Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 34. Психология в расследовании преступлений




Рассматривая, прежде всего, информационную базу расследования, мы исходим из того, что ключевые криминалистически значимые особенности личности преступника неизбежно отражаются в следах преступления.

Уделяя значительное внимание способу совершения преступления как основному информационному источнику расследования, мы трактуем его как системную соотнесенность личностных качеств правонарушителя с конкретными условиями среды. Если в криминалистике акцентируются материальные средства совершения преступления (орудия преступления), то мы наряду с этим вводим понятие «индивидуализированные операциональные средства» – навыки и умения как комплексы индивидуализированных операций. Способ преступления – индивидуальный образ действий преступника, комплексная реализация психических и психофизиологических особенностей (возможностей) индивида в определенных условиях целедостижения, система индивидуально стереотипизированных действий и операций, избирательно актуализируемая в зависимости от личностной валентности ситуации.

К способу деяния следует относить и специфические действия по его подготовке к совершению, и дополнительные квазидействия – действия по уклонению от ответственности, которые могут образовать и особый этап послепреступного поведения.

Для каждого вида преступлений существует свой системный «набор» комплексов действий. Это и составляет основу его психолого-криминали-стической характеристики. Комплексы действий, составляющие вид преступления, связаны со специфическим подключением к ним средств действия, – каждый преступник имеет свой «почерк» в их использовании.

Типизация способов преступления - это типизация регуляционно-опе-рациональных механизмов человеческого поведения. Персеверация способов, их «навязанность» субъекту и позволяет использовать способ совершения преступления для поиска и идентификации личности преступника.

Исследование способа совершения преступления как типологического образа действий индивида в определенных условиях среды – основное ядро расследования.

В результате исследования мы приходим к выводу, что в криминалистике должно быть сформулировано понятие «поведенческого комплекса личности преступника».

Рассмотрение личности преступника как системообразующего фактора преступного деяния требует выявления:

личностной детерминации данного преступного деяния;

отражательно-познавательных особенностей данной личности;

ее общерегуляционных, эмоционально-волевых особенностей.

Система поведенческих признаков преступления объективно распределена в следующих сферах (и соответственно зонах следственного поиска):




- в предметах обстановки совершения преступления, вовлеченных в сферу действий преступника и потерпевших, в динамике их изменений;

- орудиях и средствах совершения преступления, их качественном своеобразии, способах и их использования;

- обстановке, предшествующей преступлению, подготовке условий для совершения преступлений, действиях с объектами, свидетельствующих о направленности формирующегося преступного умысла и своеобразии личностной направленности преступника;

- обстановке, возникшей после совершения преступления, типичных способах маскирующих изменений в этой обстановке с целью сокрытия преступления;

- особенностях межличностных отношений между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим;

- содержании письменных и устных высказываний и заявлений обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего и свидетелей.

Анализируя структуру следственной деятельности, мы приходим к следующим выводам.

1)Cледственная деятельность, несмотря на ее внешнее разнообразие, объективно структурирована.

2)Психологическая структура расследования объективно предопределена типом конкретной проблемно-поисковой криминальной ситуации.

3)По своей гносеологической природе следственно-познавательные ситуации могут быть алгоритмическими, требующими заранее определенных способов расследования, и проблемными, требующими поисковой, эвристической деятельности следователя в ситуации неопределенности.

4)Тип следственной ситуации требует определенной следственной стратегии. Различные криминальные ситуации объективно предопределяют комплекс следственных действий.



Установление типа следственной ситуации позволяет наметить первоочередные следственные действия, назначить ряд необходимых судебных экспертиз.

Оптимальная следственная стратегия – адекватный подход к решению познавательно-поисковых задач в зависимости от их типа.

Мы производим эту типологию по трем основаниям: 1) по содержательной специфике исходной информации, 2) по уровню дефицита исходной информации в отношении различных обстоятельств, подлежащих выяснению, 3) по тактическим особенностям, обусловленным позицией обвиняемого, подозреваемого.

Первоочередной познавательной задачей следователя при анализе информационно-исходной ситуации являются:

1)выявление всех наличных признаков преступления определенного вида и подвида (группы);

2)определение разрывов в цепи этих признаков на основе общего эталона, модели совокупности признаков преступления.

Сложность или простота следственной ситуации – это мера ее информационной определенности, мера представленности в среде признаков преступления.

Мера информационной определенности ситуации зависит от объективной сложности исследуемого явления, неоднозначности сведений о нем и его элементах. При этом существенна и осведомленность следователя о сущности явлений данного класса.

Все сложные следственные ситуации – проблемные. (Познавательный поиск и возникает только в проблемной ситуации). Неизвестное при этом должно быть объективизировано – перед субъектом должен возникнуть четко сформулированный познавательный вопрос, который и является проблемой.

Если проблемная ситуация позволяет наметить искомое, которое можно найти путем некоторого преобразования исходных условий, - возникают задачи расследования. Элементы задачи – условия и искомое - находятся в определенной зависимости, связях. На основе этих объективных зависимостей и осуществляется процесс определения и поиска неизвестных элементов.

Процесс расследования – это процесс отражения следователем системно-структурных связей элементов расследуемого события.

Деятельность следователя не сводится к «собиранию и фиксации доказательств». При встрече с криминальной ситуацией первоначально возникает необходимость опознать признаки преступления. Сама возможность появления доказательств зависит от продуктивности предварительного следственного анализа криминальной ситуации. Первично анализируются информационные сигналы, а не доказательства. Исходная криминалистическая информация, как правило, закодирована. И только ее декодирование порождает доказательства, выявляют связь исследуемых объектов с предметом доказывания.

Для этого следователю необходимо: 1) обнаружить, 2) распознать, 3) интерпретировать, 4) оценить криминалистически значимые информационные сигналы и объединить их в информационную систему. В ее пределах устанавливаются новые потенциально возможные источники криминалистически значимой информации (6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16).

В ситуациях с острым дефицитом исходной информации поисковая деятельность следователя приобретает эвристический характер. В этих случаях следователь решает нестандартные задачи. Методы решения этих задач также нестандартны, они называются эвристическими (от греч. heurisko – нахожу) (10,18,32).

Общим способом решения познавательных проблем является информационное моделирование.

Информационная модель – специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая осуществить преобразование этих элементов с целью нахождения новой информации для решения задач данного класса.

В процессе расследования объектами моделирования могут быть событие преступления, место и время его совершения, мотивы и способы совершения деяния, личность виновного, потерпевшего и все другие объекты и процессы, связанные с совершением преступления. При этом выясняется: 1) при каких условиях то или иное явление могло произойти, 2) что следует узнать, 3) где и какие сведения искать. Модели могут быть материальными и мысленными. Материальные модели (подразделяемые на два вида – пространственно-подобные и физически-подобные) используются в рамках отдельных следственных действий. Мысленные же модели являются основным средством всей следственно-поисковой деятельности.

Криминалистическое моделирование позволяет сосредоточить сознание следователя на связях и отношениях объектов, дающих высоковероятностное объяснение фактам, причины которых первоначально неизвестны, организует выдвижение первоочередных задач расследования.

Осуществляя мысленное моделирование события, следователь избавляется от необходимости действовать методом «проб и ошибок», его поисковая деятельность приобретает необходимую целеустремленность, объекты исследования систематизируются и раскрываются в существенных взаимосвязях. Рассматривая вероятностно-информационное моделирование, мы формулируем ряд психологически обоснованных требований к выдвижению и проверке следственных версий (10,15,18,19,32).

В ряде опубликованных работ мы анализируем условия эффективной реализации отдельных следственных действий – допроса, предъявления для опознания, осмотра места происшествия, обыска, очной ставки, проверки показаний на месте и следственного эксперимента. Исследуются психология взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса, – как в ситуации сотрудничества, так и в ситуации противоборства сторон, проблема установления психологического (коммуникативного) контакта, критерии и система приемов психического воздействия на лиц, противодействующих расследованию.

Подробно рассматривается система следственных действий, обусловленная типом проблемно-поисковой ситуации (6 - 19).

В заключение отметим, что распространенное в криминалистике фрагментарное описание отдельных сторон следственной деятельности не образует даже в своей совокупности криминалистической теории. Для этого необходим концептуальный охват структуры следственной деятельности, ее системный анализ, обеспечивающий ее эффективность. Необходима всесторонняя разработка ее эвристической сущности, ее охват общепсихологической теорией деятельности. Необходим системный анализ объекта следственной деятельности – поведения преступника. При этом следует различать общую модель преступного поведения, частно-криминалистиче-скую модель (модель отдельных видов преступления) и информационную модель конкретного преступления, которая формируется на основе «психологического профиля преступника». С этой целью нами исследовано проявление криминалистически значимых особенностей личности преступника в материальной среде (6,7,8,16,17,18,32).





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 2065; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8991 - | 7236 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  2. I. Вопросы для проверки исходного, базового уровня знаний
  3. I. Психология русского народа
  4. I. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
  5. I. ФИЛОСОВСКИЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ
  6. II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  7. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 2 страница. Большой остроты в 1819—1820 гг. достиг конфликт по вопросу о раб- стве. Он возник в связи с петицией территории Миссури в конгресс о предоставлении ей прав
  8. II. Целевые задачи.. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  9. III Учебные вопросы
  10. III Учебные вопросы. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и военное время
  11. IV. Построение вопросов в целях преодоления неспособности или нежелания респондента отвечать
  12. S: Решение по конкретному делу /судебному или административному/ ставшее образцом для рассмотрения аналогичных вопросов, есть


 

3.81.29.226 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.