси. Автор проводит параллель с современностью, реформами Петра.

1672 - 1676 гг. - придворный театр Алексея Михайловича.В XVII в. западноевропейский театр строится трехъярусным – небо, земля, преисподняя. Репертуар бродячих европейских театров - Мольер, духовная драма, позднее светская драма.Мы строили театр двухъярусный – небо, земля. В зале имелось царское место, женщины прятались за сеткой. Гpигоpи.

При Петре труппа Иогана Кунста, Отто Фюpста - восемь артистов (1725 г.). Упрощение театра - зал, сцена, отсутствие занавеса. Сначала спектакли проходили в доме Лефоpта, с 1702 года на Красной площади. Большим препятствием в распространении театра был немецкий язык, на котором говорили актеры.

При Академии появляются школьные театры. Ставили Симеона Полоцкого. Особенность его пьес аллегоричность. Интермедии (междубpошенные действа) - устойчивые типы.

На творчество Сумарокова повлияли школьные пьесы.

2)Тема революции в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. (напеч. В 1790г.)

Повествователь - революционер. Эпиграф к «П.» из «Телемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Таким образом, Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа – самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости, бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, которой подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» самодержавия Р. выявляет в сатирическом «сне» (глава «Спасская Полесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии. (Сон, о том, что он царь. Прозрение монарха – утопия.)



Размышляя над тем, как избавить страну от самодержавия и крепостничества, Р. приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощенным крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение настолько тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Р. пишет о праве чела на борьбу за свою свободу, о неизбежности народной революции. Народ, крестьяне - главная движущая сила истории. И они – не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. Образы крестьян контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Р. противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот худ. прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».



Говоря о русском нац. Хар-ре, писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась офиц. Властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности народа. Р. уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением «Путешествия…» является «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.

Глава «Спасская Полесть». Дождь. Забегает в один из домов, обсохнуть. Засыпает. Слышит чьи-то голоса. Потом видит сон.

«Едрово». Встретил очень хорошую, добропорядочную, юную девушку лет 17-20. Анютушку.

«Хотилов». Проект в будущем. Размышления.

Открытый призыв к революции звучит в главе «Городня». Въезжая в деревню слышит вопли жен, детей и старцев. Причина рыдания – рекрутский набор. «Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!» Автор взрывается: «…в рекруты продавать людей запрещается; что крестьяне людей покупать не могут, что вам от барина дана отпускная и что вас покупщики хотят приписать в свою волость будто по вашей воле.»

«Торжок» «Краткое повествование о происхождении цензуры». Цензура вводится правителями от страха., т.к. вдруг все всё поймут и «истукан падет».

Р. также обличает помещиков- крепостников:

«Медное» - сцена продажи крестьян – варварский обычай. Среди них: старик лет 75, старуха 80, жена его, вдова 40 лет, молодица 18 лет, дочь ее и внучка стариков, на руках у нее младенец, сын господина, венчанный ее муж лет 25, в кармане у него нож, в глазах мщение и зверство.

«Зайцово». На почтовом дворе встретил старого приятеля Г. Крестьянкина. «… Я видел, что закон судит о деяниях, не касаяся причин, оные производивших…» Г.К. рассказал историю о Г. асессоре – жестоком мучителе крестьян.

«Любани». Встречает крестьянина, пашущего в воскресенье.

«Тверь» - отрывки из оды «Вольность» (1781-1783)

В главе «Вышний Волочок» путешественник призывает народ к восстанию. Начало повествования: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов…» Благополучие. Но многие работают не на себя (земледелатели). Человек корысти ради своей забывает человеческое. Р. возмущается: «Варвар! Не достоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются на равнее с волом, определенным тяжкую вздирати борозду?»

Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.







Сейчас читают про: