double arrow

БИЛЕТ№16


БИЛЕТ№15

1)Научная поэзия Л. («Письмо о пользе стекла», «Утреннее размышление о божием величестве», «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»).

«П.» (1752).л. говорит о научной пользе стекла («Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые Стекло чтут ниже Минералов»; «Пою перед тобой в восторге похвалу, Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу»; стекло пропускает свет, «Зимою за стеклом цветы хранятся живы»; зеркало, «Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу, Любимо по всему земному ходит кругу», очки, позорные трубы, микроскоп, барометры), а затем переходит к другим темам: пишет о человеческом разуме, дерзающем понять природу и подчинить ее себе, о борьбе разума и невежества, о религии как «освещении невежества», о золоте, кот. принесло людям несчастье. Пропаганда научного мировоззрения, полемика против церковников.

«Размышления» - впервые поэтич. пр-я стали выразителями филос. взглядов. Осн. мотив - прославление мироздания. Л. пишет о своей вере в науку, способную познать множество миров. Человек еще не постиг всех тайн природы, но должен познать ее (веч.). В утренних размышл. Л. раскрывает теорию строения солнца, «горящего вечного океана»




2)Русская комическая опера. («Анюта» Попова, Аблесимов «Мельник - колдун, обманщик и сват»).

60-80-е гг. 18 века - появляется новый жанр - комическая опера (небольшая пьеса с музыкой и пением). Авторы поднимали вопросы бытового и нравственного характера. Разрушение основ русского дворянского классицизма. Влияние сентиментальной литературы запада + рус. фольклор.

Первое произведение этого жанра «Анюта» Попова (1772). Михаил Иванович Попов(1742-1790) - писатель-разночинец. Вместе с Новиковым входил в состав комиссии по созданию нового уложения. Отсюда - интерес к крестьянской теме. В «Анюте» показано как плохо живут крестьяне, какие плохие их угнетатели. Дворянин Виктор влюблен в Анюту, приемную дочь крестьянина Мирона, кот. хочет выдать ее замуж за батрака Филатку, чтобы в доме был еще один работник. Филатка посылает В. далеко-далеко, говоря, что кр-не могут за себя постоять также как и дворяне. Анюта оказалась дворянкой и испытывает к Ф. презрение и посылает его, обзывая «страмцом». В «А.» Впервые раздался голос крепостного крестьянства.

Александр Анисимович Аблесимов(1742-1783). «Мкос» (1779). Там нет социального звучания! Выдержан колорит народной жизни, более привлекательны крестьянские персонажи. Бел. Назвал эту оперу «прекрасным народным водевилем. Сюжет: хитрый мельник Фаддей, выдающий себя за колдуна, помогает устроить брак Филимона и крестьянки Анюты, родители кот. хотят выдать ее: отец - за крестьянина, мать - за дворянина».Мельник добивается согласия на брак и от отца и от матери, т.к. Ф. - «Сам пашет, сам орет и с крестьян оброк берет».



1) Лирика Сумарокова. Сатиры Сумарокова («Хор ко превратному свету», «Сатира о благородстве»).

Сумароков Александр Петрович (1717-1777).

В поэзии С. основополагающими были два направления – лирическое и сатирическое. Он начал писать любовные песни еще в первое десятилетие своей творческой деятельности. Его лирика обращена к человеку, к его природным слабостям. В своих песнях стремится раскрыть внутренний мир, глубину и искренность чувств героя или героини. Присуща искренность, ясность выражения. В поэзии его чувство побеждает рассудок. «Любовь – источник и основание всякого дыхания: а вдобавок сему источник и основание поэзии», - пишет он в предисловии к «Эклогам».

Песня «Тщетно я скрываю…»: «Тщетно я скрываю сердца скорби люты, Тщетно я спокойною кажусь. Не могу спокойна быть я ни минуты, Не могу, как много я ни тщусь. Сердце тяжким стоном, очи током слезным Извлекают тайну муки сей; Ты мое старанье сделал бесполезным, Ты, о хищник, вольности моей!» В этом стихотворении С. удалось передать тончайшие переживания человеч.сердца, борьбу страсти и рассудка. И все же в большей части лир.стихотв-ий С. пишет о переживаниях человека, лишенного индивидуальных черт. Стремление к психологической правде, жизненности в люб.лирике С. воплотил и в своей теоретической «Эпистоле о стихотворстве»: «…Но хладен будет стих, и весь твой плач – притворство, Когда то говорит едино стихотворство; Но жалок будет склад, оставь и не трудись: Коль хочешь то писать, так прежде ты влюбись!»



Сатирическая поэзия. Басни. Притчи. Особый интерес представляет его сатирический «Хор…»(1763г.) «Хор» был написан по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь восшествия на престол Ек.2., который состоялся в 1763г. на масленице. В форме рассказа об идеальной заморской стране и порядках в ней, достойных похвалы, С. повествует о порядках, вернее беспорядках, и неустройствах, которые царят в его стране. «Заморская» страна – это утопия, мечта С., но рассказ о ней дает ему возможность разоблачить взяточничество и лихоимство, невежество, процветающие в российской монархии, резко выступить против жестокого обращения помещиков с крепостными. В утопич. стране: «Со крестьян там кожи не сдирают, Деревень на карты там не ставят, За морем людьми не торгуют», «Все там отечеству служат, Лучше работящий там крестьянин, Нежель господин-тунеядец». Там все дети ходят в школы. «Хор» по стихотворному складу похож на русские народные песни.

Сатира «О благородстве» (1771-1772). «Какое барина различье с мужиком? И тот и тот земли одушевленный ком». «Похвален человек, не ищущий труда, В котором он успеть не может никогда. К чему способен он, он точно разбирает: Приитом не рожден, бумаги не марает. А естьли у тебя безмозгла голова, Пойди и землю рой или руби дрова: От низких более людей не отличайся И предков титлами уже не величайся».

В «Эпистоле о стихотворстве» С. Говорит о том, что свойство к. - «издевкой править нрав»,к. Должна быть отделена от трагедии с одной стороны и от фарсовых игрищ-с другой С отклонялся от традиц. Формы класс. пятиактовой комедии. 12 комедий.По худ. Ценностям ниже трагедий.Чаще всего комедии служили для С. Средством полемики,отсюда памфлетный жанр большинства из них.В его первых комедиях-50-е годы(«Тресотиниус», «Чудовищи», «Простая ссора») каждое из действ. Лиц,появлявшихся на сцене,показывало публике свой порок,и сцены были механически связаны.В небольшой комедии-множество действующих лиц. В комедиях второй группы(60-е годы)-(«Опекун»,»Ядовитый»,»Лихоиец», «Нарцисс», «Три брата совместники»углубленность и обусловленность изображения основных персонажей. Они также носили условный хар-р и были далеки от типических обобщений Другие действ. Лица служат для раскрытия черт главного героя. «опекун» - комедия о дворянине-ростовщике,жулике и ханже Чужехвате, обдирающем сирот,кот. попали под его опеку.«Ядовитый» - о клеветнике.Ост. лица - резонеры.

В 70-е годы были написаны еще три пр-я(«Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица»). «РпоВ».Сюжет:В центре внимания писателя - быт провинциальных небогатых помещиков Викула и Хавроньи.Привязаны др.к др. Недалекие,но неодносторонние. Добры к Флоризе, воспитаннице двор. Рода. В. приревновал Х,к богатому Кассандре - соседу,кот. полюбилась Ф. Грубый народный язык. Вершина сатир. Тв-ва С.

2)Журнал Новикова «Живописец» («Письма к Фалалею», «Отрывок путешествия в...»)

«Живописец» (1772). - третий сатирический журнал Н. Притворно ставит свой ж-л под «крышу» Е. Продолжает линию «Тр.» - обличение отриц. явлений действительности, просвещение -зе бест! В живописце печат. «Опыт модного словаря щегольского наречия» - отраж. Соц.-психолог. Хар-ры светской аристократии, нападает на распущенность их нравов.

«Отрывок» - некот. считают его автором Радищева. - форма путешествия. Повеств. ведется от лица путеш., который останавл. в теч. 3-х дней практически в каждом селе и деревне. И нигде не видел ничего хорошего. Во всем виноваты помещики. Деревня Разоренная: «Непаханые поля, худой урожай хлеба возвещали мне, какое помещики тех мест о земледелии прилагали рачение». Деревня из 2-х десятков бедных развалившихся хижин, покрытых соломою. «Улица покрыта грязью, тиною и всякой нечистотою, просыхающая только зимним временем. При въезде моем в сие обиталище плача я не видал ни одного человека».

«Письма к Ф.» - 5 очерков. Как ранее в «Копиях» стремится хотя бы к условной документальности. Один из очерков «Письмо уездного дворянина к его сыну» - психология крепостника, его убеждения, критика крепостн. двор-ства, произвол помещиков. Написано от лица дворянина. «худая честь, коли нечего будет есть», - пишет отец к Ф. во 2-ом письме.







Сейчас читают про: