Волевые волевые волевые

Морально- 2. Эмоционально- 3.Собственно

Волевые качества личности

 
 


                   
   
   
 
 
     
 
 
   
 


*ответственность

*обязательность

*энергичность

*инициативность

*самостоятельность

*дисциплинирован-

ность

Рис. 5. Классификация волевых качеств личности (по Иванникову В.А.)

Волевое качество Определение Примечание
Ответственность - способность давать отчёт в своих решениях и действиях, отвечать за их результаты и возможные последствия (Сосновский Б.А.).  
Обязательность (исполнительность) - точное, неукоснительное и систематическое исполнение принимаемых решений (Гамезо М.В.).  
Инициативность - способность успешно ставить перед собой и людьми новые цели (Сосновский Б.А.); способность предпринимать попытки к реализации возникших идей (Гамезо М.В.; Маклаков А.Г.). Её развитие расширяет возможности человека к творчеству в различных видах деятельности, повышает лидерские и организаторские способности. Для педагога – инициативность, организаторские способности – профессионально значимые качества, которые должны целенаправленно развиваться в процессе профессиональной подготовки. Безынициативный человек – потенциальный исполнитель и подчинённый.    
Самостоятельность - способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели, способность критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформулированные на основе полученных советов (Гамезо М.В.; Маклаков А.Г.).   От самостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм – это немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Учёные связывают его со слабостью воли, которая выражается в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью, именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли. Негативистами управлять также легко, как и конформистами. У большинства подростков негативизм и упрямство – временные явления, отражающие кризис возраста. Воспитание воли основано на уважении к личности, признании её прав на самостоятельность и творчество.
Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку (Гамезо М.В.).  
Целеустремлённость - сознательная и активная направленность личности на достижение определённого результата деятельности (Маклаков А.Г., Гамезо М.В.). Особенность педагогической деятельности заключается в том, что это деятельность с отсроченным результатом. Цели обучения и воспитания учащихся достигаются в течение длительного времени. Чтобы сохранять высокий уровень волевой активности, эффективно решать педагогические задачи, повышать мастерство, педагогу важно сформировать в себе волевые качества, позволяющие добиваться отделённых целей. Удовлетворения от процесса достижения результата.
Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных, необдуманных действий, умение владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным (Гамезо М.В.; Маклаков А.Г.); умение владеть собой, своими эмоциями и действиями, способность сдерживать проявления, мешающие достижению цели (Сосновский Б.А.). При повторных и длительных неудачах у человека возникают стрессы, развивается состояние фрустрации, он теряет веру в себя. Отрицательные эмоции снижают эффективность волевых действий, часто человек бросает начатое дело. Воля здесь проявляется в том, чтобы научиться справляться с отрицательными, дезорганизующими деятельность эмоциями. Выдержка, самообладание важны для педагога. В его работе нередко возникают конфликты с учащимися. Выдержка и самообладание позволяют педагогу избежать срывов, предотвратить состояние аффекта, сохранить контроль над ситуацией и над собой и найти конструктивный способ разрешения конфликта.    
Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия (Гамезо М.В.).  
Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями; сложное качество, предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости (Гамезо М.В.).  
Решительность     - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений (Маклаков А.Г., Гамезо М.В.).   Отличать от импульсивности! Решительность проявляется прежде всего в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Она проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора действий и средств к самому выполнению действий. Профессия преподавателя предъявляет высокие требования к умению принимать решения, касающиеся как лично себя, так и коллектива учащихся.
Импульсивность - характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков (Маклаков А.Г.). Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решений таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.
Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями (Гамезо М.В.). Следует отличать упрямство. Упрямый человек всегда старается настоять на своём, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.
Внушаемость - выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания.  
Конформность - заключается в тенденции человека изменить своё поведение, оценку ситуации и возможные действия в ней под влиянием других людей.  
Последовательность действий человека - характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет всё второстепенное и побочное. +Маклаков А.Г.
Самоконтроль В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, не расходятся. +Маклаков А.Г.
Самооценка Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. Завышенная самооценка не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике. +Маклаков А.Г.
  Нарушения воли  
Апраксия - нарушение произвольной регуляции движений и действий (Маклаков А.Г.). (человек в шкафу) Человек с таким поражением мозга, начав выполнять действие, сразу прекращает или изменяет его в результате какого-либо случайного воздействия, что делает невозможным осуществление волевого акта. Поведение превращается в неуправляемые, разорванные действия.
Абулия (булемия, анорексия) - отсутствие побуждений к деятельности, неспособность принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознаётся (Маклаков А.Г.). Вызвана патологическим торможением коры, в результате которого интенсивность импульсов к действию оказывается значительно ниже оптимального уровня.
Апатия - психическое состояние, проявляющееся в потере интереса, безразличии к окружающему, падении активности психики (Гамезо М.В.).  
Гипербулия - нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения) (импульсивные, стереотипичные действия и др.) (Гамезо М.В.).  
Аутизма симптом - утрата больным потребности общаться с окружающими, формирование патологической замкнутости, отгороженности, нелюдимости. Гамезо М.В.

Развитие воли

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Воля – продукт общественно-исторического развития и формируется как способность противостоять власти актуальных потребностей и импульсивных желаний (МГПУ).

Так, у новорожденного ребёнка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причём первые желания ребёнка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределённый характер. Лишь на четвёртом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов (соподчинения мотивов - Божович Л.И.(2-3,5 г.). Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребёнок уже может контролировать своё поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой – некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребёнок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.

Нарушение правил поведения другими людьми дети начинают замечать с трёх лет.

В дошкольном возрасте в процессе ролевой игры ребёнок встаёт перед необходимостью действовать в соответствии с правилами и ролевыми ожиданиями и подчинять им свои непосредственные желания и импульсивное поведение.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте требует выработки произвольного внимания, произвольной памяти, самоорганизации и саморегуляции своего поведения. Именно в младшем школьном возрасте произвольность действий и психических процессов формируется как одно из главных личностных новообразований.

В подростковом, а затем и юношеском возрасте складывается мировоззрение, человек становится способным воспринимать и анализировать ценностные характеристики цели действия и осуществлять усилия для её достижения в соответствии с личными убеждениями и нравственными нормами. Овладение волевыми действиями даёт ему возможность преодолевать ограничивающее влияние наличной ситуации, строить и воплощать в жизнь долгосрочные планы, обрести контроль над своим поведением.

Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:

1) становление мотивационно-потребностного звена волевой регуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы мотива и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурированием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;

2) становление исполнительского звена характеризуется расширением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона используемых способов самоуправления, преобладанием среди них самостоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адекватными требованиям ситуаций;

3) оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого звена волевой регуляции – старший школьный возраст.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причём достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлечённых каким-либо занятием, например, у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлечённость каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся в других сферах жизнедеятельности.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.

Основные пути формирования воли

Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребёнку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребёнка не будет серьёзных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребёнка. Если родители во всём стремятся угождать ребёнку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребёнка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребёнка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребёнка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, которая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных правил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выражающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности.

Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Она предъявляет ребёнку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определённого уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определённое время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уроки и т.д. Всё это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют личность учителя и школьный коллектив.

Учитель, с которым общается ребёнок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определённых личностных характеристик и, обладая яркой личностью, оставляет в жизни ребёнка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребёнка стремление подражать поведению учителя, и если у последнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и у его учеников.

Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребёнка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то у ребенка могут сформироваться соответствующие характеристики личности.

Не менее важно физическое воспитание ребёнка, а также ознакомление его художественными ценностями. Более того, формирование волевых характеристик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребёнка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности (Маклаков А.Г.).

Формирование волевых качеств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно связано с развитием направленности личности, убеждений, мировоззрения, идеалов, с развитием характера и интеллекта человека. Воспитание – деятельность по передаче новому поколению общественно-исторического опыта, процесс целенаправленного формирования убеждений, нравственных норм, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих необходимые условия для развития и активной жизни человека в обществе (МГПУ). Особенно велика роль семейного воспитания. Процесс воспитания воли длителен, он основан на постепенном включении в деятельность всё более отдалённых целей, достижение которых требует приложения волевых усилий.

МГПУ: Методы воспитания волевых качеств личности направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм:

· убеждение,

· разъяснение,

· восприятие и анализ произведений художественной литературы,

· рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они принимают, как им удаётся преодолевать трудности,

личный пример, (нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер, ни одно волевое качество нельзя воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни),

· создание ситуаций, в которых человек может проявить желаемое качество (реальные ситуации, ролевые игры) и др.

Таким образом, жизнь в обществе и воспитание формируют в человеке

психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность,

характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями в процессе самовоспитания. Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающим миром (Маралов В.Г.). Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, сознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств.

Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств совершение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы по преобразованию действительности, преодолению и преобразованию себя.

Методы, приемы самовоспитания ( по Маралову В.Г. Основы Сп и Ср):

· самостимулирование,

· самопрограммирование,

· самоинструктирование,

· самонаблюдение,

· самоанализ и самоконтроль,

· самоотчёт и самооценка.

Средства самовоспитания (по Маралову В.Г.):

· самопознание,

· анализ собственной деятельности,

· анализ взаимодействия с социальным окружением,

· самообразование.

Решение задач самовоспитания, а через это и задач развития, зависит от полного и

безусловного самопринятия личности, в противном случае самовоспитание приобретает характер борьбы с собой, саморазвитие сводится к войне с собой. Это путь не созидания личности, а её разрушения.

Важно вовремя оказать ребёнку дозированную помощь в организации деятельности, составлении плана действий и их практической реализации. Вместе с тем, не следует во всём и всегда ограничивать самостоятельность ребёнка. Следует замечать даже малые успехи ребёнка и вместе с ним радоваться им.

Важно также помочь ребёнку понять, что можно испытать радость от самостоятельности своего поступка, от права выбора, разрешения трудной ситуации, т.е. повысить в его глазах ценность совершённого волевого действия.

Важно правильно относиться к ошибкам и неудачам ребёнка. Важно учить ребёнка не бояться неудач, а извлекать из них полезный опыт.

Сила привычки может облегчить трудность волевого усилия.

Осуществление волевых действий требует самоконтроля. Следует постепенно переходить от постоянного контроля за деятельностью ребёнка к эпизодическому, побуждая его к самоконтролю. Учитывать при этом возрастные особенности детей.

Воспитание воли должно быть основано на уважении к личности, признании её прав на самостоятельность и творчество.

5. Индивидуальные особенности воли

Люди различаются друг от друга: по силе воли и др.

Установлена зависимость силы воли от типа нервной системы (у лиц с сильной нервной системой воля более развита).

Индивидуальные различия проявляются также в сочетании и степени сформированности волевых качеств личности.

См. МГПУ!

6. Диагностика (методы изучения)

1)Методика «Нерешаемые задачи» для детей дошкольного возраста. Эксперимент.

2)Методика «Динамометрия». И.И. Купцов. Цель – измерение волевого усилия в физической деятельности.

3)Метод «Экспертные оценки». Эксперты оценивают различные характеристики действий испытуемых (длительность решения задач, число попыток, концентрированность усилий, наличие колебаний в процессе принятия решений).

4)Методика «УСК». Цель – диагностика уровня субъективного контроля личности и многие другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: