Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца (1958)




Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда.

Основу теории составляет анализ изучения Т – групп (группы тренингов человеческих отношений, группы самоанализа). В литературе можно встретить определение – «группа сензитивного тренинга» или «группа встреч». В 1946 г. по просьбе Курта Левина была создана группа, с целью проверки возможности групповых дискуссий как метода анализа, для решения различных проблем. Т – группа представляет собой одну из форм тренинга, в основе которого лежит групповая дискуссия. Достижение конечной цели связано с реализацией более мелких частных задач, на групповом уровне это обычно – установление валидной коммуникации, т. е. такого состояния, когда индивид способен сообщить о своих чувствах, мотивах, интенциях, во-вторых, восприятие каждым членом в группе своего места с восприятием при этом других членов группы. Размеры Т – групп составляют от 7 до 15 человек, в группе присутствует тренер, его роль вариативна в зависимости от целей тренинга. Акцент на анализе происходящего здесь и сейчас. Налаженная система обратной связи позволяет каждому участнику видеть. Как другие интерпретируют то, что он говорит или делает, и следовательно создает для осмысления возможных последствий своих действий в группе.

Одними из первых кто попытался построить теорию на основе изучения Т – групп были Г. Шепард, Беннис.

Основной вопрос, который поставили перед собой исследователи: «Какие происходят изменения в Т-группе на пути к достижению полной коммуникации между ее членами?». В качестве основных задач они выделили 1) описать стадии группового развития на пути к формированию полной коммуникации; 2) анализ тех помех, которые появляются на пути достижения полной валидной коммуникации.

По мнению авторов, каждый участник, попадающий в группу, первоначально, находиться в ситуации неопределенности (участники скованы в выражениях своих эмоций, реакций, чувств, потому что не знают чего можно ожидать от других. Разрешение неопределенной ситуации связано с двумя планами функционирования группы: вопрос о власти и вопрос о взаимозависимости. Выявление лидера автоматически решает вопрос о взаимозависимости. На основе этого авторы выделяют две основные фазы в развитии группы: 1) первая – решение вопроса о лидере; 2) определение взаимоотношений между членами группы.

Другой вариант названия этой теории ФИРО – «Фундаментальная ориентация межличностных отношений». В основу теории положен тезис фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства.

Содержание теории включает в себя 4 основные постулата:

1. Для каждого индивида характерно наличие трех межличностных потребностей (потребность в включения, потребность в любви и потребность в контроле). Данные социальные, межличностные потребности во многом аналогичны биологическим потребностям (контролируют процесс взаимодействия индивида и окружающей среды); контролируют процесс взаимодействия личности и социального окружения.




Неадекватное удовлетворение межличностных потребностей может приводить к психическим расстройствам, иногда смерти. Наибольшее значение имеет опыт полученный ребенком в детстве, если он не получает адекватных форм удовлетворения межличностных потребностей, то вынужден развивать определенные образцы адаптации, которые затем будут определять его взрослую жизнь.

2. Постулат продолжает мысль первого, детский опыт, полученный в раннем детстве определяет межличностные отношения индивида-взрослого. Взрослый человек может в различных ситуациях использовать как позицию ребенка – и тогда он выстраивает свое поведение аналогичным образом к тому поведению, которое он демонстрировал по отношению к родителям или значимым другим, или же использует позицию взрослого (при этом воспроизводит модели поведения, употребляемые его родителями или значимыми другими взрослыми).

Далее для того чтобы перейти к рассмотрению 3 и 4 постулатов нам необходимо изучить содержание потребностей контроля, включения и любви.

Потребность включения – потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, при этом степень включенности может ранжироваться от интенсивного взаимодействия до полного ухода от такого (пассивный наблюдатель). Не полноценные отношения между ребенком и родителями будут способствовать развитию тревожности, стремлению уйти в «скорлупу» одиночества. Во взрослой жизни не удовлетворенность данной потребности в детстве будет проявлять формы недостаточного социального поведения (тенденция к интроверсии, уход от взаимодействия, сохранение дистанции).



Потребность в контроле – связана с властью в межличностных отношениях. В зависимости от характера отношений с родителями, их форм контроля поведения ребенка, принятие всех решений и проч. Шутц выделяет три типа поведения индивида в сфере контроля: «отказывающийся», «автократический», «демократический». Первый тип отличается тенденцией к смирению и покорности. В отношениях с другими он отказывается от притязаний на власть. Автократ характеризуется тенденцией доминировать. Демократ – идеальный тип, чувствует себя комфортно как в позиции подчиненного, так и в позиции руководителя.

Потребность в любви – потребность в тесных, близких эмоциональных отношениях с другими (потребность нравиться и быть любимым). На основе детского опыта Шутц выделяет три типа межличностного поведения: недостаточно личностное, сверхличностное, и личностное поведение. Первый тип имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений, он поверхностно дружествен, сохраняет эмоциональную дистанцию (подобное поведение вызвано тревогой, опасениями того характера, что данная личность может вызывать настоящую любовь). Сверхличностном типе – наоборот, человек желает тесных эмоциональных связей, требует от всех подтверждения любви. Личностный тип адекватно себя чувствует как в дистантных, так и близких отношениях.

3.Постулат касается совместимости (две личности совместимы, если они способны взаимодействовать в гармонии). Совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей.

4. Постулат группового развития. Каждая группа в своем развитии проходит определенные этапы в своем развитии: этап включения, этап контроля, этап любви.

Лекция «Когнитивистская ориентация социальной психологии».

План.

1. Когнитивная психология теория структурного баланса Ф. Хайдера.

2. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

3. Теория конгруэнтности Ч. Остгуда и П. Танненбаума (современное состояние когнитивизма).

Литература:

1. 1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М. 2001. – 288 с.

2. Ильин И. Постмодернизм. Словарь. СПб. 1999.

3. Харре Р. Вторая когнитивная революция //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2.

Из всех известных направлений, составляющих основу современной психологической науки когнитивизм сложнее всего определить как единую «школу». Широкий спектр концепций, общность теоретических положений с другими направлениями все это дает достаточно сложную для осмысления картину.

В противоположность бихевиористам и психоаналитикам, когнитивизм обращается к психической деятельности, к структурам психической жизни связанным с процессом познания (cognition).

Основная идея когнитивизма: Впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регулятором социального поведения. Формирование представлений и отношений к предметам и явлениям связано с соотнесением его к какому-либо классу явлений (соотнесение с определенными категориями). Соотнесение и классификация предметов зависит от тех систем образов, которые существуют в данном социуме или данной культуре, в том числе и от ментальных установок.

В качестве еще одного источника когнитивизма выступили гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Гештальтпсихология (форма, структура) в качестве основного предмета изучения видит структурные образы сознания, не сводимые к сумме отдельных частей. В место человека рассматривается его сознание, в место деятельности человека – деятельность сознания. Идея фигуры и фона (в процессе преобразования познавательных структур может происходить перегруппировка смена мест фигуры и фона). Идеи Левина – дают возможность изучать не только перцептивные процессы. Но и мотивацию личности. Левин гораздо больше значения уделял именно мотивации индивида, а не его гносеологическим аспектам.

Главными проблемами в рамках социальной психологии становятся следующие: перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов.

Теории когнитивного соответствия – это общее направление характерное для большинства когнитивных концепций. Основная идея – когнитивная структура человека не может быть не сбалансированной, дисгармоничной, а если подобное состояние имеет место, сразу же возникает тенденция изменить такое состояние на сбалансированное.

Наибольшее распространение получила теория структурного баланса Фриц Хайдера.

Идея Хайдера сводиться к следующему: 1) люди склонны развивать связанный взгляд на мир (построение наивной психологии); 2) человеческие существа относятся к классу когнитивных скряг в своей повседневной жизни (попытка экономить когнитивную энергию, выбор таких стратегий, которые упрощают общую картину познания и сложную информацию), это происходит в результате игнорирования части информации, считая остальную ее часть достаточной для понимания всей картины. Поэтому по мнению Хайдера, что бы понять социальное поведение личности необходимо изучить житейскую психологию (житейская психология находит свое выражение в языке, литературе, кино). Для примера можно рассмотреть следующие случаи:

Мы все время анализируем, поступки окружающих нас людей, делая выводы почему человек поступает так, а не иначе. Холодность и враждебность одного из супругов чаще, чем нежное объятие, заставляют второго задуматься: «За что?» Объяснения, которые выбирают люди чаще всего коррелируют с их удовлетворенностью своим браком вообще. Неудовлетворенные отношениями люди, обычно выдвигают следующие объяснения («Она опоздала, потому что ей вообще на меня на плевать), те же кто счастлив в браке обычно используют следующие объяснения («Она опоздала, потому что вокруг пробки»). Если вторая половина совершает хороший поступок объяснения женщины также могут разниться: «Он принес мне цветы, потому что хочет переспать со мной» или «Он принес мне цветы чтобы доказать свою любовь». Мужчины чаще, чем женщины склонны объяснять дружеское отношение женщины как определенный сексуальный интерес. Подобного рода заблуждения выражаются в том, что дружелюбие истолковывается как сексуальный призыв – данное истолкование называется ошибочной атрибуцией .

Каузальная атрибуция – является механизмом межличностного восприятия, означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует.

Фриц Хайдер считается основателем теории атрибуции. Занимаясь изучением здравого смысла он пришел к следующему выводу: люди склонны приписывать поведение окружающих либо внутренним причинам (личностная предрасположенность);либо внешним (ситуация, в которой оказался человек. Так учитель может сомневаться в причинах плохой успеваемости студента, не зная, является это следствием отсутствия мотивации и способностей (личностные атрибуции), или следствием физических и социальных обстоятельств (ситуационная атрибуция). Очень часто бывает не возможно четко провести границу между внутренними и внешними причинами, бывает так что, внешние обстоятельства вызваны внутренними изменениями.

Идея баланса, по мнению Хайдера, выражает нормальное состояние человека без стресса. В нормальном, сбалансированном состоянии человек воспринимает ситуацию по средствам когнитивной модели поля, которая может быть описана на основе трех основных элементов: Р – О – Х. где Р – воспринимающий субъект, О – «другой» (воспринимающий субъект, Х – объект, воспринимаемый и субъектом и «другим». В качестве объекта может выступать явление, идея, вещь. Таким образом, взаимодействие трех элементов составляет когнитивное поле. Развитие ситуаций может происходить по двум направлениям 1) ситуация сбалансирована и устойчива; 2) ситуация дискомфортна, и основная цель Р – изменить сложившуюся ситуацию. Баланс присутствует в когнитивной системе, если Рвоспринимает всю ситуацию как гармонию, без стресса (т. е. первостепенное место занимает оценка ситуации со стороны Р, даже если реальные состояния отношений не соответствуют оценке).

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Теория когнитивного диссонанса была создана в 1957 году, Леон Фестингер в процессе создания этой теории выступил как ученик Курта Левина. В качестве исходного понятия он рассматривает потребность, это не просто потребность, а ее особый вид «потребность в оценивании самого себя» - т. е. способность оценивать свои мнения, способности. Для этого мнения должны быть соотнесены с социальной реальностью, т. е. получить поддержку или подтверждение со стороны социума. Т. Е. основная задача человека сопоставлять свое мнение с мнениями других людей, сравнивать их.

При этом Фестингер предположил, что стремление сравнивать себя с другими значительно уменьшается, если различия между мнениями возрастает. Личность всегда стремиться избегать тех ситуаций, в которых ее мнение далеко от мнений других, и напротив ищет ситуации, где сталкивается со схожими мнениями. Человек, начинающий обучение игре в шахматы скорее будет сравнивать себя с другими новичками чем с профессионалами. Фестингер отмечает, что если наблюдается минимальное несовпадение мнения группы и личности это приводит к конформизму, т.е. личность меняет собственное мнение под давлением группы.Получая таким образом, поддержку личность избегает состояния диссонанса, укрепляет свои когниции (мнения, суждения, убеждения). Вторая часть этой теории касается потребности иного характера – это тоже потребность в знании, но знании о себе, потребность знать связано, последовательно и непротиворечиво.

Когнитивный диссонанс – некомфортное, неприятное состояние, в котором пребывает индивид под влиянием двух противоречивых когниций.

Состояние когнитивного диссонанса возникает всякий раз, когда у индивида одновременно имеются две когниции (идеи, убеждения, установки, модели поведения и т.д.). Таким образом, две когниции находятся в диссонансе если из первой следует отрицание второй. Состояние когнитивного диссонанса вызывает неприятные ощущения, люди стремятся к его уменьшению. Придерживаться двух противоречивых идей не возможно, это все равно, что «флиртовать с абсурдом», отмечает философ экзистенциалист Альберт Камю. Уменьшить когнитивный диссонанс можно путем изменения одной или обеих когниций, таким образом чтобы сделать их более совместимыми друг с другом. В качестве примера рассмотрим следующий: Курильщик читает статью о медицинских исследованиях, доказывающих связь курения с раком. В данном случае две его когниции вступают в диссонанс – «Я курю сигареты» и «курение вызывает рак». По мнению Фестингера человек начинает работать первоначально над одной установкой – необходимо бросить курить» - конечный вариант «я не курю». Однако это не легкая задача и человек сделав несколько попыток, переходит к работе над второй когницией «курение вызывает рак». К примеру аппелировать к тому, что экспериментальные данные полученные по этому вопросу неоднозначны, да к тому же если такие умные и рассудительные люди как Наташа, Света и Алла это делают, значит курение на самом деле не так опасно. Женщина может перейти на более легкие сигареты, курить меньшее количество в день и т. д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: Люди тратят огромное количество времени и сил защищая свое Эго, но от этого они не становятся лучше. И поэтому если мы будем стремиться к снижению диссонанса мы никогда не сможем признать собственные ошибки, мы будем загонять их под ковер, т. е. в бессознательное или же будем обращать их в наши достижения. Необходимо использовать опыт диссонанса для того. Чтобы учиться на своих ошибках. Существует несколько способов:1) Ясное понимание собственных стремлений, защита «Я» и уменьшение диссонанса; 2) Осознание того факта. Что совершение мной глупых или аморальных поступков, не говорит о том, что я непоправимо глупый или аморальный человек; 3) через усиление моей способности осознавать пользу, которую может принести признание собственных ошибок и обучению на них.

4. Теория конгруэнтности Ч. Остгуда и П. Танненбаума (современное состояние когнитивизма).

Понятие «Конгруэнтность» введенное Ч. Осгудом и П. Танненбаумом,

является синонимом термина «баланс», «совпадение». Теория была создана в 1955 году. Главное ее отличие от других теорий, заключено в попытке предсказать изменения отношений (или установки личности). Под влиянием стремления установить соответствие не к одному, а одновременно к двум объектам. Областью практических применений этой теории является массовая коммуникация, поэтому наиболее удобно приводить примеры из этой области. В данной теории речь идет о триаде: Р – реципиент, К – коммуникатор, О – информация об объекте. Если реципиент позитивно оценивает коммуникатора, который дает позитивную оценку какому-то явлению, которое сам реципиент оценивает негативно. То в когнитивной структуре реципиента возникает ситуация неконгруэнтности; два рода оценок моя собственная и коммуникатора не совпадают. Выходом из этой ситуации может служить изменение отношения реципиента и к коммуникатору и к объекту.

Лекция «Интеракционистские теории (символический интеракционизм Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун)».

План

1. Символический интеракционизм (М. Кун, Дж. Мид).

2. Социальная драматургия И. Гоффмана.

3. Социальный конструкционизм – К. Герген;

4. Теория социальных представлений С. Московичи.

Литература:

1. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М. 2001. – 288 с.

2. Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

3. Ильин И. Постмодернизм. Словарь. СПб. 1999.

4. Харре Р. Вторая когнитивная революция //Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2.

Название данного направления происходит от понятия «интеракция», Мы знаем, что интеракция означает взаимодействие, но не любое, а лишь социальное – т. е. взаимодействие людей в группе, в общении. В качестве общего теоретического источника выступили взгляды Джорджа Мида, а также некоторые положения концепций Линтона, Мертона. Нужно сказать, что исследования Мида и других интеракционистов носят социологическую ориентацию и являются примером «социологической социальной психологии». Основным элементом исследования является не отдельный индивид и его включенность в социальный процесс, а процесс интеракции индивидов в группе. Выделяют 3 основных направления в сфере интеракционистской ориентации. 1) Символический интеракционизм. 2) Ролевые теории. 3) Теории референтной группы.

Символический интеракционизм.

Устная традиция Дж. Мида.

Работы Дж. Мида считаются наиболее значимыми в этой сфере, самая известная «Сознание, личность и общество», которая была опубликована после его смерти. При жизни Мида не было опубликовано ни одной его социально-психологической работы. Для него была характерна так называемая устная традиция, т. е. он развивал свои научные концепции лишь в лекциях по социальной психологии, которые около 40 лет он читал на социологическом факультете Чикагского университета, поэтому книга Мида составлена на основе рукописных записей, стенограммах лекций и студенческих конспектах. Развитие идей Мида происходило его учениками, в частности Блумером. Который, обозначил идеи Мида как «Символический интеракционизм».

«Символический интеракционизм» в основном основное внимание уделяет проблемам символической коммуникации, т. е. общению и взаимодействию, осуществляемому при помощи символов.

Основные предпосылки теории интеракционизма: 1) Люди действуют в отношении «вещей» (идей, других людей, предметы, социальные институты, врагов, личную свободу, ситуации и проч.) на основании значений, которыми для них обладают «вещи». 2) Значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением. 3) Значения используются, а также изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих явлений, вещей. Социальное взаимодействие, рождает огромное число символических интерпретаций одного и того же предмета (например, в разных культурах: в Индии корова считается божественным животным, которое нельзя убивать, фермы коров в США и России). Также точно и отдельные жесты, выступают как своего рода символы, но даже одни и те же могут по разному интерпретироваться, следовательно, говорит Мид, значение символа или жеста следует искать в реакции того лица, которому он адресован. На основе символического интеракционизма и развилась идея культурных исследований (case studies).

Символическая коммуникация объявлялась, конституирующим началом человеческой психики. Она трактуется как главный признак, выделяющий человека из животного мира.

Таким образом, для процесса успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого, т. е. войти в положение того человека, «примерять на себя, его роль», которому адресована коммуникация, посмотреть на себя его глазами. Только в таком случае индивид превращается в личность, в социальное существо, которое способно отнестись к себе как объекту. Таким образом, индивид, личность всегда социальны т. е. не могут сформироваться вне группы, вне общества. Мид выделил в структуре личности три основных компонента (по аналогии с Фрейдовской теорией). Это Я, ми, селф. Я – это импульсивное, творческое движущее начало. «Ми» - образ личности, который должны видеть другие, внутренний социальный контроль, и «Селф» - самость, личностное «я»; совокупность первого и второго компонентов.

При групповом взаимодействии индивиду необходимо обобщить позицию большинства членов группы.

Поведение личности теснейшим образом связано с исполнениями тех социальных ролей, с которыми личность себя отождествляет. Все современные теории роли опираются на символические разработки Дж. Мида, кроме того, именно Мидом было введено понятие «роль», в пространство социальной психологии. Но при этом он не дал четкого определения, этому понятию, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное (фактически это понятие соотносилось с театральным определением). Главной идеей Мида была идея «принятия роли другого» - т. е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению. Понятие социальной роли рассматривается как весьма сложная категория. Социально-психологический аспект социальной связан, прежде всего субъективных факторов социальной роли, т.е. с раскрытием определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Сложность данного феномена не позволяет его однозначно определить. Если мы обратимся к предыдущему материалу, то можно сказать: «Что, фундаментальная ошибка атрибуции связана с тенденцией преувеличивать значение личностных и диспозиционных факторов, а не ситуативных или средовых, т.е. происходит недооценка воздействия социальной роли».

Поэтому принято говорить о следующих аспектах роли:

1) Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, в его взаимодействии с другими (представления других людей).

2) Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение (собственные представления)

3) Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида (наблюдаемое поведение индивида).

Социальную роль в большинстве случаев, при ее социально-психологическом рассмотрении связывают со статусом индивида, но не как определенного положения в системе социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория (набор ролевых ожиданий), которые подразделяются на ожидания – права, и ожидания- обязанности индивида при исполнении им той или иной роли). Понятие социальной роли очень редко употребляется чаще всего используют определение «роль индивида», «межличностная роль».

Классификации ролей. Тибо и Келли делят роли на «предписанные» - внешне заданные, не зависящие от усилий индивида. И «достигнутые» - те, которые достигнуты благодаря личным усилиям индивида. Линтон выделяет роли активные и латентные.Индивид является носителем многих ролей, но в конкретный данный момент он может исполнять только одну роль, именно она будет активной, а все остальные латентными. Т. Сабрин и В. Ален классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют 7 таких стадий от 0, когда индивид лишь числиться носителем, но по существу ее не выполняет до максимальной включенности (которая характеризуется исполнением под воздействием веры в сверхъестественные силы). На промежуточных стадиях расположены ритуальные роли, (второй уровень включенности).

Социальная психология Часть 2.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1366; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8782 - | 7162 - или читать все...

Читайте также:

 

3.226.251.81 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.