double arrow

БИЛЕТ №4


1) Философские оды Державина. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Фелица»)

Гаврила Романович Державин (1743-1816). Новаторство: обращение поэзии к жизни, внес в поэзию индивидуальное «я». В эстетике Д. видят и начало худ. реализма, и сентиментализм, и предромантизм, и классицизм. Идеал Державина - свободный, независимый писатель, выразитель общественного мнения.

«На смерть князя Мещерского»(1779г.). Эта ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизма. Это ода-элегия. Неожиданная смерть знакомого заставила поэта задуматься над вечной проблемой жизни и смерти. «Сегодня бог, а завтра прах; Сегодня льстит надежда лестна, А завтра – где ты, человек?» Д. часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. «Почто ж терзаться и скорбеть, Что смертный друг твой жил не вечно? Жизнь есть небес мгновенный дар; Устрой ее себе к покою И с чистою твоей душою Благословляй судеб удар».

«Бог» (1784г.) - первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Ода напоминает Ломоносовские духовные оды. Это произведение писалось несколько лет и посвящена рассуждению о возникновении мироздания и происхождения человека. Обращаясь к богу, Д. Употребляет определение «Без лиц, в трех лицах божества». Автор здесь имеет в виду не только богословское понятие, но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое бог в небе совмещает». Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире, т.е. ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Д. Достигает предельной ясности мысли: «Я царь, - я раб, - я червь, - я бог!», тем самым доказывая, что человек - вершина создания природы и значение его на земле велико. Чел-к: «Черта начальна божества».




«Водопад»(1794г) - глубокое философское раздумье о смысле жизни, человеческом существовании и праве на бессмертье. Державин развивает те размышления на тему жизни и смерти, которые были подняты ранее в оде «На смерть князя мещерского». Ода написана на смерть князя Потемкина, умершего также совершенно внезапно. Потемкин («Великолепный царь Тавриды») - человек неординарный и отношение к нему автора неоднозначное. Снова мысль о том, что жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. «Не жизнь ли человеков нам Сей водопад изображает? Он также блеском струй своих Поит надменных, кротких, злых.» «О! слава, слава в свете сильных! Ты точно есть сей водопад.» Водопад - символ вечности.

Д. Рассуждает о бессмертии и приводит наряду с Потемкиным образ другого полколводца - Румянцева, кот. для поэта являлся идеалом истинной гражданственности. Д. приходит к выводу, что бессмертной славы достоин Р., который «пользу общую хранил».



«Фелица» (1782) – произведение до того самобытное и оригинальное, исполненное ума и политической грации, что эстетики сбились с толку, не зная, к какому роду сочинений отнести его. Автор обращается к Ф.: «Подай, Фелица, наставленье, Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть». Д. превозносит Ф. Для того, чтобы показать, насколько она хороша, он сравнивает ее с собой. Вот он такой плохой, ходит на гулянки, спит с женщинами, купается в золоте, «Или музыкой и певцами, Органом и волынкой вдруг, Или кулачными бойцами И пляской веселю мой дух…» А Ф.: «Тебе единой лишь пристойно, Царевна, свет из тьмы творить; Деля хаос на сферы стройно, Союзом целость их крепить…» «Не оскорбляешь никого, Дурачествы сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…» «Ты здраво о заслугах мыслишь, Достойным воздаешь ты честь; Пророком ты того не числишь, Кто только рифмы может плесть.»

Ода понравилась императрице и Д. Получил подарки и покровительство. Д. признал существующий державшо-крепостнический строй. В оде он идеализировал императрицу. Позже, когда Д. стал секретарем императрицы, он вблизи увидел все пороки двора.



Образ Ф. заимствован из сказки, кот. Екатерина написала для своего внука Александра. Д. разрушает жанр оды, сочетая одические элементы с сатирическими, высокий слог с просторечным. Д. наделяет Е. Чертами просвещенной монархини. Поэт свободно говорит о достоинствах Е., в первую очередь человеческих, противопоставляя ее праздным вельможам, в первую очередь фавориту Потемкину. поэт делает будничное достойным поэтического слова, в то же время не боится говорить в шутливом тоне про императрицу. он говорит о том, что она не тиранка и что не истребляет людей.(В отличие от некоторых, например от Анны Иоанновны).







Сейчас читают про: