Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в развитии высших психических функций

Развитие высших психических функций у человека.

Основные источники развития высших психических функций у человека:

1. Изобретение и изготовление орудий, продуктивный, творческий характер деятельности,

2. Создание предметов материальной и духовной культуры,

3. Использование речи и других знаковых систем как средств общения;

4. Организации мышления, хранения и передачи знаний.

Основные положения культурно - исторического подхода изложены в работеЛьва Семёновича Выготского: «История развития высших психических функций» (1930—1931), в наиболее известной книге ученого «Мышление и речь» (1933—1934) и в ряде других.

Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния.

Выготский выделял:

Низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития)(психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека);

Высшие психические функции (фаза «культурного» развития) (люди могут сознательно управлять психическими процессами).

Знаки (или стимулы-средства) — это психические орудия, которые, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта.Знак — это любой условный символ, имеющий определенное значение.

В отличие от стимула- средства, который может быть изобретен самим человеком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Универсальным знаком является слово.

Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Л.С. Выготский:

«Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая».

Л.С. Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка»:

1. Процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления;

2.Процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.).

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность (данный по средствам чего либо другого), произвольность, системность.


ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Первоначальная картина окружающего мира складывает­ся у человека благодаря функционированию психических по­знавательных процессов. К ним относятся:

1.Ощущение,

2.Восприя­тие,

3.Представление,

4.Внимание,

5.Память,

6.Воображение,

7.Мышле­ние,

8.Речь.


Ощущения и восприятие


Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Органы чувств - это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).
Физиологической основой ощущений является деятельность анализа­торов, которые состоят из:

а) рецепторов, воспринимающих раздраже­ние нервных аппаратов, находящихся на периферии центральной не­рвной системы;

б) проводящих, центростремительных (афферентных) нервных путей, по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий го­ловного мозга человека;

в) центральных корковых отделов анализато­ров, где происходит "обработка" нервных сигналов, поступающих от рецепторов

Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществ­ляется по физиологическому механизму "рефлекторного кольца", обес­печивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром. Принцип обратной связи, открытый И. М. Сеченовым и раз­работанный затем в трудах И. П. Павлова, П. К. Анохина, позволяет понять начало и завершение процесса ощущения по закономерностям рефлекторной деятельности.

Основная литература: 12, 13, 14,15

Дополнительная литература: 48, 21


Восприятие

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Восприятие - не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с при­сущими ей особенностями.


Классификация восприятия

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными во­левыми усилиями человека.

Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при кото­рых предметы окружающейдействительности воспринимаются без спе­циально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Физиологические основы восприятия. Оно вызывается действующи­ми одновременно комплексными раздражителями, осуществляется од­новременной и согласованной деятельностью нескольких анализато­ров и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Восприятие является высшей фор­мой аналитико-синтетической деятельности мозга.

Основная литература: 12,13,14,15

Дополнительная литература: 19, 21,48


Внимание

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Физиологические основы внимания. Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью опре­деленных участков коры больших полушарий головного мозга.

Физиологически внимание обусловлено работойтех же самых не­рвных центров,с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты, которое означает наличие в каж­дый данный момент в коре больших полушарий головного мозга учас­тка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.


Свойства внимания

Концентрация внимания - это способность че­ловека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания - это сосредоточение на наиболее важ­ных предметах.

Распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же вы­полнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремен­ных операций(Девушки, Женщины).

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсут­ствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Основная литература: 6, 7, 12,13,

Дополнительная литература: 47,20,21


Понятие памяти


Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Различают следующие процессы памяти:

1. Запоминание - это запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

2. Сохранение — удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

3. Воспроизведение — это активизация закрепленного ранее содержа­ния психики.

4. Узнавание — это сопровождающее процессы памяти явление пси­хики, позволяющее им более эффективно функционировать.


Виды памяти:


1. Наглядно-образная память — это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т. д. образы.

2. Словесно-логическая память — это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

3. Двигательная память — это память на движения.

4. Эмоциональная память — это память на переживания.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий голов­ного мозга в результате пластичности нервной системы.

Любой выз­ванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбужде­ние или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а ос­тавляет в ней «след» в виде определенных функциональных измене­ний, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсут­ствии вызвавшего их раздражителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: