Специфические признаки воли

Общее определение понятия

Что такое воля? Приведем несколько бесспорных примеров произвольного по­ведения с тем, чтобы выяснить, что может быть сочтено специфической особеннос­тью воли.

1. Спишь в холодной комнате. Проснувшись утром, видишь, что время вставать. Вставать не хочется, но уже опаздываешь. Приходится сделать над собой усилие и встать. Таким образом, для преодоления естественной лени потребовался определенный акт воли.

2. Очень хочется курить, но, решив отказаться от этой привычки, сдерживаешь себя и не закуриваешь.

3. Допустим, в процессе написания книги в одном месте я должен высказать мысль, в корне противоречащую в основном моим прежним взглядам, не раз высказанным мною публично. Возникает вопрос: высказать эту новую мысль или нет? Высказав ее, тем самым публично признаешь, что ошибался, а твои оппоненты были правы; скрыв свои новые взгляды, изменишь основному принципу, согласно которому в науке главное — истина, а не ложное самолюбие. В конце концов, воп­рос решается в пользу объективной истины. Безусловно, что и на сей раз не обо­шлось без помощи воли.

4. Когда нам нужно что-либо сделать, скажем, написать какую-то статью, мы предварительно составляем план: какого вопроса следует коснуться в начале, о чем говорить дальше и как приблизиться к конечному вопросу. Разумеется, решение каждого из этих вопросов требует волевых актов, и, в конце концов, мы разрабатываем вполне определенный план работы. Однако после этого вновь нужен особый волевой акт, что­ бы начать писать статью, то есть приступить к выполнению выработанного плана.

Во-первых, прежде всего, следует отме­тить, что субъект и его поведение, его деятельность противостоят друг другу. Субъект дан не в деятельности, а вне нее, то есть себя мы переживаем отдельно, а свои дей­ствия — курение, вставание с постели, служение объективной истине, свой план — совершенно отдельно. Ведь мы еще не действуем, а всего лишь ставим вопрос, как действовать! Во всех этих случаях и наше Я, и наши возможные действия даны как бы извне, мы рассуждаем и думаем о них, как о чем-то объективно существующем.

Таким образом, как видим, для всех случаев воли характерна объективация собственного Я и возможного поведения.

Второй, не менее характерный для воли момент проявляется в своеобразии пе­реживания поведения и Я. В настоящем самого поведения еще нет, оно развернется лишь в будущем, то есть, оно осуществляется не сейчас, а лишь будет осуществляться впоследствии; стало быть, оно переживается как феномен будущего, а не настоящего. Во всех приведенных выше примерах процесс протекает следующим образом: до осуществления определенного поведения — вставания с постели, отказа от курения, объективного изложения своих взглядов — мы обдумываем, следует ли сделать это.

Следовательно, для воли характерно то, что она касается не протекающего в настоящем поведения, а предстоящей в будущем деятельности. Воля устремлена в будущее, являясь, если употребить термин В. Штерна, проспективным актом.

Третье. Что касается переживания Я, то оно в случае воли занимает совершенно осо­бое место. Во всех рассмотренных примерах Я переживается в качестве единственного источника всякого волевого поведения, единственной силы, всецело предопределя­ющей то, что произойдет, какой будет деятельность: встану ли я или буду нежиться в постели, закурю ли или вовсе брошу курить; одним словом, то, как я поступлю, зависит только от меня, причина заключена во мне самом. Стало быть, воля пережи­вается как активность Я, иначе говоря, в волевых актах Я переживается как актив­ное, действующее начало.

Иллюстрация. Сопоставив теперь волевое поведение с импульсивным, тотчас же увидим, сколь велика разница между ними. Скажем, я почувствовал жажду. Иду, беру в руки графин с водой, наливаю ее в стакан и пью. Все это происходит так, что субъект (Я), объект (посуда, вода) и поведение (подошел, налил, выпил) включены в еди­ный целостный процесс, не переживаясь вне этого процесса и в отдельности; здесь нет ни объективации Я, ни объективации поведения. Кроме этого, здесь поведение протекает в настоящем, оно актуально, происходит сейчас, и говорить о будущем в данном случае совершенно неуместно. Наконец, поведение — налил воду, выпил — переживается так, будто оно происходит само по себе; во всяком случае, субъект обычно вовсе не чувствует, что для осуществления деятельности ему потребовалось проявить особую активность: источником поведения переживается скорее потребность, нежели активность Я.

Комментарий (М.Б). Воля и неволя (несвобода), вольному – воля, сила и свобода воли.

Четвертое. С отмеченным обстоятельством связан один исключительно важный момент, существенно отличающий друг от друга акты импульсивного и волевого поведения. В случае импульсивного поведения, как мы это только что отметили, в качестве ос­новного источника выступает потребность: при возникновении потребности (жаж­ды) субъект тотчас же обращается к надлежащему поведению (идет и пьет воду); импульсивное поведение начинается с импульса потребности, завершаясь актом ее удовлетворения, то есть актом потребления. Совсем иначе обстоит дело в случае во­левого поведения. В приведенных выше примерах волевого поведения отношение между актуальной потребностью и окончательной деятельностью носит иной харак­тер, чем в случае импульсивного поведения. У субъекта и здесь имеется какая-либо актуальная потребность, однако его поведение никогда не подчиняется импульсу данной потребности — субъект делает не то, что ему хочется, а нечто другое: в пер­вом случае ему хочется полежать, но он встает, во втором — хочется курить, но он воздерживается.

Одним словом, в случае волевого поведения источником деятельности или поведения является не импульс актуальной потребности, а нечто совсем иное, иногда даже противоречащее этому импульсу.

Таким образом, еще одним специфичным признаком воли является то, что она никогда не представляет собой реализацию актуального импульса; следователь­но, необходимую для осуществления деятельности энергию она всегда заимствует из другого источника. Данный признак воли заслуживает особого внимания. Можно ска­зать, что суть проблемы воли состоит именно в этой ее особенности, и психологии воли, прежде всего, долженствует выяснить, из какого источника воля черпает необходимую энергию. Ниже мы специально коснемся этого вопроса, но прежде необхо­димо отметить одно обстоятельство.

Актуальная потребность и воля. Дело в том, что нередки случаи, когда человек произвольно обращается именно к тому поведению, к которому стремится и импульс актуальной потребно­сти. Например, человек испытывает жажду. Импульс его актуальной потребности влечет его к воде. Но он не подчиняется этому импульсу, раздумывая, можно ли пить воду в этих условиях. Наконец, решив, что «вода ведь минеральная, и пить ее не вредно, а даже полезно», пьет ее. Как видим, казалось бы, здесь речь идет имен­но о волевом поведении. Однако, с другой стороны, ведь субъект все же пьет воду, то есть удовлетворяет свою актуальную потребность! Следовательно, оказывается, что вовсе не обязательно, чтобы воля противостояла импульсу актуальной потреб­ности, черпая необходимую энергию непременно из другого источника. Но, вник­нув глубже в суть дела, можно убедиться, что и здесь актуальную потребность нельзя считать силой, направляющей поведение.

Правда, субъект хочет пить, это — его актуальная потребность, и после неко­торых колебаний он пьет воду, то есть удовлетворяет свою потребность. Но в действи­тельности акт питья воды вызван не только жаждой как таковой. Нет, субъект при­бегает к этому акту — пьет воду — лишь вспомнив, что минеральная вода полезна. Не будь это так, жажда осталась бы неутоленной, поскольку субъект отказался бы от воды. Так что главное не то, выпьет субъект, испытывающий жажду, воду или нет, а то, чем вызван этот акт — импульсом актуальной потребности или неактуальной.

Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о специфических свойствах волевого акта, то есть признаках, отличающих его от остальных видов активности. Данные признаки заключаются в следующем:

1) в случае вмешательства воли за им­пульсом актуальной потребности никогда не следует действия; волевое поведение никогда не опирается на импульс актуальной потребности;

2) в случае волевого по­ведения происходит объективация входящих в процесс активности моментов: Я и поведения, причем Я противостоит поведению;

3) волевое поведение не является поведением, протекающим в настоящем, это — будущее поведение; воля проспек­тивна;

4) Я предварительно обдумывает это будущее поведение, его реализация пол­ностью зависит от Я — воля всецело переживается как активность Я.

Первичный волевой акт (Нарцисс Ах)

Психологически содержание этого понятия является следующим:

1. Наглядный момент. Во время акта принятия решения субъект чувствует довольно отчетливое мышечное напряжение в той или иной части тела — у него воз­никают определенные ощущения напряжения.

2. Предметный момент. Наряду с этим у субъекта имеется ясное представление о том, что ему надле­жит делать, и примечательно, что эти будущие действия переживаются им, как соб­ственные будущие действия.

3. Актуальный момент. В то же время в момент принятия решения всегда подтверждается возникновение специфического переживания, кото­рое можно выразить только следующим образом: «Я хочу», «Теперь я действительно хочу». Комментарий Узнадзе. Как следует понимать данное переживание? Это не есть просто подтверждение, познание, понимание или констатация того, что до этих пор субъект не хотел, а вот теперь уже хочет. Нет! Это — подлинный акт, подлинное переживание: будущие действия должны быть осуществлены мною, моим Я, которое этого хочет. Это «я хочу» и есть актуальный фактор, направляющий предстоящее по­ведение, это переживание того, что произойти должно именно это, а не нечто дру­гое, что всякая иная возможность исключена; это — переживаемая активность, и описать ее, как говорит Мишот, невозможно.

4. Момент состояния. Кроме этого, в момент принятия ре­шения субъект чувствует некое усилие, которое, как выяснилось, тем сильнее, чем выше концентрация воли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: