Узловые вопросы
Направления критики теории П.Я.Гальперина
Александр Израилевич Раев
Печатается по изданию: Раев А.И.
Управление умственной деятельностью
младшего школьника. - Л., 1976. - С.34-35.
Критика данной теории идет в основном по трем направлениям. Во-первых, указывается на то, что здесь имеет место противопоставление внешней и внутренней психической деятельности и признается существование первой без второй. «Нельзя, - говорит С.Л.Рубинштейн, - сводя действия человека к одной лишь внешней исполнительной его части, вовсе изъять из внешней практической деятельности человека ее психические компоненты и вынести «внутренние» процессы за пределы «внешней» человеческой деятельности – как это сознательно или бессознательно, эксплицитно или имплицитно делается, когда утверждают, что психическая деятельность возникает в результате интериоризации внешней деятельности»1.
Во-вторых, отмечается, что не всегда исходной формой интеллектуальной деятельности предстает материальная форма. Так, например, Н.А.Менчинская считает, что «в одних случаях исходной формой действительно является восприятие и действие с предметами, в другом – только восприятие, в третьем – образ или представление, и, наконец, возможны такие случаи, когда исходной формой является обобщенная и абстрактная, словесно выраженная мысль, усвоенная вначале в нерасчлененной форме, а затем путем последовательной конкретизации – в ее полноценном содержании»2.
|
|
В-третьих, указывается на то, что процессом интериоризации не заканчивается формирование умственных действий и что «завершающим этапом в развитии мыслительных операций учащихся является не становление умственного действия, а реализация, или воплощение умственного действия в практической деятельности»3.
Примечания
1Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М., 1959. – С.253.
2Менчинская Н.А., Сабурова Г.Г. Проблема обучения и развития.//Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном конгрессе психологов / Под ред. А.А.Смирнова. – М., 1969. - С.96.
3Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. психология усвоения знания в школе. - М., 1959. – С.253.
Часть 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Понятие учебной деятельности.
2.Общая характеристика учебной деятельности.
3.Различные подходы в понимании структуры учебной деятельности.
4.Пути формирования учебной деятельности.
5.Показатели сформированности учебной деятельности.
6.Особенности учебной деятельности в школьном возрасте.
Знания - разновидности субъективных образов в сознании.
Мотив - то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.
|
|
Навык - способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Предмет деятельности – то, на что она направлена; то, что субъект имеет к началу своей деятельности и что должно превратиться в ее продукт.
Продукт деятельности - превращенная форма предмета деятельности.
Средства деятельности - то, с помощью чего она осуществляется.
Способ учебной деятельности - это ответ на вопрос, как учиться, каким образом получать знания.
Умения - способность осознанно выполнять определенное действие.
Учебные действия - это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач.
Учебная деятельность - процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменение старых.
Условия деятельности - это все те обстоятельства, которые влияют и на возможности ее осуществления, и на процесс протекания, и на успех.
Формирование - такая совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных социальных ценностей, мировоззрения, концепцию жизни, воспитать социально-психологические качества и определенный склад мышления.
Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.
Существуют разные определения учебной деятельности.
· «…это деятельность по освоению обобщенных результатов предшествующего труда других людей» (С.Л.Рубинштейн);
· «…ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте» (Д.Б.Эльконин);
· «…вид деятельности, в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность» (К.К.Платонова);
· «…деятельность учителя, сознательно направленная им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей» (Л.М. Фридман);
· «…это деятельность, в которой ребенок под руководством учителя систематически овладевает содержанием развитых форм общественного сознания и умениями действовать в соответствии с их требованиями» (В.В.Давыдов);
· «…один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);
· «…есть деятельность, направленная на преобразование опыта обучаемого в процессе активного, преднамеренного, осознанного присвоения им социального опыта при непосредственном или опосредованном взаимодействии с педагогом с целью формирования обучаемого как субъекта данной деятельности; это деятельность по решению учебных задач» (Г.И.Вергелес).