Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Психологические особенности манипулятора




И лидер, и авторитетная личность должны обладать зачатками манипулирования, осознанного или бессознательного. Если мы сравним важнейшие качества авторитетного человека и манипулятора то, отметим тот факт что между ними много сходных черт. Качества манипулятора – гибкость, хорошая адаптивность, коммуникативность, отсутствие явной психической патологии, но при этом низкий уровень эмпатии, эмоциональная отстраненность от собеседника, цинизм, ориентация на прагматические интересы.

Зарубежные исследователи отмечают, манипулятор живет не только «вне», но и «внутри» нас, т. е. у каждого человека есть склонность к манипулированию, хотя и выраженная в разной степени. Люди не рождаются манипуляторами, а становятся ими. Это результат взаимодействия с социальной средой, развитие подобных склонностей провоцирует сама жизнь. Выделяют несколько причин способствующих развитию манипулятивных свойств. 1)Риск и неопределенность в обыденной жизни, как компенсация чувства беспомощности. 2) Отсутствие уверенности в собственных силах, не верит в свои возможности справиться с собственной ситуацией. Два возможных варианта если слабый человек 1) Это может стать основой для попадание под влияние манипулятора. Если же человек достаточно сильный и устойчивый 2) Недоверие к другим – приводит к тому, что человек сам становиться манипулятором. Он ждет насмешек со стороны других, обмана, унижения, оскорбления. Страх и недоверие главные манипулирования. 3) Влияние семьи, насколько часто родители используют те или иные приемы манипулирования по отношению к ребенку. Это проявляется в уровне контроля и соответствия родительским требованиям. (Если будешь плакать – отдам тебя чужим; Раз так – ты себя ведешь, я тебя любить не буду; Хорошие мальчики так себя не ведут). В школе продолжается обучение манипуляциям, здесь контроль усиливается (Аня всегда готова, она хорошая девочка). 4) Социальная ситуация и рыночные отношения, требуют для успешного социального продвижения владеть в основном такими знаниями, которые связаны с управлением и подчинением человека, контролем его поведения. В условиях рыночной экономики человек рассматривается не как субъект, а как потребитель.

Удачная манипуляция позволяет манипулятору быть внешне достаточно эффективным и успешным во взаимодействии (побеждать противника, самоутверждаться, создавать нужный имидж). Вместе с тем она имеет и негативные психологические последствия как для манипулятора, так и для манипулируемого. Для объекта это связано с ограничением свободы, формированием иллюзий, разрушение психической организации и устойчивости личности. У манипулятора развивается подозрительность, боязнь близких отношений, внутренний дискомфорт.




Отечественный психолог С. Л. Братченко выделяет несколько видов манипулирования в зависимости от того, на чем пытается «сыграть» манипулятор. 1) Манипулирование потребностями (использование желаний, влечений интересов партнера (я бы продал душу дьяволу за то – то и за то – то); 2) духовное манипулирование (формирование у человека определенных идеалов и ценностей) религиозные и политические идеалы; 3) интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений, взглядов, точек зрения); 4) манипулирование чувствами (использование эмоций, страстей партнера (Э. Берн Игра «Холодная жена»); 5) символическое манипулирование (формирование устойчивой реакции человека на определенные символы и знаки) приветствовать преподавателя стоя в аудитории, останавливаться на красный свет светофора и проч.

Тема Конфликты.

Лекция «Представление о конфликте как форме социального взаимодействия».

План

1. Общее представление о конфликтах (структура конфликта и его природа).

2. Виды конфликтов

3. Способы выхода из конфликтных ситуаций.

Литература:

1. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. М. 1993. Ч- 1.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб. 2004. – с. 607 - 659.

3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. М. 2003. 264 – 284.

Существует огромное число различных определений понятия

«конфликт», каждое из которых направлено на раскрытие ряда аспектов этого сложного явления. В результате длительного изучения данного социального феномена сложилась специализированная область знания – конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения конфликтов и их протекания. В переводе с латинск. Конфликт означает – столкновение.



Конфликт – это столкновение объективных или субъективных противоречий, которое выражается и проявляется в противоборстве сторон.

(Привести несколько определений конфликтов).

Психологический уровень предполагает исследование внутриличностных, межличностных и групповых конфликтов, порождение которых обусловлено не общественными, а личностными противоречиями, психологическими особенностями личности и группы.

Структура конфликта варианты:

а) Конфликтная ситуация + повод (инцидент) = конфликт;

б) Конфликтная ситуация – основа, база конфликта включает объект конфликта + участники конфликта, конфликтная ситуация появляется только тогда, когда можно зафиксировать наличие противоречие;

в) стороны или участники конфликта + условия протекания конфликта (социально-групповые и социально-психологические среды) + образы конфликтных ситуаций – которые имеются у участников до начала инцидента.

Динамика конфликта или этапы протекания 4основных.

Функции конфликта в жизни общества: оценка конфликта как негативного явления, акцент на его разрушительной силе; неизбежность противоречий и конфликтов, как в межличностном пространстве так и в пространстве группы, здесь конфликт источник развития и прогресса.

Способы выхода из конфликтных ситуаций.

Анализировать способы выхода из конфликтных ситуаций, особенно сложных можно, если определиться с теми стратегиями, которые используют участники в процессе конфликтного взаимодействия. Одна из классификаций К. Томаса,построена на учете двух критериев: направленность на собственные интересы, их защита и удовлетворение, ориентация на интересы другого человека, на оказание помощи по их удовлетворению. В последствие К. Томас усовершенствовал свою модель добавив шкалы пассивности – активности, индивидуальные действия – совместные действия, вывел 5 основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения.

1. Соперничество – характеризуется ориентацией на свои интересы,

на дело и на получение результатов только для себя. Пример: преподаватель и студент иллюстрирует стратегию конкуренции.

2. Сотрудничество – данная стратегия направлена на одновременное

удовлетворение интересов как своих, так и другой стороны. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше – удовлетворяются интересы и развиваются взаимоотношения.

3. Компромисс – половинчатый тип поведения. частичный отказ от

собственных интересов и частичное их удовлетворение. Основан на равноценном применении индивидуальных и групповых, активных и пассивных действий.

4. Избегание – демонстрирует уход от удовлетворения собственных

интересов, что представляет собой препятствие для удовлетворения интересов партнера. Уход игнорирует, отрицает конфликт. Ответственность автоматически перекладывается на другую сторону.

5. Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу удов-

летворения интересов другого человека. Здесь основная цель сохранение отношений, которые имеют большую ценность для участников конфликта.

Социальным психологом Чарльзом Остгудом была сформулирована стратегия взаимодействия в конфликтной ситуации, он дал ей название ПОИР – «постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности». Техника ПОИР предполагает, что одна из сторон инициировала несколько небольших акций, направленных на деэскалацию конфликта, предварительно сообщив о своем стремлении к примирению. Инициатор сообщает о своем желании действовать по снижению напряженности, сообщает о каждом своем шаге. Стратегия ПОИР примирительная, но это «не приспособление». Другие аспекты плана таковы, что они защищают собственные интересы каждой стороны, поскольку каждая из сторон сохраняет право наказывать. Кратко суть данной стратегии можно выразить тремя словами «твердость, честность и дружелюбность».

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере (основные черты

личности, склонной к деструктивному поведению).

План

1. Конфликтогенная личность (основные характеристики).

2. Влияние конфликтов на формирование эмоциональной сферы личности.

Литература:

1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М. 1990.

2. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие /под. ред. проф. В. А. Лабунской. с. 288 – 307.

Основные черты личности склонной к деструктивному, конфронтационному поведению.

В психологии существует специальное понятие «конфликтогенная лич­ность», т. е. такая, которая в любых обстоятельствах создает вокруг себя проблемные, конфликтные ситуации и взаимоотношения. Как правило, кон­фликтность – это неосознаваемая или частично осознаваемая установка лич­ности. Направленность «конфликтогенной личности» в основном вклю­чает эгоистические мотивы. Убеждения такого человека основываются на уверенности, что все люди злы и являются врагами, которых нужно побеж­дать. Ценности по содержанию могут быть разнообразны, но их отличает высокая степень жесткости, ригидности, консерватизма. Они приобретают характер непреложных истин, любая критика которых приводит к вспышкам конфликтных ситуаций. Личностные качества людей конфликтного типа – излишняя критичность, оценочность, принципиальность, прямолинейность, правдивость, эгоцентризм, высокомерие, неадекватность самооценки, самолюбие, упрямство, невоспитанность, несдержанность, агрессивность, авторитарность.

В структуре отношений преобладает непринятие себя, негативные самоотношения. Межличностные отношения характеризуются непринятием других людей такими, какие они есть; стремление изменить окружающих; недоверием, отрицанием, неуверенностью, закрытостью.

Часто конфликтная личность порождает нереалистические или субъектные нецеленаправленные конфликты. В таких конфликтах отсутствует цель достижения какого-либо результата деятельности. Для личности важно выражение аффективного состояния, негативных эмоций.

Тема 7. Психология масс.

Лекция «Общие представления о массовидных социальных явлениях».

План

1. История и методологические предпосылки изучения психологии масс.

2. Психологическая структура, общие признаки.

3. Социальные классы, слои, этнические, гендерные группы.

Литература

1. С. Московичи Социальная психология. СПб. 2007.

2. Социальная психология. Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М. 1997.

3. Тард Г. Психология толпы. СПб. 1914.

4. З. Фрейд Массовая психология и анализ человеческого «Я» //Избранное. М, 1990. Кн. 1,

История изучение психологии больших социальных групп имеет весьма сложную и причудливую конфигурацию. Социальная психология как наука берет свое начало от теорий М. Лацаруса, В. Вундта, поставивших задачу изучать «психологию народов»; кроме этого идеи Г. Тарда и Г. Лебона и С. Сигле легли в основу концепции «психологии масс». В первой половине ХХ века большинство исследователей обратилось к проблеме малых групп. Тоже самое можно сказать и об американской социальной психологии. Изучать малые группы значительно легче, чем большие, возможности эксперимента более реальны, кроме этого большие социальные группы отличаются стихийностью, кратковременностью существования. Отсюда возникает убеждение, что большие социальные группы невозможно исследовать в рамках научной традиции.

Особую роль в развитии изучения массовидных явлений сыграла социальная ситуация развития общества в ХХ веке. Конец 60-х гг. бурные массовые выступления и движения. Студенческие выступления во Франции, движение хиппи, массовые выступления против войны во Вьетнаме, движение зеленых и т. д.

Традиционно принято считать, что научную базу для исследования боль-

ших социальных явлений заложила в большей степени социологическая наука. В работах классиков социологов М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Э. Гидденса.

Второе рождение изучения и интереса к проблемам больших социальных групп произошло в 70-80-е гг. в Европе. Исследовательским центром становиться Франция и социологическая школа С. Московичи. «Социальная психология становиться способом изучения социальных процессов, протекающих в обществе в целом в достаточно широких масштабах».

В отечественной социальной психологии изучение массовидных явлений занимает особое место отмечает Г. М. Андреева. В советской традиции с 1960-х гг. Данная проблематика рассматривается как одна из важнейших в рамках соц. психологии. «Содержание социально значимых черт человеческой психики формируется именно на макросоциальном уровне», – отмечает Дилигенский.

Какие группы мы называем большими социальными группами?В данном случае количественная характеристика не будет отражать характер и специфику большой социальной группы. В качестве основного критерия для выделения больших социальных групп будет выступать характер образования – стихийно, случайно возникающие и сложившиеся в системе социальных отношений и исторического развития общества, долговременные и устойчивые. К первому типу относят толпу, публику, аудиторию. Ко второму типу относят – социальные классы, слои, этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы. Данная классификация является условной, поэтому все характеристики групп достаточно условны, они носят специфическое содержание.

Мы говорили о том, что ХХ век рассматривается как эпоха массовой культуры, этому способствовали как социально-экономические, политические и культурные процессы. Улучшение уровня жизни, медицинского обслуживания, технический прогресс – все это способствовало большому приросту населения, и позволяет нам констатировать наступление «эры масс» (Лебон). Мы являемся свидетелями массовой концентрации людей на улицах; социальных движений и акций массового протеста, форм коллективного насилия, массовых разрушений (1 и 2 мировая войны), массовая безработица и бедность стран третьего мира. Кроме этого среди положительных тенденций – массовое потребление и массовое производство, а также массовый туризм.

Психологическая структура и общие признаки больших

социальных групп.

Общие признаки, выделяемые отечественными и зарубежными исследова-

телями достаточно сильно разнятся. Это связано со спецификой научной традиции в отечественной науке выделяют следующие общие признаки, объединяющие большие группы.

Принято считать, что в больших группах существуют регуляторы социального поведения – традиции, нравы и обычаи. Их функционирование и существование связано с наличием специфической общественной практики, относительной устойчивости и их исторической закрепленности за данной группой. Еще одной важной характеристикой является образ жизни данной группы.Для больших социальных групп, как отмечает Андреева, особое значение имеет социальная детерминация – происходящая в группах более очевидное значение ценностей и стереотипов.

В отечественной социальной психологии большинство исследователей сходятся на мысли, что структура большой группы включает два основных элемента: 1) психический склад (это социальный и национальный характер, нравы, обычаи, традиции – все более менее устойчивые образования); 2) эмоциональная сфера(более подвижное динамическое образование - потребности, интересы, настроения). Третий элемент важный для понимания структуры группы это – взаимосвязь отдельной личности, ее сознания и группы. Прежде всего, особое внимание уделяется анализу «типичного», характерному для всех индивидов данной группы, отсюда попытки сконструировать социальный тип личности как особый, свойственный некоторой группе.

Для западных исследователей первостепенное значение имеют стихийные группы и массовые движения большинство теорий направленно на их изучение. Однако нужно также отметить, что такие движения как феминизм, разработка гендерных вопросов и этнопсихологических наиболее полно изучались в рамках зарубежной традиции и в отечественной науке еще не имеют достаточной базы.

С. Московичи в своих работах говорит о продолжении традиционных взглядов высказанных Г. Лебоном. Основной вопрос это – «Что происходит с индивидами в толпе, как меняется их поведение, как они себя воспринимают в этих условиях». В связи с тем что, мы живем в эпоху толп главный источник информации для исследователя это – повседневность или повседневный опыт, каковы наши представления о толпе и насколько они идентичны реальности. Московичи говорит о том, что все большие социальные группы можно рассматривать как общности, существуют общие черты, объединяющие массы и толпу. Московичи выделяет несколько аспектов-характеристик по которым характеризуются большие сообщества. Несоциальные аспекты: а) численность (как не основной но важный показатель больших групп); б) пространственная плотность (насколько велико расстояние между собравшимися, какова пространственная близость (фанаты за экранами телевизоров) или люди в метро; в) временные параметры – длительность (характер организованности (митинги, аудитории или партии, ассоциации); г) частота – коллективное самоубийство в Японии самураев после поражения во 2 мировой войне или люди на автобусных остановках в час пик; д) скорость создания толпы – замечено, что в периоды социальной нестабильности скорость формирования массовых скоплений людей, массовых увлечений фантастическими явлениями значительно увеличивается. Длительно существующие политические, религиозные развиваются гораздо более постепенно; в качестве дополнительных условий формирования Московичи приводит экологические (архитектурно-технические конструкции не предназначенные для масс и наоборот спортивные площадки и стадионы, плотно населенные кварталы) и естественные пляжи и зоны отдыха, горные курорты. Социальные аспекты: а) массы различаются по своей социальной значимости (марш в защиту мира, движение антиглобалистов, движения политического и религиозного характера (свидетели Иеговы), социальная значимость публики (фестиваль рок-музыки под открытым небом); б) институциональный параметр (влияние общественных институтов и их роль в организации массовых мероприятий (церковь, промышленность, армия, политические партии, профсоюзы; в) исторический характер толпы в некотрых случаях у людей есть осознание общего прошлого или будущего, гордость своей историей и традициями. Традиционные праздники 1Мая; Милгрэм назвал людей составляющих основу таких толп «знакомые незнакомцы»; г) параметр структуры или организации (уровень организации открытие Олимпийских игр, фестиваль социалистической молодежи или толпа охваченная паникой, поражает своей неорганизованностью и отсутствием структуры, хотя последние исследования коллективного поведения показали, что даже аморфная толпа, позволяет выделить элементы «рудиментальной структуры». В качестве психологических параметров можно назвать следующие: а) когнитивное состояние и уровень познавательных способностей; б) эмоциональное состояние (наличие или отсутствие аффекта); в) мотивация индивидов.

3. Общности, социальные классы, слои, этнические,

гендерные группы.

Социальные классы история становления и роль государства в их формировании. Большие социальные группы в соц. психологии не принято называть группами, это право имеют малые социальные группы. Чаще всего используют понятия слои, классы и общности. Начнем с общностей, потому что под ними понимают наиболее устойчивые объединения. Специфика исследования общностей в нашей стране, требовала обязательной опоры на классовый, партийный подход, приоритетное значение придавалось коллективу, как высшей форме развития любых групп, при этом первостепенно значение имели классы. Понятие «общность» используется для обозначения сходства, единства элементов, составляющих единое целое.

Социальная общность – это совокупность людей, характеризующаяся общими для данной группы условиями жизнедеятельности, принадлежностью к исторически сложившимся территориальным, культурным, религиозным, профессиональным образованиям к тем или иным социальным организациям и институтам. Социально-психологической основой общности являются понятия «Мы» - «Они». «Мы» - это универсальная психологическая форма самосознания всякой общности людей; «мы» всегда противопоставляется понятию «они». Одной из первых форм общности является община. Община - это объединение людей по кровно-родственному признаку, связанных общностью проживания и совместной деятельностью. Общины бывают родовые и соседские (территориальные). Община была одной из первых форм совместного коллективного существования, для общины характерны «более теплые» отношения между индивидами, в отличие от современных обществ. Постепенно в процессе исторического развития на смену общинному управлению пришло государственное управление. Другой исторической формой развития общности является гражданское общество – это такое общество, которое в силу своего культурно-психологического развития самоорганизуется, осознает свои национальные интересы и выбирает власть, способную их обеспечить. К числу ведущих социально-психологических признаков гражданского общества можно отнести следующие:

- процесс целеполагания, формирование национальной идеи, мечты;

- наличие определенных социальных отношений;

- наличие определенной стратификации и существование среднего класса;

- общественные институты, движения, фонды, общины;

- самоуправление;

- определенную ментальность, систему ценностей, смыслов, культуры;

- наличие самосознания образа «мы», идентичности;

-сформированную систему национальной безопасности, в которой безопасность общества и личности имеют приоритетное значение.

При анализе гражданского общества наибольшее внимание привлекает вопрос о соотношении общества и государства. Всегда ли интересы этих двух феноменов совпадают или нет? По сути, сильное общество призвано стоять на страже жизненного пространства общества и его интересов. Общество в свою очередь выполняет функцию связки человека и государства и третейского судьи в их отношениях. Общество выполняет функции общественного контроля и за личностью и за деятельностью государственных органов. Как правило, за все ошибки государства расплачивается общество.

Любое общество имеет свою структуру, она включает социальные группы, социальные слои и социальные классы. Понятие социальный класс – имеет социально-историческое значение, и оно более характерно для европейской традиции, связано со спецификой научно-методологических представлений. Так например, для СССР процесс исторического развития было характерно рассматривать как смену борющихся классов угнетенных и правящих (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и рабочих). Понятие «класс» характеризует собой не только определенный социальный уровень и экономический статус, но также набор определенных прав, обязанностей, жесткую фиксацию в данном статусе.

Для американской традиции понятие «рабочий класс» нехарактерно, это связано с тем, что социальная структура описывается через «социально-экономический статус», поэтому понятие «средний класс» более прозрачное, обтекаемое, требующее личностного вклада, в отличие от «европейского представления, связанного с родовой принадлежностью к определенному классу.

Для характеристики современной стратификации общества чаще всего прибегают к понятию слой. Данное понятие было достаточно полно исследовано в рамках социологии.

Понятие общность является близким по своему содержанию к понятию «социальный институт».

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирующих функционирование официальных организаций и социальных групп, образующих социальную систему. С содержательной стороны соц. институт – это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных условиях. Стандарты воплощаются в социальных ролях, характерных для определенной социальной системы.

Среди социальных институтов выделяют:

- регуляционные, определяющие ролевую структуру общества (по различным основаниям пол, возраст, вид деятельности);

- регулятивно-контролирующие, устанавливающие допустимые модели поведения и санкции, карающие за выход из этих рамок;

- культурные, связанные с искусством;

- интегративные, связанные с ответственностью за обеспечение социальной общности как целого;

- экономические.

Социальные институты выполняют следующие функции: 1) воспроизводство членов общества; 2) социализацию; 3) производство и распределение; 4) соблюдение нормативно-правого порядка; 5) поддержание общей социальной стабильности.

Наиболее важной характеристикой социальной общности является психический склад. К нему относят социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия. Той системы ценностей и ориентаций, в которых происходит процесс социализации. Социальный характер с определенной логикой детерминирует одни поступки и исключает другие.

Лекция «Массы и толпа в психологических теориях и исследованиях».

План.

1. Исследования отечественных авторов (Бехтерев, В. М., Богомолова Н. И., Стефаненко Т. Г., Донцов А. И.,).

2. Концепции зарубежных исследователей (Г. Лебон, З. Фрейд, Милгрэм, Х. Ортега-и-Гассет, С. Московичи).

Литература:





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 3373; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8620 - | 7076 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Особенности экономического развития
  2. I. Психологические операции в современной войне
  3. I. Психологические условия эффективности боевой подготовки
  4. I.1. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач
  5. I.3.1. Особенности диагностической работы школьного психолога в отличие от психолога-исследователя
  6. II. Особенности политического развития страны
  7. II.1. Описание курса новейшей истории и особенности его преподавания
  8. II.2. Особенности шоу-бизнеса середины 20 столетия
  9. IV. Особенности поражающего действия биологического оружия
  10. IV. Особенности советского исправительно-трудового права на основе анализа статей Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г
  11. V. Особенности развития реализма на рубеже 19-20вв
  12. X. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕС­КОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


 

107.23.129.77 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.01 сек.