double arrow

Подумайте, пожалуйста


Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В 60-80-е ГОДЫ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Раздел IV

Советуем прочитать

Подумайте, пожалуйста

1. Что объединяет творчество А-Погорельского и В.Одо­евского для детей?

2. В чем художественное своеобразие волшебной повести А. Погорельского «Черная курица», сказки В.Одоевского «Го­родок в табакерке»?

3. Каковы основные итоги развития литературы для детей в первой половине XIX века?

1. Бегак Б. Чудесный дедушка [В.Ф.Одоевский]// Класси­ки в стране детства — М.: Дет. лит., 1983. — С.35—48.

2. Шаров А. Волшебники приходят к людям [Главы «Ан­тоний Погорельский», «Владимир Ф. Одоевский»]. — М.: Дет. лит., 1979. - С.73-100, 211-244.

3. Серов С. Я. Русская литературная сказка// Городок в табакерке: Сказки русских писателей. — М.: Правда, 1989. — С.3-16.

Своеобразие литературного процесса определялось общей демократизацией культуры, углублением художественного со­знания, наконец, тем обстоятельством, что литература этой эпохи представляла собой “яркое созвездие великих имен”. Одновременно жили и творили такие выдающиеся мастера художественного слова, как И.Тургенев, И.Гончаров, Ф.Дос­тоевский, Л.Толстой. Это не могло не влиять на развитие литературы для детей, что было напрямую связано со значи­тельными изменениями в системе образования, с развитием педагогики. Отмена крепостного права, обретение личной свободы, гражданских прав более чем третью населения стра­ны изменило отношение к знаниям, школе. Известный педа­гог и автор книг для детей Е.Н.Водовозова писала об этом времени: “...Все вдруг бросились учиться и учить других, на­чали думать, читать, высказывать свои мысли, требовать от всех и для всех широкой общественной деятельности, про­свещения всех классов общества без различия пола, сосло­вия, материального достатка”[lix].

В пореформенное время силами земства, демократичес­кой общественности была создана начальная народная шко­ла, в городах на общественных началах энтузиасты открыва­ли воскресные школы для всех желающих учиться — и детей, и взрослых.

В народных школах расширился круг предметов: помимо чтения, письма, арифметики, преподавались элементарные —ведения по природоведению, географии, истории. Важно отметить, что при обучении чтению использовали нагляд­ность, звуковой метод. Дети обучались не механическому, а осмысленному чтению, рассчитанному на понимание читае­мого текста. Учились читать теперь не по-церковнославян­ски, а по-русски. Это вызывало интерес к книге, потребность в чтении “для души”, для решения жизненных вопросов.




При школах учреждались библиотеки, доступные не толь­ко учащимся, но и всему местному населению, — это были первые библиотеки на селе. С середины 80-х годов стали со­здаваться бесплатные народные библиотеки и читальни, сна­чала в городах, а затем, к концу века, и в сельской местнос­ти. Дети, молодежь были самыми активными читателями.

Появление обширного круга читателей из крестьянской, из низовой городской среды поставило вопрос о новой лите­ратуре “для народа”. Особенно остро ощущалась потребность в детской литературе, доступной, понятной этому новому чи­тателю. Одним из первых об этом заговорил Лев Толстой.

Обобщая свой опыт преподавания в Яснополянской шко­ле, Толстой пришел к выводу, что нет литературы, которую можно было бы дать только что научившимся читать детям. Крестьянские ребята не понимали ни “Робинзона Крузо”, ни “Илиаду” в переводе Гнедича, ни “Похождения Грибуля” Жорж Санд, ни даже пушкинского “Гробовщика” или гого­левской “Ночи перед Рождеством”. Не годились и грубые подделки под народный язык — псевдонародная литература, в изобилии хлынувшая на рынок. Нужна была особая, '“под­ходящая по понятиям” для этих детей, “переходная литерату­ра”. Она, по мысли Толстого, должна была помочь неиску­шенному читателю освоить литературный язык, подвести к пониманию Карамзина и Пушкина[lx].



На запрос времени откликнулись писатели, поэты, близ­кие к народной среде (Н. Некрасов, А. Плещеев, И. Суриков), педагоги (Ушинский, его последователи, сам Л.Толстой), писатели-народники.

Объединение педагогической и литературной деятельнос­ти позволило Л.Н.Толстому, К.Д.Ушинскому создать блис­тательные произведения для детей, вышедшие за рамки учеб­ных книг, ставшие классикой детского чтения.

В 60—70-е годы к детской литературе обратились многие педагоги — так велика была потребность в материале для учеб­ных занятий, для внеклассного чтения. Для многих крестьян­ских детей эти первые книги, прочитанные в школе, надолго сохранялись в памяти, были едва ли не единственными ис­точниками систематических знаний о мире.

Продолжая традиции К.Ушинского, составляет и издает свои книги для классного и домашнего чтения известный педагог Н.А.Корф, непосредственный организатор земских народных школ в Александровском уезде. Его книга “Нащ друг” имела сугубо познавательную, прикладную направлен­ность. Будучи сторонником “реального чтения”, Корф стре­мился сообщить крестьянским детям в первую очередь по­лезные для жизни сведения. Стихи, сказки, по его мнению, не могли найти отклика ни у учеников, ни у их родителей, пославших сыновей в школу ради серьезного учения.

В 1871 году выходит “Книга для первоначального чтения в народных школах” В.И.Водовозова. Предложенная им про­грамма чтения шире, чем у Корфа. Водовозов включает в свою книгу рассказы по естествознанию, географии, исто­рии, статьи о важнейших промыслах и отраслях промышлен­ности. Кроме того, в нее вошли и художественные тексты — отрывки из произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тур­генева, Кольцова, Некрасова.

На поприще детской литературы выступили такие извест­ные педагоги, как В.П.Острогорский (редактор “Детского чтения”, автор популярного в течение многих лет пособия “Русские писатели как воспитательно-образовательный ма­териал для занятий с детьми”), Д.И.Тихомиров и многие дру­гие. Почти все редакторы и ведущие сотрудники детских жур­налов этого времени были видными педагогами. Многие из­вестнейшие детские писатели занимались педагогической деятельностью — А.Анненская, П. Засодимский, Л.Модзалев-ский, А. Пчельникова и другие. Активное участие педагогов в детской литературе упрочило ее влияние, способствТзвало уси­лению воспитательной направленности. “Можно сказать, что детская литература конца века переходит в руки педагогов, они оказываются организаторами ее, издателями, теоретика­ми” (А. Бабушкина).

Литература для детей в оценке критиков. В пореформен­ное время быстро растет число педагогических журналов, и все они в той или иной мере обращаются к вопросам детско­го чтения. Статьи о чтении публикуются в “Журнале для вос­питания” (с 1860 года переименован в “Воспитание”), “Учителе”, “Педагогическом сборнике”, в журнале “Детский сад” /вместо него с 1877 года выходит “Воспитание и обучение”).

О росте общественной значимости литературы для детей свидетельствовало внимание к ней крупных литературно-публицистических журналов: “Современник”, “Отечественные записки”, “Библиотека для чтения”. На страницах этих попу­лярных изданий дебатировались вопросы воспитания, поме­щались рецензии на книги для детей и юношества, публико­вались произведения для юных читателей.

Наиболее активную позицию занимал некрасовский “Со­временник”, где с 1854 по 1862 год печатались статьи извест­ных критиков и публицистов Н.Г.Чернышевского, Н.А. Добро­любова, с 1862 года — М.Е.Салтыкова-Щедрина. Исходя из того, что в новых условиях исключительно важно было развить у нового поколения стремление к активной общественной, гражданской жизни, литературу они рассматривали как главную наставницу в этом, как “учебник жизни”. Основные требования к детской книге — правдивость, реалистичность (“чтобы каждую вещь называть своим именем”, без смягчений и прикрас), четкая идейная позиция автора, художественность, которая заключается в предельной емкости и краткости выражения.

Современную им литературу 50—60-х годов критики оце­нивали в основном негативно. Добролюбов называл ее “жал­кой отраслью нашей отечественной словесности”, на фоне которой “поневоле ... радуемся всякой мало-мальски грамот­ной и полезной детской книжке, как будто бог знает какой находке”[lxi]. Статьи Чернышевского, Добролюбова, особенно Писарева носят острополемичный характер. Беспощадной критике подвергалось большинство рецензируемых книг, прежде всего за крепостническую мораль, морализирование, слащавую сентиментальность.

Сентиментальность Н.Чернышевский усматривал даже в рассказах для детей К.Ушинского, В.Даля. Неправдоподоб­ной, идеализирующей действительность представлялась кри­тику коллизия повести П.Шпилевского “Цыганенок”, автор которой “заставил помещика не только дать приют цыганен­ку, но и ухаживать за ним, будто за знатным приемышем”.

Отвергая “реакционную”, ограниченную, малохудожест­венную литературу, Чернышевский, Добролюбов ратовали за расширение круга детского чтения, горячо пропагандирова­ли произведения писателей, составляющих славу отечественной литературы, — Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева В духе времени (60-е годы — пора увлечения естественнонауч­ными знаниями) Чернышевский, а особенно Добролюбов ц затем Писарев выступали за развитие научной и научно-попу­лярной литературы. Она способствовала формированию мате­риалистического мировоззрения, гражданского сознания. Кри­тики выступали и как авторы-популяризаторы. Чернышевский написал книгу “Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения” (1856), а Добролюбов — “Алексей Васильевич Кольцов. Его жизнь и сочинения” (1858).

Преломляя к новым общественным условиям воззрения Белинского, критики революционно-демократического направления прямо и косвенно влияли на развитие литературы 60—70-х годов. Журнал “Современник” приветствовал твор­чество Некрасова как образец литературы для детей, популя­ризировал рассказы и повести из народной жизни писа­тельницы Марко Вовчок, стихи для детей И. Никитина, А. Пле­щеева, Н.Огарева, Ю.Жадовской, А.Фета, отдавая предпочте­ние произведениям с общественным и остросоциальным звучанием. В журнале впервые появилась популярнейшая впоследствии повесть Г.Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома” (1857), публиковались переводы романов Диккенса. В 1852 году здесь были опубликованы “Детство”, “Отрочество” Л.Толстого, его “Севастопольские рассказы”.

В 1858 году в “Современнике” развернулась дискуссия о чтении детьми современной литературы. Читатели журнала активно участвовали в обсуждении вопроса, вредны-ли для детей повести Тургенева, Толстого, Гоголя, знакомящие юных читателей с “несколько грустной стороной жизни”. Сотруд­ники и авторы “Современника” были за широкий подход к детскому чтению, утверждали критерии актуальности, граж­данственности, реалистичности в оценке произведений, пред­назначенных детям и юношеству.

Существовали и другие подходы к пониманию задач лите­ратуры и детского чтения. Сторонники эстетического направ­ления были против привнесения в литературу для детей “зло­бы дня”, видели роль чтения в детском возрасте в развитии эстетического вкуса, нравственного чувства, ума. Это направ­ление в критике пока практически изучено крайне недоста­точно.

Такую позицию занимал журнал М. Ростовской “Семейные вечера” (1864—1890), рекомендованный для библиотек средних учебных заведений. В двух своих отделах — для младших (от 9 до 14 лет) и старших читателей он публиковал сказки, игры, рассказы, повести отечественных и зарубежных авторов, очерки о жизни замечательных людей, статьи по искусству, истории, естествознанию. Издатель журнала, известная писа­тельница, сама активно выступала как автор стихов и повестей в журнале. М. Ростовская не разделяла взглядов радикально настроенной интеллигенции и видела свою задачу в том, чтобы уберечь своих читателей от “новых людей”, от нигилистов. Это выражалось в отборе тематики исторических и совре­менных материалов. В целом же, по оценке Н.В.Чехова, жур­нал был разнообразен, давал много ценных познавательных материалов и потому смог просуществовать более двух деся­тилетий. Близок к этому направлению был и журнал с характерным названием “Задушевное слово” (1876—1917).

Журнал “Семейные вечера”, как и журнал “Игрушечка”, высоко оценивал Ф.М.Достоевский. Подшивки “Семейных вечеров” за 1872—1879 годы хранились в библиотеке писате­ля. Размышляя о чтении детей, подростков, Достоевский на первый план ставил книги “идеального” содержания, роман­тической устремленности. Он считал, что в юном возрасте следует “повременить” с литературой критического, обличи­тельного направления, а “газетную литературу... по возмож­ности, устранить”.

Свой взгляд на детскую литературу выразил видный педа­гог, критик, библиограф Ф.Г.Толль. В 1862 году вышла его работа “Наша детская литература. Опыт библиографии со­временной отечественной детской литературы, преимущест­венно в воспитательном отношении”.

Автор подверг анализу все сколько-нибудь заметные яв­ления в области текущей литературы для детей (всего 242 книги и 6 журналов). Во введении он излагает свое понима­ние задач детского чтения и критерии оценки детских книг. Во главу угла Толль ставил требования к языку (он должен быть “безупречен по правильности, плавности, ясности и изяществу”) и соответствие возрасту читателей. Содержа­ние детских книг должно быть “безусловно нравственным”. Важный критерий также — познавательная ценность и за­нимательность. Будучи сторонником и активным пропаган­дистом “реального образования”, Толль предъявлял высо­кие требования к содержательной, говоря современным язы­ком, “информативной”, стороне произведений для детского чтения. “Книги, не заключающие в себе никаких сведений, Которые бы стоило удержать в памяти”, просто вредны. “Поэ­тому мы, в большей части случаев, враги сказок, в которых фантастический элемент отъединен от познавательного и нравственного”[lxii]. Критичное отношение к фантастической литературе, к сказке было характерно для позиции многих просветителей-шестидесятников. Солидаризируясь с Черны­шевским, Добролюбовым в подходе к научно-популярной литературе, применительно к художественным произведе­ниям Ф.Толль не выдвигал требований актуальности, обще­ственной значимости, но ценил их за содействие эстетичес­кому воспитанию.

Журналы для детей. На волне общественного интереса к детской литературе интенсивно развивается периодика. Кро­ме продолжающихся с начала 50-х годов “Звездочки” и “Лу­чей” А.Ишимовой, “Журнала для детей” М.Чистякова, в этот период почти ежегодно возникают новые издания. Так, в 1856 году впервые вышел “Художественный журнал для юношест­ва”, в 1858 — “Подснежник”, в 1859 — “Детский журнал”, “Собеседник” и “Рассвет”.

Среди периодических издание этого времени появляется специализация: выделяются журналы для юношества,-для де­тей младшего возраста и даже дошкольников (например, “Дет­ский сад”, 1873—1876), журналы литературно-художественные и научно-популярные. Среди последних отметим “Вокруг све­та” (с 1861), “Натуралист” (1864—1867), “Природа и люди”. Как явление новое с большим интересом были встречены жур­налы развлекательного характера: “Часы досуга” (1858—1861), “Калейдоскоп” (1860—1862), “Дело и отдых” (1864—1866), “За­бава и рассказы” (1863—1867).

Журналы “Подснежник” (1858—1862) и “Рассвет” (1859— 1862) относили к новому, молодому направлению в литера­туре. Редактором “Подснежника” был талантливый критик В.Н.Майков, сотрудник “Современника”. В журнале высту­пали со своими произведениями И.С.Тургенев, Н.А.Некра­сов, А.Н.Майков, М.Л. Михайлов. Здесь стали публиковать­ся “Русские народные сказки” из сборника А.Н.Афанасьева. “Рассвет” был задуман как “журнал науки, искусств и лите­ратуры для взрослых девиц”, имел широкую образователь­ную и эстетическую программу. В нем начинал свою литера­турно-критическую деятельность Д.И.Писарев.

В конце 60-х годов начал выходить популярный журнал “Детское чтение” (1869—1906, с 1906 г. — “Юная Россия”). Основатель и первый редактор журнала — Алексей Николае­вич Острогорский (1840—1917), известньй педагог, литератор, возглавивший позднее крупнейший педагогический жур­нал “Педагогический сборник”. На разных этапах редактора­ми “Детского чтения” были известные педагоги В.П. Остро­горский, Д.Д. Семенов, Д.И.Тихомиров — люди талантливые, образованные, с широким культурным кругозором. Этот жур­нал был одним из лучших, с обширной образовательной, вос­питательной и культурной программой. В нем участвовали все видные детские писатели, нашли отражение новые тенденции в отечественной литературе. В 70-е годы здесь публиковались произведения писателей-народников А. Левитова, П.Засодим-ского, стихи А. Плещеева, в 80—90-е годы — рассказы Д. Ма­мина-Сибиряка, К.Станюковича, И.Шмелева, стихи моло­дых поэтов И. Бунина, К. Бальмонта и многих других авторов.

В 80-е годы наблюдается новая волна в журналистике. Из журналов, возникших в это время, дольше всех просущество­вали “Детский отдых” (1880-1906) и “Родник” (1882-1917), который издавала известная детская писательница Е.А.Сы-соева, а редактировал А-А-Альмединген, педагог и детский писатель. “Родник”, так же как и “Детское чтение”, стремил­ся стать своеобразным центром объединения писателей. На­звание журнала было предложено поэтом Я.Полонским. Это было прекрасно иллюстрированное издание. На его страни­цах читатели могли познакомиться с любыми произведения­ми отечественных и зарубежных авторов (А.Доде, Р.Киплин­га, Ж.Верна, М.Твена), прочитать популярные статьи извест­ных ученых. Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода: вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новые имена, новые произведения. Журнальные публикации формировали круг чтения, разви­вали интерес к литературе, потребность в чтении.

Литература познавательной направленности. С развитием журналистики тесно связана и литература познавательной направленности. Основной поток информации шел в жур­нальной периодике. Книги часто представляли собой отдель­ные издания уже опубликованного в журналах или журналь­ные приложения.

Характерный для 60-х годов интерес к науке выразился в разработке естественнонаучной тематики. Издания энцикло­педического, универсального характера немногочисленны. Те, что создаются в это время, носят прикладной характер. Тако­ва, к примеру, книга А. Пчельниковой “Беседы с детьми” (1858— 1859). Используя традиционную форму беседы матери с доче-рью, Пчельникова знакомит читателей с широким кругом реальных знании: дом, быт, мастерские, домашние животные. Здесь же помещены рассказы по естествознанию, пословицы, сказки и рассказы. Эта книга в свое время была высоко оцене­на Чернышевским по тематике, по манере изложения.

Ориентация на “реальные” знания в сочетании с широ­той, энциклопедичностью была характерна для учебных книг, разработанных К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым и их последо­вателями.

В это время издаются для детей адаптированные перевод­ные книги известных ученых: Брема, Дарвина, Фарадея, Г. Ваг­нера. В издательстве Вольфа вышли классические в научно-популярной литературе книги “История свечи” М. Фарадея, “История кусочка хлеба” Ж. Массе. Затем эстафету подхвати­ли отечественные авторы, в роли популяризаторов науки вы­ступили педагоги и ученые. С родной природой знакомили детей книги Е.Н.Бекетовой “О земле и тварях, на ней живу­щих”, А.Н.Острогорского “Среди природы”, “На досуге. Этю­ды естествознания”, “Записки ружейного охотника” С.Т.Ак­сакова. Разнообразны научно-популярные книги по геогра­фии. В работах известного русского путешественника С.В.Максимова “Дремучие леса”, “Русские горы и Кавказ­ские горы” конкретность, научность материала сочеталась с живостью, занимательностью изложения. Наиболее привле­кательной для свободного чтения была литература о путеше­ствиях. Для детей в сокращенном виде публикуются очерки путешествия И.Гончарова “Фрегат “Паллада” и “Корабль “Ретвизан” Д.Григоровича, в переводах М.Вовчок один за другим выходят романы Ж. Верна. Ф.Толль в своем библио­графическом обзоре высоко оценил книги А.Разина, посвя­щенные географической тематике — “Путешествие по раз­ным странам мира” (1860) и “Открытие Америки, Камчатки и Алеутских островов” (1860). Пишущие для читателей млад­шего возраста продолжали разработку серии “робинзонад” (“Настоящий Робинзон” А.Разина, “Первая сказка моим вну­кам” безымянного автора — о мальчике Иванушке, заблу­дившемся в лесу). Формируются основные жанры научно-познавательной литературы: рассказ, очерк, научно-художе­ственная статья, описание. Жанр путешествий с этого времени становится одним из самых популярных.

Художественная проза. Вторая половина XIX века — вре­мя расцвета литературы для детей. В этот период трудно на­звать писателя, в той или иной мере не способствовавшего развитию детской литературы. Н. Некрасов, Л.Толстой, Д. Гри­горович, М.Михайлов, Д. Засодимский систематически пи­шут для детей. И.Гончаров вносит изменения в свою книгу “фрегат “Паллада”, пишет специальное предисловие “Разго­вор с читателем”, публикуя его в журнале “Подснежник”. Для юных читателей издаются рассказы И.Тургенева из “Записок охотника”. Интерес к содержанию детского чтения проявля­ет Ф.Достоевский. Усиливаются реалистические тенденции. В книгах для детей появились новые темы, новые образы. Углубляется и усложняется изображение внутреннего мира ребенка. В литературу в качестве равноправной пришла тема детства. Глубоко символично, что “Детство” (1852) — первое крупное произведение писателя-гуманиста Л.Н.Толстого. Повесть о детстве — главное художественное открытие этого времени.

“Детство” Л.Толстого, “Детские годы Багрова-внука” С.Ак­сакова ввели в большую литературу нового героя — ребенка с его уникальным, неповторимым миром чувств, мыслей, ин­тересов. “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детст­ва! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспо­минания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”, — пишет Л.Толстой, исследуя феномен детства, прослеживая истоки человечес­кой личности в первых годах жизни ребенка.

“Жизнь человека в дитяти” интересовала и С.Аксакова. Его повесть “Детские годы Багрова-внука” '(1858) — книга о первом познании мира ребенком, о поэзии природы, поэзии родного слова. И здесь доминирующее настроение: “Вот была радость, вот было счастье!”

Классическим произведением жанра повести о детстве стало “Детство Темы” (1892) Н.Гарина-Михайловского. Эта “необыкновенно нежная, яркая и драматическая книга” (М.Горький) достойно продолжает традицию Толстого и Ак­сакова. Писатели-гуманисты открыли уникальную страну дет­ства, заставили читателей задуматься о сложности детского мира, об ответственности каждой “эпохи возрастания” в жизни человека, о значимости духовно зрелой любви к детям.

Тема детства с этой поры постоянно присутствует в твор­ческом сознании русских писателей. К детству как истоку человеческой личности обращаются И.А. Гончаров (“Обло­мов”), М.Е.Салтыков-Щедрин (“Господа Головлевы”). Тема детства волнует Ф.М.Достоевского, особенную боль у него вызывали детские страдания. Известно, что писатель читал маленькой дочери и ее приятелям отрывки из своих произве­дений и намеревался составить из них специальный сбор­ник, но не успел этого сделать. Такая книга была издана после смерти Ф.Достоевского под редакцией О. Миллера (1883), вторая вышла в 1887 году.

Образы детей, лишенных детства, силой обстоятельстн оказавшихся без дома, без семьи, появляются в произведена ях Д.Григоровича, А.Левитова, П.Засодимского. Современ­ным детям знаком рассказ Д.Григоровича “Гуттаперчевый мальчик” о трагической судьбе восьмилетнего мальчика-ак­робата. Писатели-народники П.Засодимский, Ф.Нефедов, А.Круглов знакомили читателей с жизнью деревни, с крес­тьянским бытом. Дети, герои их рассказов и повестей, пред­стают существами не только страдающими и забитыми, но и смышлеными, жизнерадостными. Они деятельно участвуют в общей трудовой жизни семьи, тонко чувствуют природу. Та­ковы, например, герои рассказов П.Засодимского Зина (“Дочь угольщика”), Ваня (“Ванин сад”), Вася из “Повести о хлебе”.

К концу века внимание к положению ребенка в семье, в об­ществе усиливается. Расширяется сфера изображения детской литературы. Авторы книг для детей в 80—90-е годы обратились к морской тематике (К.М. Станюкович), к жизни заводских рабочих (Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.С. Серафимович). Литерату­ра для детей к концу века представляла сложную и разнообраз­ную картину, в которой уживались сентиментальные, роман­тические тенденции с реалистическим направлением.

Сказки. Во второй половине века сказка вновь занимает свои позиции в литературе и детском чтении. В новых исто­рических условиях возрос интерес к народному быту, исто­рическому прошлому, обычаям и верованиям народа. К это­му времени выходят сборники подлинных фольклорных про­изведений: “Народные русские сказки” А.Н.Афанасьева (1855—1866), “Великорусские сказки” И.А.Худякова (1860— 1868), “Детские песни” П.А.Бессонова (1868). В собрании П.Шейна “Русские песни” (1870) выделен раздел “Детские песни” с подробными комментариями историко-бытового ха­рактера. А.Н.Афанасьев отбирает из общего собрания сказок те, что были доступны детям, и выпускает в 1870 году сбор­ник “Русские детские сказки”. Еще раньше, в 1844 году, вы­шла первая книга народных сказок для детей Е.Авдеевой “Рус­ские сказки для детей, рассказанные нянюшкой Адотьей Сте­пановной Черепьевой”. Сборник Авдеевой был популярен и выдержал до конца века 8 изданий.

К народной сказке обращаются писатели. М.Михайлов включает в свою повесть “Святки” (1854) сказки ключницы, публикует тексты народных сказок для детей (“Кот и пету­шок”, “Рукавицы” и другие) в журнале “Подснежник”, а в 1864 году издает сборник “Русские народные сказки для де­тей”. “Лесные хоромы”, “Дума”, особенно “Два Мороза” — эти сказки М.Михайлова входят в детское чтение до сего времени. Писатель-демократ хорошо передал дух, склад на­родных сказок. “Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали” — так начинается сказка “Два Мороза”.

Своеобразны по языку, по стилю и сказки В.И.Даля. Его сказки насыщены пословицами, поговорками, острыми сло­вечками. В статье “Полтора слова о нынешнем русском язы­ке” (1842) Даль признавал, что не только “сказки сами по себе были для него важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода, — сказка служила предлогом”. Сказки для детей в своей обработке Даль выпустил в 1871 году двумя книгами. “Первая первинка полуграмотной вну­ке. Сказки, песенки, игры” и “Первинка другая. Внуке гра-мотейке с неграмотною братиею. Сказки, песенки, игры”. В чтение детей младшего возраста вошли такие известные сказки Даля, как “Девочка Снегурочка”, “Солдатский привар”, “О дятле”, “У тебя у самого свой ум”.

Утверждению фольклора в детском чтении способствова­ла педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Он насы­щает свои книги для первоначального чтения произведения­ми устного народного творчества. Лев Толстой при создании “Азбуки”, “Русских книг для чтения” пересказал для детей многие сказки разных народов, написал и свои, используя народные мотивы.

В 60-е годы среди педагогов возник спор о пользе и вреде сказок в воспитании детей. В защиту сказки в 1867 году вы­ступил И.С.Тургенев, поместив предисловие к своему пере­воду сказок Ш. Перро, вышедшему в издательстве Вольфа.

В последней четверти века с развитием романтических тенденций видоизменяется и жанр сказки. Литературная сказ­ка утрачивает прямую связь с фольклорной основой и обра­щается к поэтике аллегории, символа. Таковы оригинальные символико-романтические сказки В.Гаршина (“То, чего не было”, “Сказка о жабе и розе”, “Аиа1еа рппсерз”), “Книжка счастья” Н.Гарина-Михайловского. Классической сказкой для детей стала знаменитая гаршинская “Лягушка-путешествен­ница” (1887), слегка ироничная и насмешливая, но полная веры в добро и торжество жизни. Особым очарованием, мяг­кой лирической интонацией отличаются “Аленушкины сказ­ки” Д. Мамина-Сибиряка.

Большой популярностью у читателя конца прошлого века пользовались сказки Н.П.Вагнера (Кота-Мурлыки) (1829— 1907), известного писателя и ученого-зоолога. Литературную славу ему принес сборник “Сказки Кота-Мурлыки” (1872) из 25 сказок, 10-е издание вышло в 1923 г. В последние годы его сказки переизданы, включаются в сборники литературных сказок писателей XIX века.

Для сказочного творчества Вагнера характерна аллегорич­ность и своеобразная символика. Его излюбленный жанр — философская сказка, в которой он обращается к вечным во­просам добра и зла, счастья, любви, милосердия. Вагнер час­то оригинально обыгрывает элементы фольклорной сказки (зачин, волшебные предметы, характерные герои). Таковы “Дядя Пуд”, “Два Ивана”, “Телепень”.

“Бабушка, что такое сказка? К чему она нужна, ведь это все неправда, выдумка? Разве были когда-нибудь скатерти-самобран­ки да ковры самолеты, волшебники и волшебницы?” — спраши­вает внучка (“Сказка”). В ответ бабушка рассказывает сказку про красавицу Альмару, ценой своей молодости и красоты спас­шую Елизара, — сказку необычную, с открытым финалом, что заставляет задуматься о природе чуда, волшебства в сказке и в жизни. Читателям младшего возраста будут интересны сказки, в которых действуют персонажи из мира природы: косой зайка (“Котя”), клест Иван Иванович (птичья драма “Клест”), береза и ее окружение (“Береза”). Творчество Н.Вагнера вносит новые элементы в развитие жанра литературной сказки, популярного на протяжении всего XIX века. Новый всплеск интереса к ней произойдет на рубеже XIX и XX столетий.

Лирика второй половины XIX столетия — замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявило о себе крупное созвездие поэтов, внесших богатей­ший вклад в русскую классику. В детском чтении появляют­ся имена А. Фета, А. Майкова, И. Никитина, позже А.Плещее­ва, И.Сурикова, стихи Ф.Тютчева, А. Толстого, Я.Полонско­го. Стихи выдающихся русских лириков открывают юным читателям разнообразный и неповторимый мир природы, кра­соту родной земли. Каждый автор вносит свои краски, свои штрихи в огромный портрет родной природы, “в слове яв­ленный”.

Федор Иванович Тютчев (1803—1873) — современник Пуш­кина, поэт-романтик. Романтична, таинственна природа в его стихах, сложно и драматично связанная с миром человека.

Характерная примета лирики Тютчева — пейзажи, яркие, выразительные. Особенно привлекательны картины измен­чивых, переходных состояний природы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом...

(Весенняя гроза)

Словно специально создано для детей стихотворение “Зима недаром злится”, рисующее смену времен года как противо­борство молодой Весны и уходящей Зимы — “ведьмы злой”:

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Певцами природы называют А.К.Толстого (1817—1875), А.А.Фета (1820—1892), А.Н.Майкова (1821—1897). В пейзаж­ной лирике они достигли высочайшего мастерства. Майков писал: “Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцани­ем, везде одно... У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами”[lxiii]. Это высказывание Майкова — своего рода эпиграф к его сти­хам и стихам его современников.

В хрестоматии, сборники стихов для детей младшего школьного возраста вошли стихотворения Алексея Констан­тиновича Толстого “Вот уж снег последний в поле тает”, “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад”, “Колокольчики мои, цветики степные”. Афанасии Афанасьевич Фет представ­лен непревзойденными по чистоте и прозрачности слога сти­хами “Ласточки пропали...”, “Чудная картина...”, “Я пришел к тебе с приветом...”. В творчестве Фета появляется герой-ребенок (“Мама! глянь-ка из окошка...”), возникают сценки домашней жизни:

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе...

Эти поэтические миниатюры отличаются особенно теп­лой, мягкой интонацией и в первую очередь привлекают ма­леньких читателей.

Приметой детской поэзии Аполлона Николаевича Майко­ва стали стихотворения “Сенокос”, “Осень” (“Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...”), “Весна” (“Уходи, Зима седая”), “Летний дождь” (“Золото, золото падает с неба...”). Особой оригинальностью отличается его “Колыбельная пес­ня”, в которой покой младенца оберегают сказочно могучие силы природы:

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Неповторимое своеобразие имеет творчество Ивана Саввича Никитина (1824—1861), выходца из мещанской среды (родился и жил в Воронеже), поэта некрасовской школы. Бли­зость поэта к народной жизни, к русской природе сказалась в его поэзии. В стихах Никитина звучит открытое чувство горя­чей любви к родной земле, восхищения силой и стойкостью народного характера. Достоянием детской литературы стали такие стихотворения Никитина: “Утро” (“Звезды меркнут и гаснут. В огне облака...”), “Дедушка” (“Лысый, с белой боро­дою, дедушка сидит...”), “Утро на берегу озера”, “Жена ямщи­ка”, “Помню я: бывало, няня...”. Произведения поэта орга­нично включают мотивы и образы народных лирических пе­сен. Не случайно на стихи Никитина создано более 60 песен и романсов. Среди них “Русь”, “На старом кургане, в широкой степи...”. Особенно широко известной стала детская песня “Встреча зимы” (“Здравствуй, гостья-зима!”).

В русле некрасовских традиций развивалась поэзия для детей А.Н.Плещеева (1825—1893) и И.З.Сурикова (1841— 1880). В их творчестве соединились мотивы русской природы и крестьянского труда, зазвучала тема деревенского детства. Оба поэта проявляли интерес к современной им детской ли­тературе, активно участвовали в работе журналов “Детское чтение”, “Семья и школа”, “Детский сад”, “Игрушечка”.

Алексеи Николаевич Плещеев, известный поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик, к детской ли­тературе обратился в 70-е годы. Он составил и издал для де­тей несколько сборников своих произведений, среди них “Подснежник” (1878) и “Дедушкины песни” (1891). Его сти­хи полны любви к детям и не могут не вызывать ответного чуства. Вот маленький попрошайка, которого пожалел и на­кормил собрат по несчастью (“Нищие”) , больной мальчик, мечтавший о весне, о тепле, о маме (“Ожидания”). Дети, раз­ные, кроткие и живые, шумные, любознательные, — главные персонажи поэтических произведений Плещеева. Маленькие герои окружены, как правило, любящими их людьми — па­пами, мамами, дедушками и бабушками, нянями. Поэт рисует запоминающиеся картины семейной жизни: возвращение детей из школы, встреча с барбоской у крыльца, расспросы родных (“Из жизни”), восторженный рассказ кудрявого Вани о школе (“Бабушка и внучек”), разговоры деда с маленькими внуками, сказки “про лису, про колобка, да про квакушку-лягушку, да про мышкин теремок” (“Ненастье”).

Глазами ребенка Плещеев видит природу. В его стихах все подвижно, изменчиво: “Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/ Ласточка с весною/ В сени к нам летит”, поют соловьи и жаворонки, бегут ручьи, разговаривают дождевые капли. “Краски плещеевского пейзажа скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж его прост и про­зрачен, высоко эмоционален и часто контрастен, сопостав­ляя бурю и тишину, спокойствие и тревогу” [lxiv]. Стихи Плещее­ва музыкальны и так же, как и никитинские, многие из них стали популярными песнями и романсами.

Под влиянием Плещеева обратился к поэзии для детей Иван Захарович Суриков, талантливый поэт-самоучка, родив­шийся в крестьянской семье на Ярославщине. В деревне про­шли первые счастливые 8 лет его жизни, в целом суровой и нерадостной (умер он в 39 лет от чахотки). Впечатления дере­венского детства, светлые воспоминания о тепле родительско­го дома, о счастливых днях, проведенных в,поле, в ночном, на рыбалке, питали творчество поэта. Это пивная тема его чис­тых и бесхитростных стихотворений: “Детство”, “В ночном”, “На реке”, “Зимой”. Стихотворение “Детство”, пожалуй, самое известное у Сурикова, стало главной приметой его поэзии.

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой...

Стихотворение при кажущейся простоте написано рукой мастера. Всего две картины рисует поэт: веселые забавы с друзьями мальчишками и вечер дома:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

А “бабушка седая” внуку сказку говорит:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал...

Внешних событий мало, но они так эмоционально напол­нены, что день, как это бывает только в детстве, кажется безграничным:

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

Воспоминания одного дня вырастают в обобщенный об­раз детства.

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

Стихи поэтов 60—70-х годов прошлого столетия при всем разнообразии мотивов, интонаций удивительно добры и че­ловечны. Они воссоздают гармоничный мир единения чело­века и природы, теплоту семейных отношений, передают веру в доброе начало, стремление к знанию, к счастливой жизни. Каждый ребенок, едва переступив школьный порог, запоми­нал и с трепетом произносил строки плещеевского стихотво­рения:

Шел вчера я мимо школы.

Сколько там детей, родная!

Как рассказывал учитель.

Долго слушал у окна я.

Слушал я — какие земли

Есть за дальними морями...

Города, леса какие

С злыми, страшными зверями.

Он рассказывал: где жарко,

Где всегда стоят морозы,

Отчего дожди, туманы,

Отчего бывают грозы...

Лучшие стихи поэтов этого времени хорошо знакомы и любимы многими поколениями россиян, бережно передава­лись от старших к младшим, без преувеличения можно ут­верждать, вошли в генетическую память народа, стали бес­ценным национальным культурным богатством.

1. Каковы же характерные особенности литературы для детей 60-х—начала 80-х годов XIX века?

2. Подготовьте сообщение о творчестве одного из поэтов, писавших для детей во второй половине XIX века.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: