double arrow

Деятельность человека

Основных векторов развития эмоциональной сферы.

Основных векторов развития эмоциональной сферы.

1. количественные и качественные изменения,

  1. изменение функций эмоций
  1. развитие способности к осознанию эмоций, т.е. развитие «языка» эмоций
  1. развитие экспрессии эмоционального переживания, т.е. расширение набора внешних выразительных средств
  1. Развитие способности к эмоциональной регуляции

1. количественные и качественные изменения,

  1. изменение функций эмоций
  1. развитие способности к осознанию эмоций, т.е. развитие «языка» эмоций
  1. развитие экспрессии эмоционального переживания, т.е. расширение набора внешних выразительных средств
  1. Развитие способности к эмоциональной регуляции
  1. Понятие деятельности
  2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева

Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде. Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии. Действие – основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления. В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Распространив деятельностный подход на изучение психики животных и филогенеза психического, А.Н. Леонтьев выделил внутреннюю деятельность живых организмов, непосредственно связанную с поддержанием жизни (непосредственное биохимическое взаимодействие со средой), и деятельность внешнюю (собственно деятельность), непосредственно не связанную с поддерживающими жизнь ассимилятивными процессами. Жизнедеятельность первичных живых организмов была целиком внутренней: условия их существования не предполагали никакой внешней деятельности.

Необходимость во внешней деятельности появилась в результате расширения среды обитания живых организмов, приспособления их к условиям, в которых требуемые для поддержания жизни компоненты среды или источники энергии не даны непосредственно. Леонтьев выделяет понятие чувствительность (способность к ощущению). Чувствительность, по мнению ученого, есть способность отвечать на воздействие среды в двух сопряженных аспектах: психического отражения и соответствующей этому отражению внешней активности. Психическое формируется в виде триады:

1. Потребность (в поддерживающих жизнь процессах и соответственно необходимых для них компонентах или условиях среды).

2. Мотив (предмет потребности), выступающий, с одной стороны, как часть внешней среды, а с другой – как внутреннее, поскольку имеет потребностную значимость и представляет собой «опредмеченную потребность»

3. Психический процесс, выражаемый в пристрастном отношении к предмету потребности. Он и является непосредственной побудительной силой внешней активности, направленной на достижение предмета потребности.

В этой триаде особая роль принадлежит мотиву. Выступая одновременно и как часть внешней среды, и как компонент психического, мотив обуславливает жизненно необходимую связь организма со средой.

У человека внутренняя сторона деятельности представлена психическими образованиями, направляющими внешнюю активность. Внешняя активность и направляющее её психическое возникают и развиваются в неразрывном единстве друг с другом, как две стороны общей жизнедеятельности. Первичной всегда является внешняя активность. В процессе эволюции усложнение условий среды обитания обусловливало соответствующее усложнение внешней жизнедеятельности, что сопровождалось формированием отвечающих ей процессов психического отражения. В онтогенезе психики человека осуществляется переход от внешних, материальных, действий к действиям во внутреннем плане, т.е. внутренние психические деятельности происходят из практической деятельности. Этот переход от внешних материальных действий к действиям во внутреннем плане получил название интериоризации. Таким образом, первичной всегда является внешняя практическая деятельность.

Операционный аспект деятельности связан с собственно активной фазой деятельности, наступающей после «опредмечивания» потребности (появления мотива). А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности действия и операции. Действия являются «основными составляющими» отдельной деятельности. Под операцией понимается способ выполнения действия. Согласно Леонтьеву, действием можно назвать процесс, подчиненный сознательной цели. По мнению ученого, операции появляются в структуре деятельности уже на перцептивной стадии, т.е. на уровне жизнедеятельности животных.

Цель может совпадать с мотивом. Например, при появлении жажды мы наливаем в стакан воду. Цель – это стакан воды, мотив – утоление жажды. В данном случае, совпадение цели с мотивом. Обычно цели не совпадают с мотивами. Пример с мальчиком, который хочет привлечь внимание понравившейся девочки (мотив), ставит перед собой различные цели и достигает их, получить хорошую оценку, написать любовную записку, дерзко вести себя на уроке и т.д. (цели). Однако мотив и цели в данном случае не совпадают, девочка не различными мотивами. Например, ребенок решает сложную задачу. Его цель получить положительный результат, т.е. решить задачу. Мотивы различны: заслужить похвалу родителей, не огорчать учителя, научиться арифметике и т.д.

Мотивация – базовая структура психологии личности, позволяющая выявить и описать аспекты человеческой психологии, связанные с побуждением субъекта к определенным формам активности. При обсуждении мотивации и мотивационной сферы подразумевают внутриличностные факторы поведения и деятельности. Единицей анализа мотивационной сферы личности служит потребность. Потребность - это первичный уровень живых существ, основная движущая сила их развития, направляет и организовывает познавательные процессы и поведение личности. Источником активности личности являются различные потребности. Потребности опосредованно реализуются и проявляются через мотивы или потребность может проявляться в виде мотива. Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, формами, широтой и узостью, содержанием деятельности. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Существуют различные формы мотивов: побудительные и притягательные.

Побудительные: установки, влечения, желания

Притягательные: интересы, мечты, идеалы, убеждения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: