double arrow

Мышление и речь

Сущность воображения


Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на следующей основе:

1. Вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства.

2. Изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.);

3. Соединение в своем воображении вычлененных из разных объек­тов их частей или элементов и создание таким путем мысленного об­
раза, представления нового, не существовавшего ранее в природе пред­мета.

4. Конструирование предмета в связи с его назначением;

5. Мысленное усиление какого-либо свойства или качества, прида­ние этому свойству несоразмерно большего или особого значения в
характеристике объекта;

6. Перенос этого свойства на другие объекты;

7. Мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастно­
го образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исход­
ному;

8. Создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов.


Физиологическую основу воображения составляют остаточные (сле­довые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концент­рации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реаль­ном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опы­те временных связей, составляющие базу образов воображения.


Мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Выделяют определенные операции мышления.

1. Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

2. Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

3. Сравнение — это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявле­нии, таким образом, общности или различия между ними.

4. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

5. Обобщение — это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

6. Конкретизация — это движение мысли от общего к частному.
Различают конкретные формы и способы мышления.
Первые учения о формах и способах рассуждений возникли в странах Древнего Востока (Китай, Индия), но в основе современной логики лежат учения, созданные древнегрече­скими мыслителями. Основы формальной логики заложил Аристотель, который впервые отделил логические формы мышления (речи) от его содержания.


С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.


Психологическая характеристика речи


Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свои свойства:

1. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

2. Понятность речи достигается синтаксически правильным по­строением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

3. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.

4. Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чув­ства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

1. Выражения заключается в том, что, с одной стороны, бла­годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, пережива­ния, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

2. Функция воздействия заключается в способности человека посред­ством речи побуждать людей к действию.

3. Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми по­средством слов, фраз.

4. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: