Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Выражение эмоций




Самый простой способ узнать об эмоциональном со­стоянии другого человека — это спросить его об этом. Однако внимание привлекали объективные, не свя­занные с самоотчетом признаки эмоциональных состояний.

П. Экман и В. Фризен в 1969 г. выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адапта­ционные проявления — неспецифические выражения эмоций, кото­рые сигнализируют об общем состоянии организма, например ходь­ба «из угла в угол» при душевном волнении, подпрыгивание на ме­сте при радости;

2) регуляторы — движения, придающие ритм течению эмоционального процесса, например покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности;

3) иллюстраторы — телесные выражения интен­сивности эмоции, например размахивание руками в состоянии воз­буждения;

4) демонстрация — намеренное усиление эмоционально­го выражения с помощью мимики, например нахмурившие бровей при гневе, улыбка;

5) знаки — культурно обусловленные жесты, значения которых колеблются в различных сообществах.

Гипотеза об универ­сальности выражения эмоций опирается на три типа аргументов.

Во-пер­вых, это концепция выра­зительной составляющей эмоций как рудимента активных реакций у жи­вотных. Ч. Дарвин выдви­нул гипотезу, согласно которой мимические дви­жения образовались из «полезных» действий. Другими словами, то, что на уровне человека опознается как выражение эмоций, в животном мире было реакцией, имевшей определенное приспосо­бительное значение. Ми­мические движения воз­никли из преобразован­ных полезных движений и представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (на­пример, оскаливание зу­бов при гневе является остаточной реакцией от использования их в борьбе), либо их про­тивоположность (например, расслабление мышц лица - улыбка, выражающая приветливость, является противоположностью напря­жения мышц, характерного для враждебных чувств), либо прямое выражение эмоционального возбуждения (дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма для напа­дения). Таким образом, согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным однозначное рас­познавание эмоций по мимическому выражению.

Джулиан Дюшен де Болон в 1862 г. с помощью брата — вели­кого фотохудожника Надара Адриена Турнашона — выпустил кни­гу, посвященную универсальному выражению эмоций у человека. На лица моделей помещались электроды, которые, пере­давая слабые разряды тока, вызывали механическое сокращение мышц, якобы соответствующее различным эмоциям. «Гальванизированная маска», в которую был превращен человек, выражала удивление, удовольствие, горе, тоску, страх.




Данный цикл исследований можно рассматривать как предте­чу периферической теории эмоций Джеймса — Ланге, сводившей субъективные эмоциональные переживания к отсроченной интер­претации телесных проявлений, вызванных естественными измене­ниями внутреней среды организма.

Однако вопрос о том, насколько человек способен правильно распознавать мимические реакции других людей, до сих пор оста­ется открытым. В одном из исследований испытуемым демонстри­ровались фотографии актеров, изображавших различные эмоции. Было установлено, что число правильных оценок чувств, которые хотел изобразить актер, составляет от 17 до 58%. Впрочем, нельзя сказать, что идея классификации душевной жизни индивида вовсе не привела к значительным достижениям.

К числу примеров продолжения исследования эмоциональных проявлений с помощью фотографии относятся эксперименты К. Лэндиса. Лэндис стремился преодолеть услов­ность показа моделями эмоциональных состояний за счет исполь­зования «экологичных» экспериментальных процедур, которые включали даже элементы жестокости. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел; испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор у него на глазах сам совершал эту операцию. В других случаях испыту­емый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и одновременно подвергался удару электрического тока. Каждое эмоциональное состояние фиксировалось на фотографии. При этом основные группы лицевых мышц обводили углем. Это позволяло впоследствии измерять смещения, которые происходи­ли при различных эмоциональных состояниях в результате сокра­щения мышц. Попытки точно установить, какие группы мышц участ­вуют в выражении конкретных эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям оказалось невоз­можным найти мимику, типичную для страха, смущения или дру­гих эмоций. К. Лэндис предположил, что только мимическая ими­тация эмоции соответствует общепринятым формам экспрессии, в то время как внешнее выражение переживания подлинной эмоции индивидуально. Таким образом, на сегодняшний день признано необходимым различать закрепленную в культуре конвенциональную мимику и спонтанное проявление эмоций.



К. Изард предложил перечень из десяти фундаментальных эмоций: интерес — возбуждение, удовольствие — радость, удивление, горе — страдание, гнев — ярость, отвращение — омерзение, презрение — пренебрежение, страх — ужас, стыд — застенчивость, вина — раска­яние. Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх — средняя интенсивность, ужас — высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанных эмоций, которые он назвал диадами (например, страх — стыд или интерес — удовольствие) и триадами (например, горе — гнев — от­вращение или интерес — удовольствие — удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить 45 диад и 120 триад. В каждый момент времени возможно испытывать только одну преобладающую эмоцию.

Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано с тремя факторами:

а) наличием характерных мимических выразительных комплексов;

б) уникальным субъективным пережи­ванием (феноменологическое качество);

в) специфическим нерв­ным субстратом.

Исследование, проведенное П. Экманом в 1998 г. в 21 стране мира, подтвердило универсальность выражения и схо­жесть в переживании фундаментальных эмоций, описанных К. Изардом. По эмоции удивления совпадение имело место в 20 странах, по эмоции страха — в 19, по эмоции гнева — в 18. П. Экман проводил свое исследование не только в западных культурах или в культурах, подверженных влиянию западной цивилизации. Он отправился в бесписьменную, практически изолированную от внешнего мира культуру Папуа Новой Гвинеи. Неграмотным испытуемым зачиты­вались рассказы, описывающие различные эмоционально насыщен­ные события (например, «у человека умер ребенок») и предлагалось выбрать подходящую фотографию из набора. Полученные данные подтвердили гипотезу об универсальности фундаментальных эмоций.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1797; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9121 - | 7305 - или читать все...

Читайте также:

  1. Mind mapping как графическое выражение и результат визуального мышления
  2. Амортизация основных фондов.. Себестоимость — это денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию единицы продукции конкретного предприятия (фирмы)
  3. Виды эмоций и их общая характеристика
  4. Вывести выражение для полного коллекторного тока транзистора
  5. Выражение благодарности
  6. ВЫРАЖЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
  7. Выражение скалярного произведения
  8. Деньги являются абсолютным выражением богатства и обладают наивысшей ликвидностью, т.е. способностью быстро реализовываться
  9. Дофамин. действует на дофаминовые рецепторы и опосредованно на α-АР и β-АР участвует в регуляции эмоций, поведенческих реакций, моторных функций. Для этого
  10. Жил-дрожал, умирал-дрожал». В каком произведении М.Салтыкова-Щедрина вы встречали это выражение?
  11. ЗАВИСИМОСТЬ МИМИКИ ЛИЦА ОТ ЭМОЦИЙ


 

54.221.145.174 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.