Трёхкомпонентная теория любви Роберта Стернберга

1)Интимность – чувство психологической близости, проявляется в искренней симпатии к другому человеку, в стремлении поддерживать его, сделать его жизнь лучше, в общности интересов и занятий.

2)Страсть – вид возбуждения, приводящий к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Мотивация ещё в потребности в самоуважении, принадлежать кому-либо и получить поддержку.

3)Решение – обязательство – принимается решение: я люблю и беру обязательство сохранять любовь.

В таблице 5 приведена характеристика видов любви по Р. Стернбергу.

Таблица 5

Характеристика видов любви по Р. Стернбергу

Виды любви Интимность, близость Страсть Решение - обязательство
Симпатия (братья, сёстры) + - -
Страстная любовь - + -
Придуманная любовь - - +
Романтическая любовь + + -
Любовь – товарищество + - +
Слепая любовь - + +
Совершенная любовь + + +

Большинство реальных любовных отношений попадает в промежутки между этими категориями.

Результаты психологических исследований (612 женщин и 365 мужчин):

1)В счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75, 10% вышли замуж по любви; 13,88% - по симпатии; 2,86% - стремясь избавиться от одиночества; 1,63% - на фоне кратковременного увлечения.

2)В неудачных браках состояли женщины, из которых 27% вышли замуж по любви; 17% - по симпатии; 12,93%- стремясь избавиться от одиночества; 1,63 – на фоне кратковременного увлечения.

3)В счастливых браках состояли мужчины, из которых 62,80% женились по любви.

4)В неудачных браках состояли мужчины, из которых 17,74% женились по любви.

Многие виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной работы. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства. Они позволяют человеку преодолевать трудности, поддерживают его стремления к поиску истины. Они являются причиной поразительной работоспособности у некоторых учёных. Интеллектуальные чувства способствуют развитию учебных интересов и повышению эффективности учебной деятельности учащихся.

Эстетические чувства – это эмоциональное стремление человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (Маклаков А.Г.); это чувства, которые человек испытывает при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве (восхищение природой и др.) (МГПУ). Человек испытывает эстетическое наслаждение, воспринимая красоту природы, произведений искусства, других людей, чувствуя гармонию линий и цветов, слов и звуков. Эстетические чувства обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие и колорит. Они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Эстетические чувства детей воспитываются через их приобщение к природе, совместное любование природой: лесом, рекой, солнцем, каждой травинкой. С ранних лет детям полезно заниматься рисованием, музыкой, танцами и другими видами художественной деятельности, постигая законы красоты и гармонии.

Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (явление катарсиса). Катарсис (англ.) – энергия, затраченная на представление понятий, идей, образов, символов. Первоначально понятие катарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внутреннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных трагедий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. В настоящее время катарсис понимается как соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии (Гамезо М.В.).

Практические чувства (трудолюбие и др.) способствуют достижению целей трудовой деятельности и формированию отношения к труду как к ценности. Если человек воспринимает труд как каторгу, это влияет на его общее мироощущение, препятствует развитию и самореализации личности.

Деление чувств является условным. Чаще всего имеет место сплав чувств, с преобладанием какого-либо. Например, у художника преобладают эстетические чувства, у учёного – интеллектуальные и т.д.

Страсти

Страсти – это абсолютно доминирующие чувства, которые захватывают человека и овладевают им; это, как правило, сильно выраженное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающееся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом (Гамезо М.В.); это сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета; это сильные, стойкие, длительные эмоции, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти (МГПУ); сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека (Рогов Е.И.).

Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же как и аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличие от аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния. Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в течение всей жизни. Одних страсть делает сильными, способными на достижение великих целей, а других подчиняет себе, побуждает к безнравственным, а иногда и преступным действиям. Это зависит от направленности личности. (Подвижническая жизнь матери Терезы – пример страстного стремления служить людям. Одна, но пламенная страсть к свободе определила жизнь и судьбу Мцыри. Страсть Плюшкина к накопительству, Германа из «Пиковой дамы» А.С. Пушкина к игре – примеры тёмных человеческих страстей.)

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, представлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Всё остальное кажется второстепенным, не имеющим значения, и нередко просто упускается из виду и забывается. Учёные, страстно работающие над открытием, не придавали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду.

Справиться со своей страстью так же трудно, как и с аффектом. Страсти подвластны только сильным, волевым людям. Важную роль в управлении страстями играет осознание своих главных жизненных целей и ценностей и соотнесение с ними конкретной ценности предмета.

Эмоции бывают:

положительные и отрицательные;

приятные и неприятные;

смешанные: удовольствие от страха в комнате ужасов или при катании на американских горках; переживание неразделённой любви и др.;

стенические (повышающие активность и вызывающие прилив энергии подъём);

астенические (вызывающие упадок сил, нежелание действовать).

Свойства и закономерности эмоций и чувств

Обычно человек переживает либо положительные, либо отрицательные эмоции. Однако возможна и амбивалентность – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали) (Гамезо М.В.).

Эмоции оказывают влияние на формирование личности, превращаясь в её эмоциональные свойства.

Эмоциональная возбудимость – эмоциональная готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Проявляется в раздражительности и вспыльчивости.

Эмоциональная глубина – интенсивность переживаний, сила эмоций.

Эмоциональная лабильность - характеризуется тем, что человек, быстро реагирует на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и входит в другие.

Эмоциональная ригидность – отличается косностью эмоций, их стабильностью.

Экспрессивность – значительная выраженность эмоций через мимику, жесты, голос, двигательные реакции.

Эмоциональная отзывчивость – восприимчивость, чувствительность.

Эмоциональная устойчивость – характеризуется эмоциональной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, отсутствием реакции на эмоциогенные раздражители. Зависит как от психофизиологических (свойств нервной системы), так и от психологических факторов (механизмов саморегуляции и контроля поведения, которые формируются в процессе воспитания и самовоспитания личности) (Гамезо М.В.).

Нарушения эмоциональной сферы:

Аффективная возбудимость – склонность к чрезмерно лёгкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине.

Аффективная слабость – чрезмерная эмоциональная чувствительность ко всем внешним раздражителям (разновидность – гневливость).

Аффективная вялость – аффективная инертность, ригидность в сочетании со склонностью к «застреванию» прежде всего на неприятных переживаниях. Может сопровождаться патологической злопамятностью.

Аффективная истощаемость – характеризуется кратковременностью ярких эмоциональных проявлений, после которых наступают слабость и безразличие (Гамезо М.В.).

Развитие эмоций и чувств

С первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зрячих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях.

Новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте – радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики идёт вместе с развитием психики, начиная с младенческого возраста, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторяющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся во внешний облик лица.

Эмоциональное развитие идёт от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Меняются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у 3-х месячного младенца, в то время как 13-месячный ребёнок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обрадоваться.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. В исследованиях обнаружено, что с возрастом возрастает контроль над отрицательными эмоциями, а в отношении положительных эмоций контроль остаётся неизменным.

С увеличением возраста улучшается распознание эмоций по выражению лица. В 11-13 лет имеет место временная регрессия в распознании эмоций.

На протяжении школьного возраста меняется тревожность: в младшем школьном возрасте – относительная стабильность; в старшем подростковом (8-9 классы) – резкий всплеск; в 10 классе уровень тревоги резко падает; перед выпуском из школы – резко возрастает.

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи (Гамезо М.В.).

Полная открытость чувств для других людей присуща только детям. По мере взросления они начинают заботиться о неприкосновенности своих внутренних переживаний и овладевают умением сдерживать их внешние проявления. Эмоционально неустойчивые школьники обычно показывают более низкие результаты на экзамене. Эмоциональная устойчивость – необходимое условие успешного осуществления многих видов профессиональной деятельности (МГПУ).

Индивидуальные особенности эмоций и чувств

Люди отличаются друг от друга как в переживаниях и проявлениях отдельных эмоций, так и в сформировавшихся эмоциональных свойствах личности.

В онтогенезе происходит формирование устойчивых комплексов эмоциональных свойств, которые обусловливают эмоциональность личности в целом. Эмоциональность – это интегративное свойство личности, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств. Проявляется в знаке и модальности доминирующих эмоций, в особенностях их возникновения и внешнего проявления, в готовности и умении открыть другим людям мир своих переживаний, эмоциональной устойчивости и характере эмоционального самочувствия и др. (МГПУ).

Форма и употребление выразительных движений определяются сложившейся системой отношений в обществе, которое контролирует их проявление. Например, южане более эмоциональны, а северяне – более сдержанны и др. Выразительные движения помогают нам передать окружающим наше эмоциональное состояние и тем самым облегчают общение.

Человеку, находящемуся в состоянии депрессии, вызванному трагическими обстоятельствами, болезнью или тяжёлой утратой, необходима помощь: дать возможность человеку выговориться, сопереживать вместе с ним, способствовать формированию новой жизненной перспективы и новых смыслов.

Сдержанное эмоциональное поведение является характерным для интровертов, следствием воспитания, дефицита общения, мужчины более сдержанны в отличие от женщин.

Неумение и нежелание раскрывать свои чувства нередко создаёт трудности в общении, препятствует конструктивному разрешению конфликтов. Теплота отношений, дружба, любовь помогают человеку преодолеть барьер сдержанности, замкнутости. В тренинги развития коммуникативной компетентности, например, включены специальные упражнения, развивающие умения анализировать свои эмоции и чувства и адекватно использовать их в общении.

В основе механизмов саморегуляции и контроля поведения лежит сложная и неоднозначная взаимосвязь эмоций и мышления (Л.С. Выготский). С одной стороны, осмысление своих эмоций приводит к их ослаблению или даже разрушению. С другой стороны, эмоции и мышление функционируют в человеческом сознании как единое целое. В этом заключается сформулированный Л.С. Выготским принцип единства аффекта и интеллекта в структуре поведения и деятельности человека. Решение о том или ином действии принимается человеком в процессе тщательного взвешивания всех обстоятельств и мотивов. Когда действия и поступки осуществляются только на основе доводов разума, они менее успешны, чем в том случае, когда подкреплены эмоциями. Обычно конкретный акт поведения начинается и завершается эмоциональной оценкой ситуации и принятого решения, но мысль при этом доминирует.

Если человек не в состоянии осознать и осмыслить свои эмоции, он не может обрести над ними власть. В этом случае верх над интеллектом берёт эмоциональность, следствием чего могут быть принятие импульсивных решений, или различные формы неадекватного поведения: несдержанность, агрессивность, повышенная тревожность, беспричинное веселье и т.п. Особенно в критических ситуациях: конфликт, дефицит времени, свермотивация деятельности.

Эмоциональная устойчивость является профессионально значимым качеством педагога. Работа педагога отличается высокой динамичностью, напряжённостью, обилием конфликтных ситуаций, многообразием проблем, требующих быстрых и нетривиальных решений. При этом важно, чтобы педагог умел грамотно справляться с возникающими эмоциями и аффектами, не поддавался чувствам раздражения, обиды, антипатии. В психологическом облике педагога важны такие эмоциональные качества, как спокойствие, рассудительность, сдерживание импульсивных реакций, способность к контролю своего эмоционального состояния (МГПУ).

Следует различать раздражительность и распущенность (Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений). Раздражительность – физиологическое состояние, непроизвольность вспышек нетерпимости; почти неизбежно накапливается. Человек осознаёт несдержанность как недостаток. Распущенность – психологическая ориентация, личностный принцип. Человек не истощён, его душевное равновесие не подорвано. Он считает свою несдержанность нормой поведения. Распущенность оправдать нельзя.

Т.о., воспитание культуры эмоций и чувств учащихся – важное направление в общей воспитательной работе семьи и школы, является актуальной задачей литературы, искусства, средств массовой информации. Неумение управлять своими эмоциями нарушает межличностные взаимодействия человека с другими людьми, не позволяет адекватно строить производственные, семейные, дружеские отношения, становится препятствием для выбора и успешного овладения многими профессиями. Гармоничное развитие эмоциональной сферы необходимо каждому человеку для полноценной жизни в обществе, адекватного отношения к другим людям и самому себе, для сохранения своего здоровья. В эмоциях объективно переживаются, становятся внутренним событием отношения человека к миру и к самому себе.

Личность существует, функционирует и развивается во взаимодействиях, общении, в отношениях с другими людьми. Эти отношения закладываются в направленности личности, выражаются в её характере, а переживаются в эмоциях, т.е. становятся для личности некоторым субъективно отмеченным фактом её психической жизни, поэтому эмоции и чувства по определению взаимодействуют со всей психикой человека. Они пересекаются с деятельностью, потребностями, способностями, сознанием и самосознанием, темпераментом, характером, психическим опытом, речью, с познавательной, оценочной, волевой и регуляторной сферами психики человека.

Способы и приёмы регуляции эмоций

В технологически развитом обществе игнорируется и нивелируется роль эмоций в регуляции деятельности человека, что приводит к утрате умения конструктивно переживать их и к нарушению психического и соматического здоровья личности.

В обыденном сознании эмоции рассматриваются как явление, нарушающее успешное функционирование человека в мире конкуренции, поэтому большинством людей и популярной литературой активно навязываются способы их подавления и вытеснения.

Однако психологическая теория и практика убеждают нас в том, что осознанные и реализованные эмоции способствуют развитию личности и наиболее полному раскрытию её потенциала.

Проблема регуляции эмоциональной сферы в психологической литературе достаточно широко освещена, но сведения о способах, техниках и приёмах регуляции эмоциональных состояний имеют разбросанный и несистематизированный характер (Саенко Ю.В. Техники и приёмы регуляции эмоций. Вопросы психологии № 3, 2010 г.).

Вопросами регуляции и управления эмоциями занимались такие учёные, как З.Фрейд и А. Фрейд (защитные механизмы); А. Адлер, Р. Бэндлер и Д. Гриндер (когнитивные методы преодоления неблагоприятных эмоций); Дж. Вольпе, Т.Г. Стэмпфл и др. (поведенческая терапия страха); Э. Фромм, К. Роджерс, Э. Шостром, Е. Мелибруда, Р.Т.Байярд и Д. Байярд, Е.В. Сидоренко (осознание, открытое переживание, вербализация эмоций); А. Лоуен, К. Рудестам (эмоциональное отреагирование в телесно-ориентированной и танцевально-двигательной терапии); Р. Лазарус и С.Фолкман, Р. Моос и Дж. Шеффер, Р. Фэйбс и Н. Эйзенберг, Л.И. Анцыферова, Ф.Б. Березин, Р.М. Грановская, И.М. Николькая, Д. Либин и А. Либина (стратегия совладания со стрессом); Г. Селье, Б.Колодзин (преодоление дистресса); И. Ялом, Р. Мэй, Г. Фейфел, Р. Коннор (преодоление страха смерти, вины, тревоги); Л. Берг-Кросс (преодоление гнева, тревоги, печали в супружеских отношениях); К. Изард, Э. Гельгорн, М.М. Бахтин (взаиморегуляция эмоций); И.П. Павлов, И. Шульц, Э. Джекобсон, Э. Куэ, Р. Деметер (физические упражнения, аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, самовнушение, дыхательные упражнения как регуляция эмоционального напряжения); Дж. Альтшуллер, Л.С. Брусиловский (музыкальная терапия эмоциональных расстройств); П. Сэловей, Д. Мэйер, Д. Карузо, П. Лафренье, Е.П. Ильин, И.А. Переверзева, Е.И. Головаха и Н.В. Панина (регуляция, управление эмоциями); К. Хорни, В. Бройтигам, У. Эрхардт, Ш. Бурн, А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян, И.Г. Малкина – Пых (последствия деструктивного контроля эмоций).

Не только в обыденном сознании, но нередко и в прикладной психологии регуляция эмоциональной сферы понимается как её контроль и торможение: тщательное утаивание истинных чувств, запрет на их открытое выражение, сохранение в любых ситуациях невозмутимости и спокойствия, маскировка действительно испытываемых эмоций с целью избежать отвержение окружающими. В противоположность вышеназванному стереотипному представлению Ю.В. Саенко считает, что регуляция эмоций – это осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют, и предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными не нарушающими интересы, права и свободы других людей способами. Регуляция эмоций понимается как трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельностей и общения.

Классификаций способов регуляции эмоций существует немного.

В Практикуме по психологии состояний под редакцией А.О. Прохорова (2004 г.) приводятся следующие методы управления психическим состоянием:

ü применение психофармакологических средств;

ü слушание функциональной музыки;

ü чтение художественной литературы;

ü трудотерапия;

ü имитационные игры (ролевые, деловые);

ü нервно-мышечная релаксация (НМР); метод НМР представляет собой систему упражнений по произвольному попеременному напряжению и расслаблению различных групп поперечнополосатых мышц. Снятие напряжения в задействованной мышечной группе, усиление кровенаполнения сосудов в данной области приводит к возникновению ощущения тепла и тяжести; мышечная релаксация вызывает релаксацию психологическую (упражнения «Поза покоя», «Кинг-Конг», «Вверх по радуге» и др.);

ü аутогенная тренировка (АТ) (нем. психиатр и психотерапевт И.Г. Шульц) (упражнения «Прощение» и «Освобождение» Луизы Хэй, «Открытая система» и др.);

ü идеомоторная тренировка (ИТ);

ü сенсорная репродукция (СР) (метод образных представлений): вызывание мысленных образов направлено прежде всего не на тренировку воображения, а на формирование требуемых состояний: расслабления или активизации (упражнения «Убежище», «Путешествие», «Маяк», «Место покоя», «Вверх по радуге» и др.).

Так К. Изард выделяет следующие:

а) взаимодействие эмоций – сознательная активизация другой эмоции, противоположной переживаемой, с целью подавления, снижения её интенсивности;

б) когнитивная регуляция – использование внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над ней;

в) моторная регуляция – усиление физической активности, снижающей интенсивность эмоционального переживания.

Р. Лазарус и С. Фолкман делят совладающее поведение как способность преодолевать угрозы и сохранять эмоциональное равновесие на проблемно-сфокусированный копинг (изменение внешнего мира, управление стрессором) и эмоционально-сфокусированный копинг (изменение отношения к проблеме, мыслей, намерений, эмоций, если проблема не решается).

Л.И. Анцыферова разделяет способы регуляции эмоций на:

а)преобразующие ( когнитивная подготовка к решению проблемы, предполагающая, что практические действия могут быть заменены вербальными);

б)приспособительные ( позитивное истолкование тяжёлых переживаний);

в)вспомогательные ( уход из трудной ситуации) и др.

Ю.В. Саенко выделяет следующие способы регуляции эмоций:

1)эмоциональное отреагирование;

2)эмоциональная трансформация;

3)эмоциональное подавление.

Критерии:

1)удовлетворение – неудовлетворение значимой потребности;

2)решение – не решение проблемы как источника неудовлетворения потребности;

3)отреагирование – неотреагирование эмоции.

При эмоциональном отреагировании эмоция осознаётся и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых человек переходит к решению проблемы. Разрядка эмоций происходит физически или вербально. В любом случае проблема, породившая эмоцию, решается и потребность удовлетворяется. (Самый оптимальный способ).

При эмоциональной трансформации происходит изменение внутреннего мира за счёт конструктивного переструктурирования эмоций. Нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме, к эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остаётся неудовлетворённой и разрядки эмоционального напряжения не происходит. Потребность удовлетворяется иллюзорно, фактически оставаясь фрустрированной, а эмоциональное переживание изменяется в отрыве от породившей его причины – неразрешённой проблемы. Эмоциональная трансформация осуществляется в ситуациях, когда решение проблемы от человека не зависит (менее оптимальный способ).

При эмоциональном подавлении происходит изменение психического состояния за счёт неконструктивного вытеснения эмоций (неоптимальный способ). Эмоция не «отреагируется», а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Как следствие подавленные эмоции аккумулируются и могут привести к деструктивным формам разрядки, которые направлены либо на себя (психосоматические заболевания, аддикции), либо на других людей (агрессия, аффекты). Частично энергия, мобилизованная первичной эмоцией, может найти выход в косвенной психической активности – спорте, физическом труде; при этом сама эмоция, порожденная проблемой, не осознается и проблема объективно остается нерешенной, а потребность неудовлетворенной.

Происходит отказ от собственных эмоций, игнорирование их оценочной и активационной функций. Эмоциональное подавление чаще встречается, когда человек может решить проблему, но отказывается от этого, чем когда проблема объективно неразрешима.

Приемы эмоционального подавления отвлекают от решения проблемы, переключают сознание на другую активность, «загоняют» эмоцию «вглубь». Но в пользу эмоционального подавления существует и положительный аргумент: этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для последующего изменения установок и решения проблем. Знание о том, что человек может хотя бы частично управлять своими чувствами, само по себе способно дать человеку ощущение самоконтроля, переживание чувства завершенности и благополучия.

Техники и приёмы регуляции эмоций

(по Саенко Ю.В.)

I. Эмоциональное отреагирование ( 6 техник и приёмов):

1. Решение проблемы – поиск выхода из критической ситуации, выработка плана действий и его осуществление в виде конкретных активных действий, направленных на преодоление стрессора.

2. Арт - терапия, использующая восприятие и создание художественных произведений и включающая:

1. Музыкотерапию,

2. Библиотерапию,

3. Сказкотерапию,

4. Терапию изобразительным искусством,

5. Кинотерапию,

6. Танцевальную терапию и др.

Человек идентифицирует себя с героями художественного произведения, эмоциональными переживаниями героев или автора, сопереживает им и тем самым достигает эмоционального отреагирования. Подобное отождествление помогает осознать свои эмоции, понять их причины и обнаружить конструктивные способы разрешения проблемы, породившей нежелательные чувства и эмоции.

Арт - терапия позволяет дать конструктивный выход отрицательным эмоциям, выразить, объяснить и переработать подавленные переживания, говорить о своих чувствах с другими людьми. Поэтому художественное произведение (книга, музыка, фильм) подбирается в соответствии с актуальным эмоциональным состоянием человека, прибегающего к помощи арт-терапии.

При пассивной форме арт - терапии воспринимаются и интерпретируются художественные произведения, созданные другими людьми, а при активной – продукты творчества создаются самим субъектом.

3. Плач, в котором естественным образом выражаются печаль и горе. Если человек постоянно запрещает себе плакать и рыдать, сдерживая себя посредством произвольного сокращения диафрагмы, он не освобождается от своей печали, не может покончить с ней. 15 минут плача хватает, чтобы разрядить избыточное напряжение. При этом плач не должен быть чрезмерным, т.е. мешать общению с окружающими. В последнем случае необходимо научиться контролировать себя, отвлекаться и, самое главное, установить лимит времени для слез.

4. Осознание и переживание эмоций. Понимание своих чувств помогает человеку осознавать свои потребности и решать возникающие проблемы. Чтобы избавиться от нежелательных чувств, нужно принять их, выразить и тем самым разрядить.

Это может произойти при:

· осознании телесных ощущений, поз, мышечных напряжений, выражения лица;

· посещении художественной галереи с последовательным сосредоточением на каждой картине и вызываемой ею эмоции;

· завершении неоконченных дел и осознании избегаемых эмоций, которые воспринимаются как нежелательные. Незавершенность старых переживаний препятствует инициации новой деятельности. Поэтому необходимо завершить эти болезненные эпизоды, повторно переживая их в воображении. Эмоциональную ситуацию следует воспроизвести несколько раз, пока старые чувства не будут изжиты;

· переживании скуки для осознания своих вытесненных потребностей. Следует осознать скуку как результат утраты интереса к явлениям внешнего мира и табуирования эмоциональных переживаний и видов деятельности, считающихся нежелательными. Освобождение от скуки предполагает осуществление интересных дел. Подлинные интересы и вытесненные потребности можно обнаружить с помощью анализа грез и фантазий. Необходимо признать неинтересную, но обязательную для выполнения деятельность таковой и найти в ней интересные моменты и дополнительные смыслы.

