Ключевые понятия
Узловые вопросы
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Введение
1. Предмет психологии обучения.
2. Принципы психологии обучения.
3. Проблемы психологии обучения.
4. Основные тенденции современного образования.
Научение - результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека).
Образование - социальный процесс передачи опыта от поколения к поколению; индивидуальный процесс усвоения и освоения общечеловеческого опыта.
Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества; организация формирования знаний, умений, навыков.
Обучаемость - это характеристика потенциального развития ученика, его восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Обученность - это характеристика актуального развития ребенка, запас имеющихся у него к сегодняшнему дню знаний, а также сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).
|
|
Развитие – наличный уровень усвоенного, что уже перешло из плана социального опыта в план опыта индивидуального и при этом привело к некоторым психическим и личностным новообразованиям.
Усвоение – процесс перехода элементов социального опыта в опыт индивидуальный.
Учебная деятельность – совместная деятельность учителя и учащихся.
Учение - процесс приобретения и закрепления (или изменения) способов деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями.
Формирование – деятельность учителя, связанная с организацией усвоения определенного элемента социального опыта учеником.
Психология обучения - раздел педагогической психологии, изучающий психологические проблемы процесса усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Исследует:
- психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности;
- условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения;
- возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся.
* строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития;
* организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащихся на основе проектирования новых видов деятельности обучающихся;
* сводится не только к передаче знаний, умений и навыков, поскольку обучение - это есть и процесс формирования личности учащегося, развития мотивации его поведения;
* обеспечивается развивающий и воспитывающий эффект не любой, а только формирующейся учебной деятельности.