Ключевые понятия. Умственных действий и понятий П. Я. Гальперина

Умственных действий и понятий П.Я. ГАЛЬПЕРИНА

Теория поэтапного формирования

Внешняя деятельность - чувственно-предметная. Материальная деятельность.

Внутренняя деятельность - деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Действие - процесс, направленный на достижение осознаваемой цели.

Интериоризация - процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность.

Схема ориентировочной основы действий (СХООД) - алгоритмическое предписание, представленное во внешней четкой форме в виде записи на карточке:

Наиболее полное представление преимуществ программирования в образовательном процессе. Основана на положениях, разработанных Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, Н.Ф.Талызиной:

· всякое внутреннее психическое есть превращенное, интериоризированное внешнее;

· психика (познание) и деятельность суть единство, а не тождество; психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим;

· психическая внутренняя деятельность имеет такую же структуру, что и внешняя, предметная;

· психическое развитие имеет социальную природу;

· деятельностная природа психического, образа позволяет рассматривать в качестве его единицы действие. Следовательно, управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются.

С точки зрения теории П.Я.Гальперина задачи обучения заключаются в

· описании любого формируемого действия совокупностью его свойств, подлежащих формированию;

· создании условий для формирования этих свойств;

· разработке системы ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок;

· определении исходного уровня познавательной деятельности обучающихся, содержания обучения как системы умственных действий, средств, т.е. действий как обобщенных средств усвоения широкого круга знаний;

· выделении основных этапов усвоения, на каждом из которых к действиям предъявляются свои требования;

· разработке алгоритма действий, обеспечении на основе обратной связи регуляции процесса научения.

 
 


И

Н

Т

Е

Р

И

О

Р

И

З

А

Ц

И

Я

Этапы полноценного усвоения   1. Мотивация (привлечение внимания, пробуждение интереса, желание получить соответствующие знания). 2. Составление и уяснение схемы ориентировочной основы действий (СХООД) 3. Поэтапное формирование деятельности: А) этап выполнения действий в материальной или материализованной форме; Б) этап внешнеречевых действий; В) этап выполнения действий во внешней речи про себя; Г) этап умственных действий  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: