Психическое недоразвитие

ЛК 2 23.04.2012

ЛК 1. 16.04.2012

До 24.11.12

Мамайчук - Психокоррекционные технологии

Психология аномального развития ребенка (Хрестоматия под.Ред. Лебединского и Бартышевской)

Патопсихология дефектология детская психиатрия

Это комплексная дисциплина. Нарушения развития освещается с разных сторон. Знания из клиники помогают глубже понять природу дизонтогенеза.

Классификация дизонтогенеза много. (каннер, сухарева, ковалев)

По Лебединскому:

(это общая на основе многих.Классика)

АНОМАЛИИ МОДЕЛЬ ЧЕМ ВЫЗВАНО
Недоразвитие УО Отставание в развитии
Задержанное развитие Различные формы задержки
Поврежденное развитие Резидуальная органическая деменция Поломка в развитии
Дефицитарное развитие Нарушение развития анализаторных систем
Искаженное развитие РДА Асинхронное развитие
Дисгармоничное развитие Психопатии и патологическое развитие личности

На основе данной есть еще Семаго разработали новую (2000)

ЗПР больше 70 но меньше 90, они там так и остаются.

Общие закономерности дизонтогенеза.

Швальбе 1927 – отклонения во внутриутробном развитии организма. Позже стали употреблять и для постутробного.

Ковалев «психический дизонтогенез» - нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройств созревания структур и ф-ций головного мозга.

Мб обусловлено неблагоприятными биологическими и социальными факторами а так же их сочетаниями.

Проявления вследствие нарушений:

СОЦИАЛЬНЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ
Госпитализм Глубокая физическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка из-за дефицита воспитания. Признаки – запоздалое развитие движений, ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера, а так же сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели Генетические нарушения Хромосомные абберации, генетические мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и пр.
Характерологическое формирование личности Аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений вызванных длительными неблагоприятными условиями воспитания. Внутриутробные нарушения Тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и пр. инфекции, различные интоксикации втч гормонального и лекарственного происхождения
    Ранние постнатальные нарушения Патологии родов, инфекции, интоксикация и травмы, реже – опухолевые образования постнатального генеза.

Незрелость развития мозга, слабость ГЭБа – это способствует повышенной восприимчивости ЦНС к неблагоприятным факторам. Важно время повреждения. Даже простая инфекция типа дизентерии может повлиять на развитие психики, если ГЭБ слабый. Первая треть беременности особенно опасна. Так же важна локализация и степень распространенности и интенсивности.

Менее грубые проявления дизонтогенеза связаны с социальными факторами.

СИМТОМЫ И БОЛЕЗНИ

С. Бывают негативными и продуктивными. Пограничные – возрастные симптомы (для возраста нежели для заболевания), то есть между болезнью и дизонтогенеза. Они наблюдаются при различных нарушениях.

Возрастные уровни реагирования нервно-психического ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия В.В. Ковалев:

Сомато-вегетативный (0 – 3) Повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства. Ведущие в этом возрасте.
Психомоторный (4 – 10) Идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора. Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание, гиперактивность.
Аффективный (7 – 12) Синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.
Эмоционально-идеаторный (12 – 16) Патологические реакции пубертатного возраста (Сухарева). Сверхценные увлечения и интересы («синдром философической интоксикации»), т.е. подростки начинают сильно интересоваться философскими проблемами. Сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства, психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.

Если формы реагирования не соответсвтуют возрасту это мб ЗПР.

Это условная периодизация, реагирования могут сосуществовать. Соматовегетативныемб и у подростков, когда данная система претерпевает перестройку. Растормаживаются влечения из за влияний эндокринной системы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА

Базовые понятия онто- и дизонтогенеза

Название Содержание
Критический или сензитивный период развития Избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям. Период наибольшей восприимчивости к обучению.
Гетерохрония (разновременность) развития В норме формирование различных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
Асинхрония В патологии возникают различные диспропорции развития. Типы асинхроний развития:
  • Явление ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции (свертывания) более ранних форм.
  • Явление патологической акселерации отдельных функций, когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением.

Варианты нормы и нарушений развития психических функций:

Норма (гетерохрония) Патология (асинхрония)
Временная независимость Изоляция
Жесткие связи Фиксация (аффективные комплексы) – инертные стереотипы
Иерархические связи Нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии.

БЛОКИ МОЗГА И РАЗВИТИЕ (Лурия)

1 ый блок регуляции тонуса и бодрствования

Снижение тонуса коры, неустойчивость внимания, его повышенная истощаемость, быстрое впадение в сон. Нарушение аффективной сферы – безразличие, встревоженность. И нужно поднять тонус чтоб хоть что то делать (физич, дыхательные упр, умывание (Семенович)). Так же базальные эмоции.

Дети олигофрены часто проявляют неадекватные эмоции.

2 ой блок переработки информации и ее хранения

При поражении страдает память и переработка и восприятие информации. Теменные – кожная и проприорецептивной чувствительности, нарушение положения тела, теряется четкость движений. Височные доли – слух. Затылочная – переработка зрительной информации.

3 ий

Сфера движений, действий по организованной и известной программе действий. Центральная извилина – произвольность движений, конечности противоположной патологическому очагу. Премоторная зона –движения теряют плавность Лобные доли – действия перестают подчиняться программам и заменяются импульсивными реакциями или инертными стереотипами, персеверациями (неконтролируемые повторяющиеся движения); сличение эффекта действий с исходным намерением, критичность (акцептор действия).

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПО ЛЕБЕДИНСКОМУ

Выготсякий:

Симптом – синдром – вид дизонтогенеза. Лебединский на основе рассмотренного выше подхода выделил ряд патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза:

1. Функкциональная локализация нарушения. Два вида дефекта – частные (дефицитарность отдельных функций) и общий (нарушение регуляторных систем). Подкорковые системы – элементарные моменты, а корка – программа и контроль. Частный дефект (2Б) и общие (1 и 3Б). Регуляторные функции отпечатываются на всех сторонах психического развития. Частные могут компенсироваться сохранностью других систем.

2. Время поражения. Чем раньше произошло поражение тем вероятнее явления недоразвития. Чем позднее – поврежденность. П. чаще для функциональных систем с коротким временным циклом развития (подкорковая локализация).

Сензитивные периоды развития опр. Ф-ций (0 – 3 года, 11 – 15 лет). Развитие мозга и перестройка его функций.

3. Взаимоотношения первичного и вторичного дефектов. Первичный – из биологического аспекта, органики. Вторичные – опосредованы, в процессе аномального социального развития. Так нарушение речевого развития влечет за собой влияние на мыслительную деятельность.

4. Межфункциональное взаимодействие в процессе аномального развития. Закон гетерохронии (образно) – в норме все функции так развиваются. Ребенок раннего возраста мыслит так как воспринимает и запоминает, а в последующем периоде – воспринимает и запоминает так как мыслит. По мере развития данные функции опосредуются, восприятие дифференцируется и развивается. Низшие перетекают в высшие ПФ.Ко взрослым это тоже относится. Все воспринимается на уровне развития мышления.

Перестройка функций происходит в определенной хронологической последовательности. При патологии это нарушается – асинхрония развития (ретардация и патологическая акселерация). Ретардация – незавершенность отдельных периодов развития (олигофрения), п.акселерация – изолированное развитие одной или нескольких ф-ций несвязанное с другими (речь до года, при аутизме особенно, половое развитие при УО не связанное с развитием интеллекта).

В норме временная независимость функций имеет место быть (речь и мышление). +см табличку.

При патологии иерархические связи долго формируются и быстро распадаются.

Недоразвитие всех сторон психики. Ведущее – ППП. На модели умственной отсталости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: