Средства учебной деятельности
Цели учебной деятельности
Основные характеристики учебной деятельности
· направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
· осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими);
· общие способы действия предваряют решение задач;
· отвечает познавательному, постоянно неудовлетворенному стремлению;
· ведет к изменениям в самом субъекте;
· изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов их собственных действий;
· имеет общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам общения и протекает в специальных общественных учреждениях.
Предметом учебной деятельности является
· усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов;
|
|
· все те знания и умения, которые по своему предметному содержанию имеют прямое отношение к тем знаниям и умениям, которые ученик должен усвоить; все то, что достраивается в процессе учения до запланированного продукта.
Продукт учебной деятельности – это желаемые изменения в самом учащемся, которые состоят либо в приобретении некоторого знания, умения или их фрагментов, либо в трансформации свойств уже имеющихся у учащегося знаний и умений.
· обогащение, совершенствование, формирование личности субъекта;
· развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы учащихся;
· изменение, преобразование, приращение опыта ученика;
· подготовка к будущей самостоятельной деятельности;
· приобретение знаний, умений и навыков.
Интеллектуальные | Вербальные | Фоновые знания |
Это действия, лежащие в основе учебной деятельности: анализ, синтез, обобщение, классификация и др. | Средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. | В них включаются новые знания, и на этой основе структурируется индивидуальный опыт. |
Репродуктивные | Проблемно-творческие | Исследовательско-познавательные | Поэтапное формирование умственных действий |
мотивационный побудительный
познавательный программно-целевой
исполнительный действенно-операционный
контрольный контрольно-регулирующий
(Й.Лингарт) (А.Ю.Юров)
учебно-познавательные мотивы содержательный
учебная задача СТРУКТУРАоперационный
учебные действия УЧЕБНОЙ мотивационный
|
|
самоконтроль, самооценка ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Б.Г.Ананьев,
(Д.Б.Эльконин) И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ С.Л.Рубинштейн)
анализ задачи; овладение системами знаний и опе-
принятие учебной задачи; рирование ими;
актуализация имеющихся знаний, овладение системами действий, прие-
необходимых для решения задачи; мов учебной работы, путями их пере-
составление плана решения задачи; носа и нахождения;
контроль и оценка решения задачи; становление целеполагания и мотивов
осознание способов осуществленной овладение системой способов управ-
деятельности (Г.И.Вергелес) вления своей учебной деятельностью;
особенности взаимодействия данных
компонентов (Е.Н.Кабанова-Меллер)