double arrow

БИЛЕТ№12


Повести Карамзина. Их идейно-художественные особенности.

Николай Михайлович Карамзин(1766-1826). В его произведениях дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение. Признание внесословной ценности человека, внимание к его частной жизни, миру чувств и переживаний - все это, овеянное глубоко гуманным чувством автора, не могло не привлечь читателя, который учился сопереживать, сострадать героям повести К. Он состоял в кружке Новикова и испытывал враждебное отношение к деспотизму, жестокости и невежеству дворян, хотя крепостничество и самодержавие были для него незыблемы.

«Бедная Лиза» (1792). Прекрасная повесть о красивой любви простой крестьянки к барину Эрасту… Прекрасный пейзаж…

«Марфа посадница, или покорение Новгорода».

«Евгений и Юлия».

К. Занимается переводами идиллий и популяризирует Шекспира в России

Наиболее выдающимся деятелем русского сентиментализма был Николай Михайлович Карамзин (1766—1826

Николай Михайлович Карамзин(1766-1826).В его произведениях дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение.Признание внесословной ценности человека,внимание к его частной жизни,миру чувств и переживаний - все это,овеянное глубоко гуманным чувством автора,не могло не привлечь читателя,который учился сопереживать,сострадать героям повести К. Он состоял в кружке Новикова и испытывал враждебное отношение к деспотизму,жестокости и невежеству дворян,хотя крепостничество и самодержавие были для него незыблемы.




«Евгений и Юлия» - первая сентиментальная повесть. Субъективно-идеалистический подход к изображению крестьянского быта. Е. и Ю. любят друг друга и все хорошо,но вдруг «от беспрестанного восторга высочайшей радости» Е. Умирает. Юлия и мать Евгения живут безрадостно и одиноко. К. Занимается переводами идиллий и популяризирует Шекспира в России

Личность автора — благородного и чувствительного человека, писателя-сентименталиста — неизменно присутствует в произведениях Карамзина. В этом отношении особенно примечательны «Письма русского путешественника» (первая часть напечатана в 1791 г.), явившиеся итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 по сентябрь 1790 г.) и надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма Его «Письма» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни западноевропейских стран, описание их исторических и художественных достопримечательностей Карамзина «Бедная Лиза» (1792), с восторгом принятая современниками. В основу ее положен сюжет, широко распространенный в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая судьба соблазненной молодым дворянином чистой душой девушки из крестьянской среды..



1)Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела».

Александр Петрович Сумароков(1718-1777) - самый последовательный из писателей- классицистов, дал теоретическое обоснование классицизма как литер. направления. Был продолжателем и в то же время антагонистом Ломоносова.

Журнал «Трудолюбивая пчела» (1759) - первый частный журнал в России. В ж-ле Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Аблесимов, И. Дмитревский, братья Нарышкины, А. Нартов и др. Очерки, эпиграммы, притчи. Частные журналы обычно носили хар-р, оппозиционный правительству. Ж-л существовал всего 1 год. «Т.п.» открылась посвящением Екатерине Алексеевне, будущей императрице. С. Называл ее «Минервой» и просил покровительства. Оппозиционность правительству Елизаветы и поддержка находящейся в опале Екатерины. Основным было обличение казнокрадства, насилия, злоупотреблений. В журнале сотрудн. Тредиаковский. Если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем - усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях С. Полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым и др. Он отстаивает ясность мысли и простоту чувств. Антикрепостнические тенденции («О домостроительстве»). В очерке «Сон. Счастливое общество» Сумароков в форме сна рисует утопическую страну, в кот. законодательство основано на естественном праве, все основано на разуме, монарх заботится прежде всего о пользе подданных. Автор говорит, что он был в «мечтательной стране», которой правит «великий государь», являющийся в то же время «великим человеком». Свои милости он дарует только достойным людям и сурово преследует нарушителей закона. Далее С. Рисует положение духовного и военного сословия, подробно описывает судебный и чиновничий аппарат, лишенный всех обычных для него в России недостатков. Свой очерк С. Заканчивает пожеланием того, чтобы сны такие снились почаще многим, а особенно «наперсникам фортуны».



2)Особенности сентиментализации Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Повествователь - революционер. Эпиграф к «П.» из «Телемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Таким образом, Радищев определяет главного врага, главную беду России и русского народа – самодержавие и связанное с ним крепостничество. Большинство глав посвящено разоблачению сущности этого «чудища», его жестокости, бесчеловечности, развращающих души людей, разоряющих страну. Писатель рисует картины беззакония и неимоверной эксплуатации, которой подвергаются крестьяне. «Истинное лицо» самодержавия Р. выявляет в сатирическом «сне» (глава «Спасская Полесть»), показывая противозаконность и антинародность любой монархии. (Сон, о том, что он царь. Прозрение монарха – утопия.)

Размышляя над тем, как избавить страну от самодержавия и крепостничества, Р. приходит к выводу, что ни отдельные «гуманные» помещики, ни «бесплодное сочувствие» к порабощенным крестьянам не могут изменить ситуацию. Положение настолько тяжело, что «свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». Р. пишет о праве чела на борьбу за свою свободу, о неизбежности народной революции. Народ, крестьяне - главная движущая сила истории. И они – не вызывающие жалость «жертвы», а люди высоких моральных качеств, талантливые, с чувством собственного достоинства. Образы крестьян контрастны образам помещиков. Нравственную чистоту и физическое здоровье людей из народа Р. противопоставляет моральной и физической деградации дворян, и этот худ. прием тоже служит задаче разоблачения «чудища».

Говоря о русском нац. Хар-ре, писатель подчеркивает не «покорность», которая так ценилась офиц. Властями, а порывистость, отвагу, невоплощенные таланты и возможности народа. Р. уверен, что, когда изменятся обстоятельства жизни народа, из его рядов выйдет много талантливых людей, которые окажут большое влияние на «историю российскую». Поэтому логическим завершением «Путешествия…» является «Слово о Ломоносове», где выражается уверенность автора в великом будущем России. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации.

«Любани». Встречает крестьянина, пашущего в воскресенье.

Глава «Спасская Полесть». Дождь. Забегает в один из домов, обсохнуть. Засыпает. Слышит чьи-то голоса. Потом видит сон.

«Зайцово». На почтовом дворе встретил старого приятеля Г. Крестьянкина. «… Я видел, что закон судит о деяниях, не касаяся причин, оные производивших…» Г.К. рассказал историю о Г. асессоре.

«Едрово». Встретил очень хорошую, добропорядочную, юную девушку лет 17-20. Анютушку.

«Хотилов». Проект в будущем. Размышления.

«Городня». Въезжая в деревню слышит вопли жен, детей и старцев. Причина рыдания – рекрутский набор. «Вольные люди, ничего не преступившие, в оковах, продаются как скоты! О законы! Премудрость ваша часто бывает только в вашем слоге!» Автор взрывается: «…в рекруты продавать людей запрещается; что крестьяне людей покупать не могут, что вам от барина дана отпускная и что вас покупщики хотят приписать в свою волость будто по вашей воле.»

«Торжок» «Краткое повествование о происхождении цензуры». Цензура вводится правителями от страха., т.к. вдруг все всё поймут и «истукан падет». Р. также обличает помещиков- крепостников: «Медное» - сцена продажи крестьян – варварский обычай. Среди них: старик лет 75, старуха 80, жена его, вдова 40 лет, молодица 18 лет, дочь ее и внучка стариков, на руках у нее младенец, сын господина, венчанный ее муж лет 25, в кармане у него нож, в глазах мщение и зверство.

«Тверь» - отрывки из оды «Вольность» (1781-1783)

В главе «Вышний Волочок» путешественник призывает народ к восстанию. Начало повествования: «Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов…» Благополучие. Но многие работают не на себя (земледелатели). Человек корысти ради своей забывает человеческое. Р. возмущается: «Варвар! Не достоин ты носить имя гражданина. Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются на равнее с волом, определенным тяжкую вздирати борозду?»

Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.







Сейчас читают про: