Ранние защитные механизмы эго

Защитные механизмы эго.

ЛЕКЦИЯ 5

Заключение

В лекции изложены следующие вопросы: содержание, функционирование уровня супер-эго; трактовка факторов и механизмов тревожности в психоанализе.

Общая характристика защитных механизмов. Функции защит. Эго\Я формирует защитные механизмы, в первую очередь, для контроля идовых желаний, так как ид сам себя не контролирует. Ид состоит из желаний, требующих немедленного удовлетворения, независимо от реальных условий и морали. Эго принимает решение, разрешает или не разрешает удовлетворять желание ид в соответствии с принципом реальности, то есть при наличии объекта и условий удовлетворения актуальной потребности. Кроме того, при принятии решения об удовлетворении идового желания эго учитывает требования Я-концепции и личной морали\супер-эго. В этом заключается контролирующая функция эго. Эго осуществляет этот контроль с помощью защитных механизмов. Защитные механизмы являются основными личностными структурами эго в психоанализе.

Защитные механизмы включаются бессознательно, когда эго не разрешает удовлетворять возникшее идовое желание. Вторая общая функция защит – снижение тревожности из-за невозможности удовлетворить потребность и найти какой-либо способ удовлетворить влечение в существующих условиях. Или с помощью бессознательных защитных искажений не допустить до сознания нежелательное с позиций Я-концепции и морали влечение \ например, вытеснение или подавление \, что тоже снижает тревожность на некоторое время.

В общем виде защиты представляют собой бессознательные искажения человеком оценки себя, своих желаний, поступков и оценки других людей и ситуаций.

Примеры действия защитных механизмов.

Защитные механизмы формируются в онтогенезе с первого года жизни и подразделяются на ранние и поздние.

В число первых защитных механизмов входят – идентификация или конфлюенция и интроекция, проекция, отрицание, фиксация и регрессия.

Конфлюенция\ слияние – процесс, когда нет понимания отдельности каждого человека, когда не учитывается разница между двумя существами. Это самый близкий к взаимозависимости невротический процесс.

В онтогенезе это самый первый защитный механизм. Это нормальная фаза развития. Младенец не различает между Я и мамой, или не-Я. Со второго года жизни с момента появления речи и Я-концепции \ представления о себе, самосознания\ ребенок начинает отделяться от матери, видеть разницу между Я и не-Я, это стадия начала формирования автономности.

Проявления конфлюенции: использование выражения «мы»; отсутствие уважения к разнице между собой и другим; искренняя вера в то, что человек может знать мысли и чувства другого.

Конфлюентные системы – это родительско-детские отношения, дружеские, любовные, работа в команде.

Положительное влияние конфлюенции – повышение самооценки за счет большой поддержки, идентификация с близким человеком. \ «Когда меня любят, меня много»\ Негативное влияние конфлюенции – некоторая потеря себя.\ «С кем поведешься – от того и наберешься».\

Интроекция – процесс, во время которого концепции, отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся личностью без критической проверки. «Непереваренные» концепции, отношения, стандарты поведения и т.д.

Проявления интроекции: выражения типа «Я должен!», «Мне следует!»; нереалистические ожидания от себя и других; один гуру сменяет другого.

Интроекция отличается от конфлюенции тем, что в конфлюентной системе отношения равные, оба партнера берут в равной степени друг от друга. В интроекции один из партнеров – гуру, эксперт, «старший брат\сестра». В родительско-детских отношениях конфлюенция и интроенкция функционируют одновременно. Иногда это может иметь место и в супружеских отношениях, когда один из партнеров признает превосходство другого над собой \старше, более успешен в карьере, больше зарабатывает денег и др\.

Положительное влияние интроекции – повышение самооценки за счет поддержки «старшего» партнера, идентификация с партнером. Отрицательное влияние – некоторая потеря себя.

Проекция – этопроцесс бессознательного переноса собственных чувств, мыслей, качеств, верований и т.д. на другого человека или объект. Это тенденция делать окружение ответственным за то, источником чего является сам человек \списывание, сбрасывание с себя ответственности или вины\.

Проекция может быть негативной или позитивной. Позитивная проекция, то есть преувеличение достоинств другого человека, возникает из-за симпатии. Негативная проекция, то есть преувеличение недостатков, приписывание негативных черт другому – из-за негативного, враждебного отношения, критика другого.

Первые проявления проекции в детстве – это оживление игрушек ребенком, то есть перенос своего Я на игрушку. Сновидения являются проекцией, то есть в прямой или символической форме отражают переживание текущей реальной жизненной ситуации человека.

Проективная диагностика основана на механизме проекции.

Положительное влияние проекции – это повышение самооценки за счет списывания ответственности и избавления от чувства вины; идентификация и эмпатия с другими. Отрицательное влияние – уход от ответственности.

Отрицание- это способность к отрицанию неприятных сторон реальности; попытка не принимать в качестве реального беспокоящее эго событие. Этот механизм равносилен закрытию глаз на реальное положение дел. \ «Страус прячет голову в песок»\. Отрицание и реальность несовместимы. Это очень примитивный механизм, он является нормальной фазой в развитии эго ребенка. \ «Мама, ты никогда не умрешь?» «Конечно, никогда, малыш»\. Когда ребенка хотят успокоить, прибегают к искажению реальности. Отрицание – один из мотивов детских игр\А.Фрейд\. Положительное влияние отрицания – снижение тревожности, уменьшение страхов. Отрицательное – искажение реальности.

Фиксация и регрессия. Психосексуальное развитие никогда не совершается полностью, то есть сохраняются характеристики низших его стадий. Нарушения в развитии могут вызвать задержку на любой стадии – это фиксация. То есть ненормально сохраняются ряд характеристик ранних стадий, которые в последующем будут проявляться при возникновении трудностей. Возвращение к поведенческим проявлениям ранних стадий называется регрессией. Они комплиментарны, то есть дополняют друг друга. Чем сильнее фиксация, тем легче регрессия. Примеры оральных фиксаций – это «заедание» или «запивание» фрустрации; все химические зависимости: курение, алкоголь,переедание. Или предоставление ребенку бутылочки с молоком, когда бы он ни захотел – это формироване предрасположенности к оральной фиксации.

Положительная сторона фиксации и регрессии – уменьшение тревоги, быстрое улучшение состояния. Отрицательная сторона – развитие химических зависимостей; уход от конструктивного решения проблемы, уход от ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: