Тема: Внутригрупповое общение.
СД
Эмпатия как механизм развития межличностных отношений.
Эмпатия – это отклик одной личности на переживание другой, постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
По мнению Н. Н. Обозова, эмпатия имеет три уровня.
1. В основе его иерархичной структурно-динамической лежит когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменений своего состояния.
2. Второй уровень предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживание ему, эмпатического от реагирования.
3. Третий уровень эмпатии – высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной и чувственной, но и действительной.
Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатичности как свойства личности формируется эмоциональная устойчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной.
Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации. При этом наблюдается идентификация не только мысленная (воспринимаемая, понимаемая), не только чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная. Высшая форма эмпатии (действенная) характеризует как психологическую, так и нравственную сущность человека.
Люди, у которых высокий уровень эмпатичности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатичности, характерны затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.
Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности – важнейший вопрос социальной психологии и социологии.
Группа – человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака. Социальная психология рассматривает группу в качестве субъекта деятельности, посредством которой группа оказывается включенной в систему общественных отношений.
Виды групп:
Группы | ||||||
Условные | Реальные | |||||
Лабораторные | Естественные | |||||
Большие | Малые | |||||
формальные | неформальные | |||||
референтные | нереферентные | |||||
§ Условные группы – это группы, объединенные по какому-либо общему признаку, но не вступающие между собой в реальное взаимодействие.
§ Реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
§ Лабораторные группы – это группы, созданные в интересах их научного изучения.
§ Естественные группы – это группы реально существующие в обществе.
§ Большая группа – это социальная общность, включающая значительное число людей, действующих совместно в значимых социальных условиях. К большим группам относятся: люди, живущие в одном городе, государстве, нации, классы, общественные движения, коллективы предприятий и учреждений, насчитывающих сотни или тысячи работающих.
§ Малая группа – относительно немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии.
§ Формальная группа – социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус и официально заданную извне структуру. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксированными целями, положениями, инструкциями, уставами.
§ Неформальная группа – это социальная общность, характеризующаяся всеми признаками группы, но не имеющая юридически фиксированного статуса. Неформальная группа складывается на основе личных предпочтений и симпатий ее участников.
§ Референтная группа – это социальная общность, на нормы, ценности и мнения которой индивид ориентируется в своем поведении.
§ Нереферентная группа (группа членства) – группа, в которую человек включен, но не разделяет ее ценностей.