5. Вербализация эмоций. Проговаривание, описание вслух или письменно своих эмоциональных переживаний и вызвавших их причин в общении с другим человеком, группой людей или самим собой. Будучи выражены в слове и оказавшись объектом пристального наблюдения, негативные чувства имеют свойство ослабевать и исчезать. Вербализация эмоций означает, что выражение чувств не указывает на факты, связанные с другим человеком, и не обвиняет его, что вызывает протест у второй стороны, а констатирует факт наличия некоего эмоционального состояния, существующего само по себе, которое невозможно отрицать. Выражение своих истинных чувств в ситуации, где они возникли, способствует исчезновению защитных реакций, пониманию и принятию чувств и мыслей других людей, принятию их автономности и функциональности. Проговаривание эмоций содействует ослаблению аффективного пресса на осмысление актуально существующей проблемы и освобождению мыслительных процессов, направленных на поиск способов её решения.

Техники и приемы вербализации эмоций:

a) Последовательное воспроизведение эмоциогенной ситуации в воображении и проговаривание всех возникающих при этом мыслей вслух;

b) Техника «пустые стулья»:

Человек ведёт условный диалог с собственными эмоциональными переживаниями, которые представляет воображаемым собеседником на пустом стуле. Он поочередно выступает то от имени собственной позиции, то от имени своего чувства. Стулья позволяют дать выход эмоциям, их можно толкать, бить, обнимать, пинать. Клиент может представить сидящим на пустом стуле значимого для себя партнера, которому необходимо рассказать, какие чувства испытывает он по поводу трудностей, ссор, возникающих в их отношениях;

c) Техника «Я - сообщение»:

Сообщение партнеру начинается с местоимений «я», «мне», «меня», далее называются испытываемые эмоции, описывается поступок партнера, способствующий появлению названных эмоций, и, наконец, в позитивной форме (утверждения) перечисляются просьбы, пожелания или требования к партнеру. Если просьбы и требования не выполняются, назначаются и затем реализуются санкции, которые должны быть реалистичными и значимыми для партнера.

Существуют следующие приемы описания своих эмоциональных переживаний:

ü называние собственных чувств («мне грустно»);

ü употребление сравнений и метафор («я чувствую себя как загнанная лошадь»);

ü описание своего физического состояния, возникшего под влиянием эмоциональных переживаний («у меня сдавило горло и перехватило дыхание»);

ü обозначение возможных действий, к которым побуждают переживаемые чувства («мне хочется танцевать и кричать во весь голос»);

d) Написание писем, стихов, рассказов.

Техника «Письмо любви» (Д. Грей) предназначена для конструктивного выражения и снижения интенсивности гнева, страха, печали и вины в супружеских отношениях и тем самым создания условий для переживания любви. В любовном послании супругу рекомендуется в нескольких предложениях (на каждую эмоцию) выразить в отдельности сначала гнев, потом грусть, затем страх и вину и, наконец, любовь. В постскриптуме сообщается о своих потребностях и ожидаемых действиях партнера. Затем нужно самому же ответить на своё письмо;

e) Техника дебрифинга, предназначена для эффективного выражения отрицательных эмоций, возникающих в супружеских отношениях и внесемейных межличностных отношениях. Дебрифинг предполагает ежедневное общение партнеров друг с другом, в ходе которого они обсуждают важные для них вопросы, в том числе интимные. В ходе такой беседы каждый партнер рассказывает о том, что произошло за день. Для осуществления дебрифинга партнерам необходимо выделит время на то, чтобы вспомнить и обсудить друг с другом испытания, неудачи, а также радости, которые были в течение дня. Продолжительность дебрифинга может варьироваться от 1 минуты до часа и более, но в основном такой разговор продолжается в течение 15-30 минут (Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. - М: Издательство института психотерапии, 2004).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: