Тема: Психология общения в диаде.
СД, ЛД, МПД
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечение этих групп, являясь точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Поэтому, одной из важнейших задач социальной психологии является изучение групп и их характеристик. Социальная психология уделяет внимание в основном малым группам, нижней границей которых считается три человека.
Группа из двух человек называется диадой. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – чисто эмоциональный контакт. Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычислить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер межличностного конфликта. Тем не менее, на примере диады можно увидеть работу многих социально-психологических явлений и выделить важные феномены.
Общество состоит не из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых в данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.
Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь.
Межличностные взаимодействия – это случайные или преднамеренные, вербальные или невербальные контакты и связи двух или более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
В любом акте взаимодействия людей присутствуют их отношения друг к другу.
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
В отличие от деловых отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и не закрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность.
Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный, аффективный и поведенческий.
1. Когнитивный компонент предлагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
2. Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от коньюктивных (позитивных, сближающих) через индифферентные (нейтральны) к дезъюктивным (негативным, разделяющим).
3. Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.