Социально-психологические характеристики личности и механизмы социального поведения

Механизмы социального поведения – это социально-психологические регуляторы поведения, они связывают личность и социальную среду (социальные установки, ценностная ориентация, роли).

Социальная установка – категориальное понятие социальной психологии. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд» (attitude), которое ввели в научный обиход в 1928 – 1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецки. Социальная установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении или определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Иными словами, это – субъективная ориентация индивидов как членов группы или общества на те или иные ценности, предписывающая индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Структура социальной установки включает 3 компонента:

- когнитивный, содержащий знания, представление о социальном объекте;

- аффективный, отражающий эмоционально - оценочное отношение к объекту;

- поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовывать определенное поведение по отношению к объекту.

Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности – стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок – это социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, т.е. эмоционально насыщенный, аффективный компонент.

Ценностные ориентации – это моральные, эстетические, идеологические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта (в процессе социализации) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности.

Различают инструментальные ценности – предпочитаемые способы поведения в жизни, и терминальные – глобальные конечные цели в жизни.

Роль – это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальный групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и мотивами.

Различают социальные роли, обусловленные местом индивида в системе объективных соц. отношений (профессиональные, социально – демографические и т.д.), и межличностные роли, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, аутсайдер и т.д.).

Таким образом, в основе социальной деятельности личности лежат социальные установки, ценности и роли, которые определяют и регулируют поведение человека по отношению к социальным объектам и к самому себе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: