double arrow
Индивидуально- личностные факторы

Смыслообразующие факторы.

Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

Индивидуально- личностные факторы.

II. Мотивационный уровень саморегуляции

Ритуальные действия.

Катарсис.

1. Реакция «отреагирования» -заключается в усилении двигательной или психической активности.

Человек

- буквально «не находит себе места»,

- беспрестанно двигается, ходит,

- стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком.

Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.

Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.

2. Катарсис (очищение) -определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения.

Катарсис можно считать средством преодоления и вытеснения противоречивых, тяжелых, мучительных переживаний, переживаниями положительными.

3. Ритуальные действия- этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности.

Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию.




Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации.

В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

Ø Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.

Ø Осознанность мотиваций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.



Ø Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».

Ø Целостность мотиваций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.

Ø Реалистичность мотивации.Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.

Ø Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.

Ø Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.






Сейчас читают про: