БИЛЕТ№14
Сатирическая журналистика 69-74 гг.Общая характеристика.
В канун и во время Пугачевского восстания возникли пр-я литературного и публицистического хар-ра, вышедшие из народной среды. «Плач холопов»(1767-1769) - плач кр-н о том, какие плохие помещики. «Плач» раскрывает перед читателем ужасающую картину произвола господ и бесправного положения народа в самодержавно-крепостническом гос-ве.
Ж-л Екатерины «В.В.».Черпала мат. Из зап. Журналов. Е. поощряла изд. Др. Журналов, причем издатель мог не открывать своего имени. Принципы «В.В»:1)Никогда не называть слабости пороком»,2)Хранить во всех случаях человеколюбие,3)Не думать, что есть идеальные люди и просить бога о кротости и снисхождении.
«Адская почта» Эммина. Э. сравнивал политику Е. с заигрыванием легкомысленной девицы, которая «всем понравиться хочет». «А.п.» - ежемесячник. Ж-л построен в форме переписки 2-х бесов – Кривого и Хромоногого. В переписке бесов современники улавливали намеки на конкретные события и конкретных лиц русской жизни. Занимательность.
|
|
1769г.«Трутень». Полемика с «В.В.» возникали и др.журналы. наиболее острые: «Т.», «Адская почта», «Смесь». Использовав опыт Сумарокова Новиков и эммин («А.п».) создали новый тип сатир. Жанра, в кот. на смену юмору пришла острая сатира. Журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) - первый частный журнал в России. В ж-ле Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Аблесимов, И. Дмитревский, братья Нарышкины, А. Нартов и др. Очерки, эпиграммы, притчи. Частные журналы обычно носили хар-р, оппозиционный правительству. Ж-л существовал всего 1 год. «Т.п.» открылась посвящением Екатерине Алексеевне, будущей императрице. С. Называл ее «Минервой» и просил покровительства. Оппозиционность правительству Елизаветы и поддержка находящейся в опале Екатерины. Основным было обличение казнокрадства, насилия, злоупотреблений. В журнале сотрудн. Тредиаковский. Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем - усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях С. Полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым и др. Он отстаивает ясность мысли и простоту чувств. Антикрепостнические тенденции («О домостроительстве»). В очерке «Сон. Счастливое общество» Сумароков в форме сна рисует утопическую страну, в кот. законодательство основано на естественном праве, все основано на разуме, монарх заботится прежде всего о пользе подданных. Автор говорит, что он был в «мечтательной стране», которой правит «великий государь», являющийся в то же время «великим человеком». Свои милости он дарует только достойным людям и сурово преследует нарушителей закона. Далее С. Рисует положение духовного и военного сословия, подробно описывает судебный и чиновничий аппарат, лишенный всех обычных для него в России недостатков. Свой очерк С. Заканчивает пожеланием того, чтобы сны такие снились почаще многим, а особенно «наперсникам фортуны».
|
|
В трагедиях наиболее отчетливо проявились политические взгляды Сумарокова. Его тр. должны были показать, каким должен быть истинный просвещенный монарх, возбуждая в дворянах истинное чувство гражданского долга. Стоя в оппозиции Ел. Он быстро понял псевдопросвещенный абсолютизм Е. и пропагандируя просвещ. абсолютизм, разоблачал деспотизм правления монархов. За 28 лет С. Написал 9 трагедий. Первая «Хорев» (1747) - это его первый опыт драматурга - только зарожд. идеи воспитания двор-ства примерами из родной истории. Трагедия обращена к Древней Руси. В трагедии центр. образ - Князь Кий. Его брат Хорев любит Оснельду, дочь Завлоха, изгнанного из Киева Кием. О. отвечает Х. взаимностью. По приказу Кия, желающего проверить преданность Х., посылает его в поход против отца Оснельды. Конфликт между долгом и чувством. Развязка трагична, и повинен в ней Кий, доверившийся доносчику Сталверху.
Наиболее сильно тираноборческие мотивы звучали в тр. «Дмитрий Самозванец» (1771). Более острое социально-политическое звучание, сюжетно-композиционное построение подчинено выяснению проблемы отнош. царской власти к подданным и подданных к этой власти. В центре трагедий - монарх, облеченный властью, его подданных, часто подд. - двое влюбленных, но любовь эта нежелательна, она осуждена законом чести и долга. Обычно в основе трагедийной коллизии - нарушение долга монархом, кот. не может управлять своими страстями и становится тираном по отношению к подданным. Герои делятся на + и -,они раскрываются в основном в своих монологах. «Дмитрий Самозванец». С. заговорил о злодеях на троне. Сюжет почти революционный - второстепенные персонажи произносят речи о правах народа и обязанностях государей. В трагедии звучит тема насильственного свержения тирана народом. Сюжет основывается на недалеком прошлом России, Россия начала 17в. С. Изменяет фактам только в любовной интриге: Ксения – дочь Шуйского и невеста князя Галицкого. Конфликт – в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями. Дм.Сам. нарис. только черной краской, и уже в нач. тр. ощущ. неизбежность кары, кот. должна постичь злодея. Он исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима, он полон жестокости и самодурства. Дм. Открывает в первой сцене Пармену свой замысел: оставить жену и жениться на Ксении. Дм. Не признает законов, считая царску волю выше всяких законов: «Перед царем должна быть истина бессловна, Не истина – царь, - я; закон – монарша власть, А предписание закона царска власть». С. Осуждает Д. за безразличие к народу. Устами Пармена высказ. С. свой взгляд на монархич.правление, заявляя, что личные достоинства являются основными в монархе. В тр. «тирану», «варвару», «злодею» противостоят положительные герои, выражающие свои благородные чувства в отвлеченных рассуждениях. Это Пармен, князь Галицкий, Ксения. Они произносят речи, каким д.б. монарх. Однако свержение тирана восставшим народом (дворянами) означало лишь замену царя-тирана просвещенным монархом.
Одна из наиболее характерных трагедий С. «Синав и Трувор» (1750). Сюжет взят из русской истории, но исторический фон, как и везде, достаточно условен. В центре - князь Синав, кот. смог воцарить благополуч. в Новгороде, его юный брат Трувор, знатный Новгородский боярин Гостомысл и его дочь Ильмена. Основной конфликт – конфликт чувства и долга. С. любит Ильмену, Т. - любит и любим Ильменой. Г. (исполнитель долга в тр.) решает отдать И. за С. в благод. за спасение Новгорода. С. узнает, что И. любит Т. и становится виновником их гибели. Идея трагедии выражена в словах Т., обращенных к брату: «Кто хочет помнить долг, не может бытии злобен, Не забывай его и будь себе подобен… И для того ль, когда граждане здесь спаслись, Мы бремя их от них толь славно отвратили, Чтоб бременем своим мы их отяготили?»
|
|
Тр. Сумарокова имели огромное воспитательное значение. Зрители получали уроки нравственности, внимали высоким словам о долге, благородстве, любви к Родине, учились негодовать против тирании.
2)Журнал Крылова «Зритель» («Похвальная речь в память моему дедушке», «Воинская повесть»).
Иван Андреевич Крылов. «Зритель» (1792) - издание собственной типографии Крылова. Второй редактор - Клушин. + Плавильщиков. Основное место было отведено сатире.
«Похвальная речь в память моему дедушке» - речь связана с некот. Местами «Писем к Фалолею», но в ней К. Достигает еще большего сарказма. Злая сатира на дворянина-крепостника - восторженная похвала истинно «дворянских» добродетелей покойника. Это - ложный панегирик.
Крыловская сатира в «Зрителе» носит еще более резкий социально-политический характер, чем в «Почте духов». Аналогия с Новиковским живописцем.