Интересы

Желания Мечты

Установки Идеалы

Влечения Убеждения

МОТИВЫ

Виды мотивов

Побудительные Притягательные

Установка – механизм неосознаваемой регуляции поведения. Предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта, выражающаяся в готовности его к деятельности.

Влечение – психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим состоянием: по мере того, как оно осознается или находится предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно необходимо переходит в желание.

Желание – переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Желание как мотив деятельности характеризуется отчетливой осознанностью предмета потребности и возможных путей ее удовлетворения.

Интерес – форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающим стремление понять его. Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей. Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Мечта – мотив поведения. Созданный в представлении образ желаемого. Мечта выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта своего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Если бы у человека не было образа желаемого будущего, то он не мог бы активно трудится и преодолевать препятствия на своем пути. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.

Идеалы – совокупность норм проведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. В идеале особенно человек ценит то, чего ему не хватает. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Лучшие тенденции, которые воплотились в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором поведения человека.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.

Убеждения выступают как сильнейшие побудители, как жизненно значимые мотивы поведения человека.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, цели, идеалы, убеждения составляют направленность личности.

Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом:

П (потребность) – деятельность – М (мотив) – действие Ц (цель).

При рассмотрении структуры деятельности необходимо иметь ввиду, что потребность – источник, первопричина деятельности – может быть удовлетворена посредством различных предметов (мотивов). Например, потребность в пище можно удовлетворить с помощью различных продуктов питания, потребность в физической активности – с помощью различных видов спорта. Таким образом, одна и та же потребность может порождать различные деятельности, направленные на реализацию различных мотивов. Каждый мотив, в свою очередь, может быть реализован посредством различных целей, достигаемых с помощью различных действий.

Ведущая деятельность. Источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу, дуть в игрушечную трубу. Позже с помощью учителей и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные навыки и знания. Сем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает. Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами, то дошкольник умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить. Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. 1) в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности; 2) в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции; 3) от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Условия жизни человека таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве – в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте – манипулируя с предметами, в дошкольном детстве – играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте – в учебной деятельности, в подростковом – в интимно-личностном общении со сверстниками, в юности – при выборе и подготовке к будущей профессии, в молодости – при освоении выбранной профессии и создании семьи и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: